Информационные технологии на уроках татарского языка по теме "Профессии"

Разделы: Начальная школа


Цели: 

  1. Повысить интерес учащихся к изучаемой теме.
  2. Обогатить словарный запас учащихся и использовать полученные знания в диалогической речи, развивать культуру речи.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к разным профессиям.

Оборудование: 

  • учебник Ф.С. Сафиуллина. Татарский язык. 3 класс. Казань:- Магариф, 2004;
  • мультимедиа (слайды с таблицами «Профессии» и «Где он(она) работает?», с ребусами и головоломкой, рисунки с рабочими инструментами, карточки с индивидуальными заданиями);
  • магнитофонная запись со стихотворением Р. Миннуллина «Мальчики разговаривают»;
  • толковый словарь С. И. Ожегова;
  • выставка книг с произведениями Р. Миннуллина, С. Михалкова, Дж. Родари.

Ход урока

I. Организационный момент.

Урок начинается со стихотворения. (дети хором рассказывают и иллюстрируют стихотворение)

Правая рука – сильна и крепка,
Левая рука – нежна и кротка, 
А, когда встречаются и соединяются,
В них – сила и добро,
Вместе им всегда тепло.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами побываем на необычном уроке, в необычном кабинете. А помощником у нас на уроке будет – компьютер. Внимательно посмотрите на экран. Мы видим людей разных профессий.

Работа с таблицей. Диалог между учителем и учеником.

–    Это кто?

–    Это врач.

–    Это рабочий?

–    Да, это рабочий и т. д.   

(дети перечисляют названия профессий на татарском языке)

Учитель: Молодцы. Вы дома хорошо повторили слова – названия профессий.

III.  Закрепление знаний.

1. Дети слушают отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» и запоминают названия профессий. Три ученика выходят и рассказывают.

1-ый ученик: 

С лесенки ответил Вова: 
– Мама – лётчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,    
Мама – милиционер.  
2-ой ученик:
А у Тани и у ВерыОбе мамы – инженеры. 
А у Лёвы мама – повар
Мама – лётчик?
Что ж такого? 

3-ий ученик:

И спросила Нина тихо:              
– Разве плохо быть портнихой?         
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну, конечно, не пилот.

1-ый ученик:  

Лётчик водит самолёты –          
Это очень хорошо.

2-ой ученик:   

Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.

3-ий ученик:   

Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.

(дети садятся на места)

Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком и о чём мы сегодня на уроке будем говорить?

Дети: О людях. О профессиях.

Учитель: Правильно. О профессиях. Вспомните, какие названия профессий вы услышали в отрывке стихотворения С. Михалкова?

Дети: Лётчик, портниха, доктор…

(дети называют профессии и переводят слова на татарский язык).

2. Разгадывание ребусов.

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на экран и подумайте, какие слова здесь спрятались?

  

Дети: Сатучы – продавец. Очучы – лётчик. Табиб – врач. Сыер савучы – доярка. Тәрбияче – воспитатель.

Учитель: Молодцы, ребята. Хорошо. А что же слово «профессия» обозначает? Вот послушайте, как в толковом словаре С.И.Ожегова это слово трактуется: «Профессия –  основной род занятий, трудовой деятельности». Значит, это основное занятие людей.

3. Проверка домашнего задания.

Дети читают текст из учебника, переводят на русский язык и отвечают на вопросы. (с. 94)

4. Работа в тетради.

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на экран. Здесь написаны слова. В первом столбике слова, которые отвечают на вопрос кто?, а во втором – на вопрос что делает? Ребята, подумайте и скажите, учитель что делает?

Дети: Учитель учит.

Учитель: Продавец что делает?

Дети: Продавец продаёт и т.д.

Кем?
(Кто?)     
Нишли?
(Что делает?)
УКЫТУЧЫ
(учитель) 
ТЕГӘ
(шьёт)
САТУЧЫ
(продавец)
УКЫТА
(учит)
ТЕГҮЧЕ
(портниха) 
ТӨЗИ
(строит)
ЭШЧЕ
(рабочий) 
ДӘВАЛЫЙ
(лечит)
ТАБИБ
(врач) 
САТА
(продаёт)
ТӨЗҮЧЕ
(строитель) 
ЭШЛИ
(работает)

Учитель: Хорошо. Ребята, посмотрите на рисунки и скажите: «Кто что делает?»

Учитель показывает рисунки и говорит предложения на русском языке, а ученики должны перевести эти предложения на татарский язык. Например: Продавец продаёт очень красивые цветы. Строители строят высокий дом. Писатель пишет интересные рассказы. Портниха шьёт синее платье. Рисунки вывешиваются на доске.

Учитель: А сейчас, ребята, внимательно посмотрите на рисунки, вспомните предло- жения и по два запишите в тетрадь (три ученика зачитывают свои записанные предложения).

5. Физминутка.

Руки вверх мы поднимаем,                           .
А потом их опускаем,                                   
А потом их разведём                                    
И к себе скорей прижмём
А потом быстрей, быстрей –
Хлопай, хлопай веселей!

6. Работа с таблицей «Где он (она) работает?»

Учитель: Ребята, люди этих профессий где работают? Повар где работает?

Дети: Повар работает в столовой.

Учитель: Продавец в магазине работает?

Дети: Да, продавец работает в магазине.

Учитель: Строитель в школе работает?

Дети: Нет, строитель в школе не работает. Он работает на стройке и т. д.

Учитель: Ребята, значит, мы можем сказать, что каждая профессия имеет своё рабочее место. А известный вам итальянский писатель Джанни Родари в сказке «Приключения Чипполино» писал, что каждая профессия имеет свой индивидуальный, своеобразный, про-фессиональный запах. Вот послушайте:

В булочной пахнет
Тестом и сдобой,
Куртка шофёра 
Пахнет бензином,
Блуза рабочего – 
Маслом машинным. 
Пахнет кондитер 
Орехом мускатным.
Доктор в халате – 
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак.

Учитель: Алёша, папина рабочая куртка пахнет бензином?

Дети: Да.

Учитель: Вика, мамин рабочий халат пахнет витаминами, лекарствами?

Дети: Да, пахнет витаминами, лекарствами.

Учитель: Ребята, как вы считаете: Джанни Родари прав?

Дети: Да. Джанни Родари прав.

Учитель: Значит, каждая профессия имеет своеобразный запах. Ребята, каждая профессия имеет не только своё рабочее место и свой запах, но и свои рабочие инструменты. Внимательно посмотрите на рисунки и ответьте на вопрос: «Эти предметы кому нужны?»


Дети: Портнихе. Учителю. Врачу. Продавцу.

7. Физминутка.

Много слов мы называли                      
И немножечко устали.                        
А теперь пора нам встать,                
Руки кверху всем поднять.                 
Опустить обратно.
Делать так приятно!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы считать.

8. Работа с индивидуальными карточками.

Ученики делятся на две группы. Первая группа работает с большими карточками, где вместо многоточий надо добавить слова по смыслу; а вторая группа – с маленькими карточ-ками, где учащиеся должны правильно прочитать реплики и перевести их на русский язык. (карточки у детей на парте; пары читают диалог).           

 

9. Аудирование.

Дети слушают магнитофонную запись со стихотворением Р. Миннуллина «Мальчики разговаривают».

 – Мин үскәч абый булам!                        
Аннары бабай булам!                                
 – Ә мин бабай булгач та                      
Гел әйбәт малай булам!                            
 – Мин үзем әти булам!                             
 – Ә мин дәү әти булам!                            
 – Үскәч кем буласымны                            
Мин әле әйтми торам.                            
 – Мин батыр солдат булам!                  
 – Ә мин космонавт булам!                       
 – Ә мин Третьяк булам!                            
Капкада сакта торам!                              
 – Ә мин корыч коючы,                               
Чуен коючы булам!                                   
 – Мин күз буучы булам!                            
– Ә мин аучы булам да,                                       
Көн дә йөрим сунарга!  
 – Ә мин белмим, әнидән
Онытканмын сорарга.
– Ә мин бик озын булам,
Үсәм әле тагы да!
Ә мин начальник булам,
Йөрим “Волга”да гына!
– Ә мин кибетче булам
Яисә итче булам!
– Ә мин бик көчле булам,
Әтием төсле булам!
– Мин комбайнчы булам,
Кырда иген урырга!
– Ә  миңа әни, үскәч,
Куша кеше булырга!
Учитель: Ребята, какие названия профессий вы услышали?

Дети отвечают и переводят на русский язык.

Учитель: Обратите внимание на последние строчки стихотворения:

А мне мама велит
Всегда оставаться человеком!

Кем нужно оставаться всегда?

Дети: Человеком.

IV. Заключение. Вывод.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы очень много говорили о профессиях. А как вы думаете, какая профессия важная, хорошая, лучшая?

(Ответы детей).

Учитель: Ребята, мне хотелось бы вспомнить известные слова  С. Михалкова: «Все работы хороши, все профессии важны!».

V. Дополнительный материал к уроку.

Учитель: А сейчас, ребята, наша постоянная рубрика «Путешествие в страну слов».

Учащиеся разгадывают головоломку. Они ищут слова по теме «Профессии» и записы-вают их  в тетрадь.

VI. Домашнее задание.

Дети должны на следующий урок принести фотографию своей семьи и познакомить нас с ней, ответив на вопросы: Сколько человек в семье? Кто они? Как их зовут? Где они работают?

Оценки с комментариями.