Цели:
- Повысить интерес учащихся к изучаемой теме.
- Обогатить словарный запас учащихся и использовать полученные знания в диалогической речи, развивать культуру речи.
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к разным профессиям.
Оборудование:
- учебник Ф.С. Сафиуллина. Татарский язык. 3 класс. Казань:- Магариф, 2004;
- мультимедиа (слайды с таблицами «Профессии» и «Где он(она) работает?», с ребусами и головоломкой, рисунки с рабочими инструментами, карточки с индивидуальными заданиями);
- магнитофонная запись со стихотворением Р. Миннуллина «Мальчики разговаривают»;
- толковый словарь С. И. Ожегова;
- выставка книг с произведениями Р. Миннуллина, С. Михалкова, Дж. Родари.
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок начинается со стихотворения. (дети хором рассказывают и иллюстрируют стихотворение)
Правая рука – сильна и крепка,
Левая рука – нежна и кротка,
А, когда встречаются и соединяются,
В них – сила и добро,
Вместе им всегда тепло.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами побываем на необычном уроке, в необычном кабинете. А помощником у нас на уроке будет – компьютер. Внимательно посмотрите на экран. Мы видим людей разных профессий.
Работа с таблицей. Диалог между учителем и учеником.
– Это кто?
– Это врач.
– Это рабочий?
– Да, это рабочий и т. д.
(дети перечисляют названия профессий на татарском языке)
Учитель: Молодцы. Вы дома хорошо повторили слова – названия профессий.
III. Закрепление знаний.
1. Дети слушают отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» и запоминают названия профессий. Три ученика выходят и рассказывают.
1-ый ученик:
С лесенки ответил Вова:2-ой ученик:
– Мама – лётчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Тани и у ВерыОбе мамы – инженеры.
А у Лёвы мама – повар
Мама – лётчик?
Что ж такого?
3-ий ученик:
И спросила Нина тихо:
– Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну, конечно, не пилот.
1-ый ученик:
Лётчик водит самолёты –
Это очень хорошо.
2-ой ученик:
Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.
3-ий ученик:
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
(дети садятся на места)
Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком и о чём мы сегодня на уроке будем говорить?
Дети: О людях. О профессиях.
Учитель: Правильно. О профессиях. Вспомните, какие названия профессий вы услышали в отрывке стихотворения С. Михалкова?
Дети: Лётчик, портниха, доктор…
(дети называют профессии и переводят слова на татарский язык).
2. Разгадывание ребусов.
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на экран и подумайте, какие слова здесь спрятались?
Дети: Сатучы – продавец. Очучы – лётчик. Табиб – врач. Сыер савучы – доярка. Тәрбияче – воспитатель.
Учитель: Молодцы, ребята. Хорошо. А что же слово «профессия» обозначает? Вот послушайте, как в толковом словаре С.И.Ожегова это слово трактуется: «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности». Значит, это основное занятие людей.
3. Проверка домашнего задания.
Дети читают текст из учебника, переводят на русский язык и отвечают на вопросы. (с. 94)
4. Работа в тетради.
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на экран. Здесь написаны слова. В первом столбике слова, которые отвечают на вопрос кто?, а во втором – на вопрос что делает? Ребята, подумайте и скажите, учитель что делает?
Дети: Учитель учит.
Учитель: Продавец что делает?
Дети: Продавец продаёт и т.д.
Кем? (Кто?) |
Нишли? (Что делает?) |
УКЫТУЧЫ (учитель) |
ТЕГӘ (шьёт) |
САТУЧЫ (продавец) |
УКЫТА (учит) |
ТЕГҮЧЕ (портниха) |
ТӨЗИ (строит) |
ЭШЧЕ (рабочий) |
ДӘВАЛЫЙ (лечит) |
ТАБИБ (врач) |
САТА (продаёт) |
ТӨЗҮЧЕ (строитель) |
ЭШЛИ (работает) |
Учитель: Хорошо. Ребята, посмотрите на рисунки и скажите: «Кто что делает?»
Учитель показывает рисунки и говорит предложения на русском языке, а ученики должны перевести эти предложения на татарский язык. Например: Продавец продаёт очень красивые цветы. Строители строят высокий дом. Писатель пишет интересные рассказы. Портниха шьёт синее платье. Рисунки вывешиваются на доске.
Учитель: А сейчас, ребята, внимательно посмотрите на рисунки, вспомните предло- жения и по два запишите в тетрадь (три ученика зачитывают свои записанные предложения).
5. Физминутка.
Руки вверх мы поднимаем, .
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём
А потом быстрей, быстрей –
Хлопай, хлопай веселей!
6. Работа с таблицей «Где он (она) работает?»
Учитель: Ребята, люди этих профессий где работают? Повар где работает?
Дети: Повар работает в столовой.
Учитель: Продавец в магазине работает?
Дети: Да, продавец работает в магазине.
Учитель: Строитель в школе работает?
Дети: Нет, строитель в школе не работает. Он работает на стройке и т. д.
Учитель: Ребята, значит, мы можем сказать, что каждая профессия имеет своё рабочее место. А известный вам итальянский писатель Джанни Родари в сказке «Приключения Чипполино» писал, что каждая профессия имеет свой индивидуальный, своеобразный, про-фессиональный запах. Вот послушайте:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой,
Куртка шофёра
Пахнет бензином,
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак.
Учитель: Алёша, папина рабочая куртка пахнет бензином?
Дети: Да.
Учитель: Вика, мамин рабочий халат пахнет витаминами, лекарствами?
Дети: Да, пахнет витаминами, лекарствами.
Учитель: Ребята, как вы считаете: Джанни Родари прав?
Дети: Да. Джанни Родари прав.
Учитель: Значит, каждая профессия имеет своеобразный запах. Ребята, каждая профессия имеет не только своё рабочее место и свой запах, но и свои рабочие инструменты. Внимательно посмотрите на рисунки и ответьте на вопрос: «Эти предметы кому нужны?»
Дети: Портнихе. Учителю. Врачу. Продавцу.
7. Физминутка.
Много слов мы называли
И немножечко устали.
А теперь пора нам встать,
Руки кверху всем поднять.
Опустить обратно.
Делать так приятно!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы считать.
8. Работа с индивидуальными карточками.
Ученики делятся на две группы. Первая группа работает с большими карточками, где вместо многоточий надо добавить слова по смыслу; а вторая группа – с маленькими карточ-ками, где учащиеся должны правильно прочитать реплики и перевести их на русский язык. (карточки у детей на парте; пары читают диалог).
9. Аудирование.
Дети слушают магнитофонную запись со стихотворением Р. Миннуллина «Мальчики разговаривают».
– Мин үскәч абый булам!Учитель: Ребята, какие названия профессий вы услышали?
Аннары бабай булам!
– Ә мин бабай булгач та
Гел әйбәт малай булам!
– Мин үзем әти булам!
– Ә мин дәү әти булам!
– Үскәч кем буласымны
Мин әле әйтми торам.
– Мин батыр солдат булам!
– Ә мин космонавт булам!
– Ә мин Третьяк булам!
Капкада сакта торам!
– Ә мин корыч коючы,
Чуен коючы булам!
– Мин күз буучы булам!
– Ә мин аучы булам да,
Көн дә йөрим сунарга!
– Ә мин белмим, әнидән
Онытканмын сорарга.
– Ә мин бик озын булам,
Үсәм әле тагы да!
Ә мин начальник булам,
Йөрим “Волга”да гына!
– Ә мин кибетче булам
Яисә итче булам!
– Ә мин бик көчле булам,
Әтием төсле булам!
– Мин комбайнчы булам,
Кырда иген урырга!
– Ә миңа әни, үскәч,
Куша кеше булырга!
Дети отвечают и переводят на русский язык.
Учитель: Обратите внимание на последние строчки стихотворения:
А мне мама велит
Всегда оставаться человеком!
Кем нужно оставаться всегда?
Дети: Человеком.
IV. Заключение. Вывод.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы очень много говорили о профессиях. А как вы думаете, какая профессия важная, хорошая, лучшая?
(Ответы детей).
Учитель: Ребята, мне хотелось бы вспомнить известные слова С. Михалкова: «Все работы хороши, все профессии важны!».
V. Дополнительный материал к уроку.
Учитель: А сейчас, ребята, наша постоянная рубрика «Путешествие в страну слов».
Учащиеся разгадывают головоломку. Они ищут слова по теме «Профессии» и записы-вают их в тетрадь.
VI. Домашнее задание.
Дети должны на следующий урок принести фотографию своей семьи и познакомить нас с ней, ответив на вопросы: Сколько человек в семье? Кто они? Как их зовут? Где они работают?
Оценки с комментариями.