Цели:
- Ознакомить учащихся с теоретическими положениями по данной теме.
- Отработать навыки определения разрядов прилагательных.
- Изучить орфографические правила, связанные с данной темой.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экран или интерактивная доска.
Оформление:
- число;
- классная работа;
- тема;
- домашнее задание.
Этапы урока:
- Оргмомент.
- Цели и задачи урока.
- Объяснение нового материала.
Теоретический блок:
Работа с таблицей № 1 «Разряды прилагательных».
Работа с таблицей №2 «Качественные, относительные и притяжательные прилагательные». Всё объяснение нового материала сопровождается обязательной работой в рабочих тетрадях с целью дальнейшего заучивания наизусть главных моментов теории по данной теме.
Практический блок:
Упражнения на различение качественных и относительных прилагательных:
- 1) К данным существительным подобрать качественные прилагательные: речь лаконичная, интересная, увлекательная.
Море, поездка, дождь, труд.
2) К данным существительным подобрать относительные прилагательные: время местное, московское, осеннее.
1) К существительным подобрать качественные и относительные прилагательные: роща старая берёзовая.
Книга, часы, луга, дом, предмет.
2) К каждому словосочетанию подобрать или качественное, или относительное прилагательное, например: большой дом (качественное прилагательное + существительное), добавляем относительное прилагательное (каменный), получаем словосочетание большой каменный дом.
Солнечный свет, яркие впечатления, средние способности, весенние деньки, городская олимпиада, хорошие результаты, ветреный день, мобильная связь, личный кабинет, прочные знания, золотые изделия, песчаный берег.
Упражнения, связанные с употреблением относительных прилагательных в переносном значении.
- 1) Подобрать синонимы к прилагательным:
Железная воля, золотые руки, ледяной взгляд, свинцовые облака, открытый характер, золотое сердце, серебряный голос.
2) Придумать словосочетания с этими же прилагательными, но уже в прямом значении, например, железная воля – железная дверь.
К данным прилагательным подобрать по 2 существительных так, чтобы с одним из них оно было качественным, а с другим – относительным: открытая – открытая дверь, открытая душа.
Солнечный, морская, бархатный, железная, оловянные, свинцовые.
!!! Особое внимание нужно уделить склонению притяжательных прилагательных на – ий и на те прилагательные, основа которых заканчивается на шипящую. Поэтому необходимо составить таблицу склонения притяжательных прилагательных, при этом обратить внимание на окончания И.п. и сходного с ним В.п. в мужском роде единственного числа, которые не совпадают с окончанием вопросительного слова.
И.п. | чей?!!!, чья?, чьи? | верблюжий !!!, ья, ье |
Р.п. | чьего?, чьей?, чьих? | верблюжьего, ьей, ьих |
Д.п. | чьему?, чьей, чьим? | верблюжьему, ьей, ьим |
В.п. | чей?!!!, чья?, чьи? | верблюжий !!!, ья, ье |
Т.п. | чьим?, чьей?, чьими? | верблюжьим, ьей, ьими |
П.п. | чьём?, чьей?, чьих? | верблюжьем, ьей, ьих |
Сопоставить в предложении притяжательные и относительные прилагательные и просклонять их: У него неуклюжая медвежья походка.
От данных существительных образовать словосочетания с притяжательными прилагательными, просклонять, обратив внимание на чередование в суффиксах, составить словосочетания: охотник – охотничье ружьё.
Извозчик, плотник, разбойник, чиновник, помещик.
Из данных словосочетаний образовать словосочетания (прилагательное + существительное), к каждому прилагательному подобрать существительные всех родов и множественного числа: голоса птиц – птичьи голоса, птичий голос, птичье гнездо, птичья стая.
Хвост павлина, рог оленя, молоко коровы, пух лебедя, жир барсука.
Работа с учебником:
- Упражнение № 294 (записать группами данные относительные прилагательные, характеризующие предмет: а) по материалу, б) по месту, в) по времени, г) по действию.)
- Упражнение № 299 (ъ или ь во всех частях речи; повторение. Ь в притяжательных прилагательных.)
Выводы и итоги.
Домашнее задание:
§ 50,51,52(теория + опорные схемы), упражнения № 300,301.