“Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и
не получило навыка распоряжаться им в изустной и
письменной речи, всегда будет страдать от этого
коренного недостатка”.
К.Д. Ушинский
Система развивающего обучения, элементы которого я использую в своей работе по традиционной системе, побуждает к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Главной целью любого учебного предмета является развитие личности ребенка, его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей.
Основная задача опыта заключается в том, чтобы способствовать расширению кругозора учащихся, углублению знаний об окружающем мире, благоприятствовать развитию ребенка как личности, активизировать умственную деятельность детей, дать возможность для полноценного развития речевых способностей, формирования самостоятельности и ответственности. Я стараюсь построить свою работу так, чтобы заложить прочный фундамент знаний.
Данный опыт формировался на основе применения системы Г.А. Бакулиной “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” в творческой переработке и дополнении данной работы на других учебных предметах ( литературное чтение, детская риторика, окружающий мир, введение в историю) и в воспитательной работе.
Через словарно-орфографическую работу происходит ознакомление учащихся с языком, т.е. возможность приобщить к истории языка, к культуре русского народа, развитие интереса к окружающему миру, потребность узнавать и познавать его.
Работа носит творческий характер, требует выбора разных форм обучения ( игра-конкурс, самостоятельная работа в библиотеке по заданию учителя, экскурсии в краеведческий музей, в природу, совместный сбор информации с родителями и др.).
Очень важно, чтобы на уроках дети осваивали то, что важно в жизни каждого человека: умение получать и передавать информацию, поддерживать беседу, устанавливать контакты с другими людьми, пересказать, написать письмо, поздравление, объявление и др.
Интеллектуальное развитие невозможно без развития речи школьника. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений - все это задачи уроков русского языка, литературного чтения, детской риторики. Большой простор для интеллектуального развития учащихся дают предметы: “ Окружающий мир”, “ Введение в историю”. Их изучение обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление, прививает бережное отношение к окружающему миру, обогащает знания за счет познания нового.
Результат достигается интеллектуальной насыщенностью уроков.
Результативность выражается в повышении качества знаний, в развитии творческих способностей, устойчивого интереса к предмету.
Система интеллектуального комплексного развития предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе урока русского языка в ходе изучения языкового материала формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Обогащение учебного материала осуществляется за счет:
- введения дополнительной лексики во время
словарно-орфографической работы,
закрепления, повторения и обобщения изученного; - увеличения масштаба использования пословиц,
поговорок, фразеологических оборотов на
разных этапах уроков; - расширения объема работы с понятиями и терминами;
- включения в содержание уроков различных видов
текстов воспитательного и
познавательного характера.
Обогащение и уточнение словарного запаса связано с формированием навыков правильной речи. С первого класса, при обучении грамоте, урок начинаю с чистоговорок, фонетических зарядок. Дети с удовольствием и интересом декламируют, заучивают небольшие по объему стихотворения:
са-са-са, ца-ца-ца, наша Таня умница су-су-су, цу-цу-цу, я пойду на мельницу. Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. |
- ля-ля-ля, ля-ля-ля, расцвела кругом земля, ла-ла-ла, ла-ла-ла, в лесу ягодку нашла. Был у бабушки баран, Бил он бойко в барабан. И плясали бабочки под окном у бабушки. |
Фонетические зарядки помогают не только прочному усвоению знаний о буквах и звуках, но и способствуют тому, чтобы дети пошли в библиотеку и прочитали то произведение, о котором шла речь на уроке.
Апельсины или мандарины?
Какие фрукты лежали в ящике вместе с Чебурашкой? В слове-отгадке букв больше, чем звуков.
Пулька или пончик?
Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему на обед варили суп из конфет и кашу из мармелада? В имени коротышки букв больше, чем звуков.
Астра или роза?
Какой цветок полюбил Маленький принц из сказки А. де Сент-Экзюпери? В названии цветка все согласные звуки звонкие.
На уроках обучения грамоте знакомство со звуками, буквами, словами осуществляю в процессе активной речемыслительной деятельности.
* Прочитайте слова, назовите “лишнее” слово,
объясните свой выбор:
Орел Комар Муха |
Малина Дуб Сирень |
Самолет Поезд Автобус |
* Даны слова: Мрамор, ремни, армия, норма, умение, Ира, море, нора, рана.
Прочитайте слово, которое обозначает имя девочки; водное пространство; камень, который используют в строительстве; вооруженные силы государства; длинная полоска кожи, которую носят как пояс; повреждения на теле; количество работы, которое надо выполнить; способность делать что-нибудь. Какое слово не прочитано? Что оно обозначает?
* Как меняется смысл высказывания при изменении форм слов (он или она):
Шура говорила с мамой. Шура говорил с мамой. Шура говорит с мамой. Александр говорит с мамой. Саша говорит с мамой.
* Игра “Начинай с буквы К”.
- Площадка со ступеньками перед входом в дом?
- Третье блюдо за обедом?
- Домашнее животное.
- Льется речка - мы лежим, лед на речке - мы бежим.
- День прошел, пора уж спать, в спальне ждет меня ...
* Добавление слов в предложение. Работа сделана. Как? (Хорошо, аккуратно, прекрасно, плохо, кое-как, наспех, небрежно и т.д.)
Игрушка сломана. Какая? (Маленькая, дорогая, любимая, чужая, старая.)
* Ответь одним словом на вопрос: “Ты кто?” (Ребенок, дочь, сын, внук, мальчик, девочка, шалун и т.д.)
* Назови по-разному одну и ту же игрушку. (Заяц, зайчишка, зайчонок, заинька, косой, длинноухий, малыш.)
С целью обогащения словарного запаса, после изучения определенной буквы, включаю в урок работу с речевыми оборотами, например: буква Б: бить баклуши ( праздно проводить время, бездельничать); буква В: а Васька слушает, да ест (так говорят, когда один говорит, а другой не обращает внимания); буква Ж: ждать у моря погоды( надеяться на что-то, не предпринимая ничего).
Работу с подобными речевыми оборотами продолжаю на протяжении всех 4 лет обучения в начальной школе, так как данная работа включает учащихся в активную умственную деятельность, заставляет задумываться над тем, почему мы так говорим, и тем самым повышает уровень мыслительной способности. Таким образом, с первых дней обучения в школе, приучаю детей пробовать, подбирать, сравнивать слова, не бояться ошибок и отметок, потому что одним из показателей интеллектуального развития школьника является аналитико-синтетический характер мышления. При этом очень важно научить ребенка сравнению, абстрагированию, обобщению.
Одним из основных вопросов методики обучения русскому языку является словарная работа. Методов словарно-орфографической работы, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, очень много, их использование способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов. Эта благодатная почва для поиска и творческой фантазии учителя. Я хочу рассказать о методах, которые больше всего заинтересовали моих учеников. В словарной работе на уроках русского языка нам помогали словарики. Слова мы записывали группами, объединенные одной орфограммой или определенным смыслом, например, -о-: хорошо, скоро, быстро, весело; -а-: сахар, капуста, платок, карандаш; самолет, комбайн, корабль, трамвай.
Работа с группой слов происходила творчески. После объяснения значения слов, их написания, учащиеся получали задание: составить рассказ, в котором все данные слова были бы объединены общим смыслом. Вот что у нас получалось.
3-й класс.
Квартира, комната, картина, завтрак, ракета, трамвай.
“Мы живем в большой квартире. В квартире много комнат, и в каждой комнате висит картина. В доме есть кухня, где мы завтракаем. Сегодня на завтрак мама купила печенье, на котором нарисованы трамвай и ракета”. (Алена Б.)
Здание, здесь, здоровье, здравствуй.
“Здание санатория “Барнаульский” расположено у реки. Сюда приезжают люди восстанавливать свое здоровье. И когда человек говорит “Здравствуй!”, он желает здоровья. Да здравствует здоровый образ жизни!” (Рита Д.)
Электростанция, электричество, электровоз.
“В городе строится новая электростанция. От нее проводят электричество в районы города. Электровоз перевозит все материалы. Скоро ребята пойдут на экскурсию на новую электростанцию”. (Юля К.)
4-й класс.
Россия, Кремль, Красная площадь, правительство, председатель, Москва, столица, метро.
“В самом центре России находится город Москва. В этом городе есть очень красивый Кремль и Красная площадь. В столице находится правительство, его возглавляет председатель. В Москве проложено метро”. (Ксения Ш.)
Сегодня, налево, направо, сверху, снизу, слева, справа.
“Сегодня ясный солнечный день. Я пошла в школу. Перед тем, как переходить через дорогу, я посмотрела налево, а потом направо. В школе мы писали словарные слова: сверху, снизу”. (Алена Б.)
Праздник, лестница, здравствуй.
“Сегодня праздник – 8 Марта. Лера поднялась по лестнице и у двери своей квартиры встретила маму. – Здравствуй, мама! – Здравствуй, доченька! Лера протянула маме букет цветов”. (Ирина П.)
При отработке написания словарных слов подбирала упражнения таким образом, чтобы при выполнении этой работы у детей развивалась память, распределение и объем внимания, речь, мышление, сообразительность. Например, город и деревня. В чем смысловое сходство слов? В чем смысловое различие слов? Составьте предложение, в котором эти слова объединились бы между собой, добавьте два других словарных слова. Такие виды работ помогают учителю творчески оживить словарную работу, а детям дает возможность лучше запомнить словарные слова и способствовать развитию творчества.
Большое внимание уделяла написанию сочинений. Предоставляла школьникам право самовыражения: живые мысли, чувства, переживания. Систематическая работа с данным видом творчества позволяет развивать языковое чутье, внимание к правильному употреблению слов, словосочетаний. Задания “приглашают” детей высказать свое мнение по данной теме: “Какой мультфильм тебе нравится?”, “Расскажи о своей любимой игрушке”, “ Почему мы так говорим?”, “Что ты знаешь о президенте?” и др. Творческие сочинения – одна из форм работы, позволяющая решать задачи интеллектуального развития. В интересах развития мыслительной активности детей я организую творческие сочинения по прочитанным произведениям. Это позволяет детям отстаивать свою точку зрения, оценивать тот или иной поступок, событие, поразмышлять об окружающем, о себе, о своем поведении.
Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений – все это задачи уроков литературного чтения. Содержание учебного материала, система заданий к тексту, объяснение литературных понятий, значение отдельных слов помогают проводить различные упражнения со словом: объяснение смысла, составление предложений, пересказ отрывка, в котором употреблено это слово, выполнение творческих работ. Например, в учебнике “Живое слово”, 2-й класс, детям встретилось слово кузовок. – Как можно сказать по-другому? (Корзиночка, короб.) В учебнике дается подсказка: “ Кузовок – это короб из бересты для ягод, грибов”. После этого ребята находят в тесте предложения с этим словом. Здесь же уместно вспомнить произведения, в которых употреблялось это слово. Дети вспоминают сказки, называют их.
Словарь к произведению – это учебный материал, который требует внимательной и глубокой работы на уроке. Главное, чтобы это слово вошло в речь учащихся. Цель словарной работы на уроках литературного чтения – показать, что художественное слово незаменимо. Автор выбирает именно то слово, при помощи которого создает определенный художественный образ. Заменить авторское слово нельзя - это означает разрушить образ. Работа над уяснением художественного смысла слов ведется в процессе вчитывания в произведение. Большое значение имеет работа с синонимами, но при этом главное внимание учеников направляется на то, что слова-синонимы не заменяют друг друга.
– Подумайте, писатель говорит: “Ручей роптал, протекая по лесу”. Почему нельзя сказать другое слово – “ворчал”, “жаловался”? Уточняем, что “роптал” гораздо больше значит, чем “жаловался”. В одном слове передается, как тек ручей: он журчал, глухо, тихо, и его журчание лес понимал как жалобу, недовольство. Ручей сравнивается с человеком, который свою жалобу, досаду выражает в словах очень негромко, но настойчиво. Вот какой большой смысл в одном слове.
Лютый мороз – это не просто сильный, а невыносимо тяжкий, причиняющий мучения.
“А той порой рыскал в поле голодный волк” (волк не знал, что именно он найдет, он бегал, надеялся найти что-нибудь).
Чтобы помочь учащимся полнее и точнее воспринимать тексты, глубже вникать в их содержание, развивать у них познавательный художественный интерес, активизировать работу творческого воображения, устойчивую потребность к наблюдению и осмысливанию увиденного и прочитанного, я использую картины по развитию речи. Рассматривая картину, дети получают новые представления, а, следовательно, осмысливают новые слова, вводят их в активный словарь. Необходимо учить детей образности речи, пониманию различных смысловых оттенков, сравнительных оборотов, синонимов. Готовясь к уроку с использованием картины, намечаю опорные слова и обороты речи для словарной работы из текстов. Например, картина “Зима в лесу” поможет лучше понять образные сравнения и выражения стихотворения А.С. Пушкина “Вот север, тучи нагоняя”.
Вопросы:
- Какое время года изображено на картине?
- Чем покрыты земля, деревья?
- Что можно сказать о небе, о снеге, об инее?
- Каких зверей, птиц вы видите на картине?
Задания: составьте предложения о зиме по картине; составить предложения по отдельным фрагментам картины (ель, березка, небо, снег, заяц, снегирь); вспомнить и прочитать стихи, пословицы, загадки о зиме; составить небольшой рассказ о зиме с использованием опорных слов и выражений, подобрать синонимы, образные сравнения, красочные выражения из текстов.
*** Пушистый ковер не руками ткан, не шелками шит,
При солнце, при месяце серебром блестит.
*** С неба падают зимою и кружатся над землею
Легкие пушинки, белые снежинки.
Словарь: мороз, серебристый снег, заснеженные деревья, заяц-беляк, любопытная лиса, пушистый ковер.
На уроках детской риторики продолжаю работу, начатую на уроках чтения и русского языка, так как основная задача уроков риторики в начальной школе – научение процессу слушать и слышать, ученик должен уметь услышать то, что замыслил автор, уметь проникнуть в замысел. Детям очень нравятся речевые разминки: какое настроение, цвет, предмет возникает, когда произношу слова осенний листок, весеннее солнце, капель и др.; подобрать сравнения к словосочетаниям, отдельным словам: снег на полях, иней на деревьях, лед на реке.
Небольшой частью урока по ознакомлению с окружающим миром является “Минутка для любознательных”, во время которой я знакомлю школьников с интересными сведениями из жизни природы, историческими фактами, забавными историями. Это развивает интерес детей к различным областям знаний о мире, формирует эрудицию. В 3–4-х классах материал для таких минуток подбирают сами дети, используя при этом материалы журналов о природе “Филя”, “Миша”, “Юный натуралист”, энциклопедий. У детей повышается интерес к познанию, к добыванию знаний собственными усилиями. Одним из главных элементов системы развития -экскурсии в природу, где дети наблюдают за природными объектами.
Уроки истории стали любимыми для учащихся. Здесь всегда можно узнать что-то новое, необычайно интересное, самим потрудиться над созданием родословной своей семьи, проекта семейного герба, нарядного костюма... на уроках часто составляем вопросы по изученной теме, ребусы, кроссворды, рисовали иллюстрации к изученному событию, проектировали крепость, дворянскую усадьбу, крестьянское подворье, совершали путешествия во времени. И у каждого получается свое, неповторимое. Ребята защищают свои проекты, аргументируя выбор. Задания такого рода способствуют формированию нешаблонного творческого мышления.
Важную роль в интеллектуальном развитии, я считаю, играет словарно-орфографическая работа на каждом уроке гуманитарного цикла, внимательное отношение к речи учащихся.
Образцом правильной, точной, ясной, содержательной речи должна быть речь, эрудиция учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку, продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок, уточняю произношение.
Литература
- Г.А. Бакулина. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” (1–3-е классы).
- Т.Г. Рамзаева. “Структура и содержание современного начального языкового образования” (журнал “Начальная школа”, № 11, 2003 г.).
- Л.В. Кузнецова. “Гармоничное развитие личности младшего школьника”.
- “Обучаем по системе Л.В.Занкова”. Книга для учителя.
- Л.А. Ефросинина. “Литературное чтение”.
- Н.Ф. Виноградова. “Окружающий мир”, 1–2-е классы.
- И.Р. Калмыкова. “Таинственный мир звуков”.
- В.Волина. “Почему мы так говорим” (занимательный фразеологический словарь).
- “Речь, речь, речь” (под ред. Т.А. Ладыжеиской).