В опросе участвовали 24 учащихся 11 классов и 29 учащихся 9-х классов Краснянского ШО №3.
1. Изучение профессиональных предпочтений сельских старшеклассников показало, что 79% опрошенных учащихся уже определились с выбором профессии. Однако среди выбранных ребятами специальностей сельскохозяйственные профессии практически отсутствуют, так же как и немногие выбирают специальности, востребованные в сельском социуме. Были названы такие профессии: учитель, фармацевт, управленец, бизнесмен, стоматолог, менеджер, экономист, инженер-механик, оператор ЭВМ, строитель.
2. Выбор профессии определяется для большинства старшеклассников прежде всего:
- тем, насколько интересна профессия и какие варианты представляет для самореализации – 61%;
- насколько она дает хороший заработок – 56%;
- престижна – 17%.
Стремление иметь доступ к власти отмечено у 23% старшеклассников. К сожалению, никто из опрошенных не отметил, что для него в выборе профессии важно, чтобы она носила творческий характер.
3. Будущее место работы старшеклассниками оценивается следующим образом:
- на частном предприятии работать мечтают 11% опрошенных;
- на государственном - 22%;
- иметь собственное дело – 33%;
- для 33% опрошенных будущее место работы не имеет значения;
К сожалению только 5,5% выпускников хотят остаться работать в родном селе.
Не определились с жизненными планами 25% опрошенных. Например, методика «Незаконченные предложения» показала, что предложение «Если я останусь жить и работать на селе, то…» чаще всего было закончено следующим образом:
- «я постараюсь работать, чтоб прокормить семью и заработать денег на свои мечты»;
- «мне будет трудно, но я постараюсь не оставаться на селе»;
- «буду лучшим»;
- «долго я не проживу на селе»;
- «буду работать хорошо».
Качественный анализ высказываний школьников показал, что оценка дальнейших перспектив жизни на селе является или достаточно реальной, или безнадежной и бесперспективной.
Очевидно. Что это определяется огромным количеством социальных проблем на селе в настоящее время. Например, наиболее распространенными ответами на вопрос «Чтобы жизнь в моем селе изменилась к лучшему, надо…» были следующие:
- «выучиться»;
- «иметь хороших руководителей»;
- «выдавать достойную зарплату»;
- «все делать честно, по совести»;
- «позаботиться о досуге жителей» и др.
4. В своем жизненном самоопределении сельские старшеклассники считают для себя важным получение дальнейшего образования (100%). При этом предпочитают иметь:
- высшее образование – 56%;
- общее среднее образование (школа, гимназия) – 5, 5%;
- профессиональное образование – 28%;
- два высших образования – 11 %.
Диаграмма «Получение дальнейшего образования»
5. Положительным фактом является мнение старшеклассников о том, что получение хорошего образования зависит от:
- собственного усердия – 61%;
- упорного труда – 55%
Это свидетельствует о желании ответственно подойти к собственной жизни. Некоторые учащиеся считают, что хорошее образование невозможно без наличия нужных знакомств, связей.
6. Говоря об условиях, необходимых для достижения успеха в жизни, старшеклассники называют следующие:
- происходить из семьи с достатком – 11%;
- иметь нужные знакомства – 11%;
- иметь хорошие способности – 72%;
- иметь образованных родителей - 28%.
Диаграмма «Условия, необходимые для достижения успеха в жизни»
Эти данные только частично подтверждают предыдущий вывод и в большей мере свидетельствуют о недостаточно сформированной ответственности, самостоятельности, готовности принимать решения относительно своей собственной жизни.
7. Изучение ценностей жизненного самоопределения сельских старшеклассников показало. Что в жизни они стремятся прежде всего:
- к созданию хорошей семьи – 39%;
- к личной свободе, интересной творческой работе, возможности реализоваться, самосовершенствованию – 39%;
- к успеху, хорошей карьере – 22%;
- к счастливой личной жизни – 28%;
- к высокому материальному уровню жизни – 17%.
8. При этом признаками жизненного успеха являются:
- состоявшаяся карьера – для 50%;
- быть не хуже других – 22%;
- выделиться среди всех, иметь то, чего нет у других, и достичь материального благополучия – 17%;
- реализация талантов и способностей – 11%.
Интересен тот факт, что ответы по этим двум вопросам носят противоречивый характер. Если на первое место по рангу выходит «создание хорошей семьи», то успех в жизни связан прежде всего с карьерой.