Внеклассное мероприятие в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Форма: Литературно-музыкальная композиция.

Цель: Формирование гражданской позиции, патриотических чувств на основе литературы, музыки.

Задачи:

  • ориентация детей на получение знаний об истории;
  • формирование навыков толерантного отношения к людям старшего поколения.

Оборудование и оформление:

  1. фотографии, плакаты о ВОВ;
  2. запись песен о ВОВ:
    • «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача.
    • «Эх дороги» муз. А.Новикова, сл. Л. Ошанина.
    • «Баллада о солдате» муз. Соловьёва – Седого.
    • «Шумел сурово брянский лес».
    • «Хатынь» исполняет вокально – инструментальный ансамбль «Песняры».
    • «Бухенвальдский набат» муз. В. Мурадели, сл. Соболева.
    • «Журавли».

Уч-ся:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Звучит песня «Священная война». Муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева – Кумача.

Ведущий: Война – это слово вошло в нашу жизнь неожиданно, прозвучало как гром среди ясного неба.

Уч-ся:

Помните!
Через века,
Через года, –
Помните!
О тех,
Кто уже не придёт
Никогда, –
Помните!
Р. Рождественский

Ведущий: На рассвете 22 июня 1941 года, в один из самых длинных дней в году, фашисты совершили чудовищное злодеяние против нашей страны. Предрассветную тишину разорвали залпы десятки тысяч орудий. Множество фашистских самолётов и танков ринулись на нашу страну. Мирный труд людей оборвала война.

Уч-ся:

Всё кончилось разом – прошла непогода
По нашему краю родному.
Враги налетели – людей полонили
И руки и ноги скрутили,
Озёра и реки они помутили
И небо они закоптили.
Отцовскую хату сровняли с землёю,
Село превратили в кладбище.
М. Исаковский.

Ведущий: Уходили на священную войну наши прадеды, деды и отцы, уходили мальчики и девочки.

Звучит песня «Эх дороги». Муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.

Уч-ся:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать.

Уч-ся:

О нашем Валентине
Поём мы песню снова,
Поём о верном сыне
Отечества родного.
Он в огненные годы
В тылу врага сражался,
С друзьями шёл в походы
И смерти не боялся.
Он был связным в отряде,
Метал гранаты метко.
Лежал не раз в засаде,
Ходил не раз в разведку.
Он рыл в лесу окопы,
В метельном стыл болоте.
Прокладывал он тропы
Товарищам по роте.
В проулках Шепетовки,
Где щёлкали затворы,
Расклеивал листовки
На стены и заборы.
По вражьим офицерам
Стрелял он из нагана.
Для всех была примером
Отвага партизана.
Чтоб мир достался людям,
Он пал на поле боя.
И вечно помнить будем
Мы юного героя.

Ведущий: Тысячи юных жизней оборвала вражеская пуля, но не поколебала веру в победу над фашизмом.

Песня «Баллада о солдате». Муз. Соловьева – Седого.

Ведущий: Земля горела под ногами лютого врага. В тылу немецких оккупантов действовали сотни партизанских отрядов.

Песня «Шумел сурово брянский лес».

Ведущий: Слушайте люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни в Белоруссии.

22 марта 1943 года отряд фашистских захватчиков окружил деревню. Все жители: старики, женщины, дети – были согнаны в сарай и заживо сожжены.

Прислушайтесь, люди!
Сердцем прислушайтесь! ...

И вы услышите тяжёлый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть 149 Хатынских жителей. Они навсегда слились с многострадальной землёй. Их останки хоронятся в братской могиле.

Уч-ся:

Люди добрые, помните,
любили мы жизнь и Родину
нашу, и вас дорогие.

Мы сгорели живыми в огне.
Наша просьба ко всем:
пусть скорбь и печаль
обернуться в мужество
ваше и силу, чтобы
смогли вы утвердить
навечно мир и покой на земле.

Что бы отнынe нигде и никогда
в вихре пожаров
жизнь не умирала!

Песня «Хатынь». Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Песняры».

Ведущий: Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу врага – это подвиг беспредельного мужества и стой кости людей. Не только на фронте ковалась победа над фашистами, но и в тылу. В тылу остались женщины, дети и старики. Весь труд лег на их плечи.

Уч-ся:

… да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла! …

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, метели,
У той у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Бросались в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начинённых тобой.

Ведущий:

Вечная
Слава
Героям!
Вечная слава!

Тысячи людей томились и погибали в лагерях смерти, погибали непокорёнными, с твёрдой уверенностью в победу.

Песня «Бухенвальдский набат». Муз. В. Мурадели, сл. Соболева.

Ведущий: И день победы пришёл, этот день – 9 мая 1945 года. В годы войны погибло свыше 20 млн людей.

Уч-ся:

Помните!
Через века,
Через года, –
Помните!
О тех,
Кто уже не придёт
Никогда, –
Помните!

Песня «Журавли».

Ведущий: Минутой молчания почтим память тех, кто свои жизни отдал в борьбе за мир, за счастливое детство. Прошу всех встать.

Время всё дальше отодвигает нас от тех незабываемых военных лет. Редеют ряды ветеранов Великой Отечественной войны.

Если по каждому погибшему человеку страна будет молчать 1мин., то страна будет молчать 32 года.

От Москвы до Берлина 2600км если лететь на самолёте, то долететь за 4ч., на поезде за 4 дня, по пластунски 4 года.

Уч-ся:

Как хорошо проснуться на рассвете.
Как хорошо, что ночью снятся сны.
Как хорошо, что кружится планета.
Как хорошо на свете без войны.

Литература:

  1. Горит на солнышке флажок / Сост. П. Г. Пономаренко. Минск: «НАРОДНАЯ АСВЕТА», 1969.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3. История России. XX век / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1996.
  3. Хрестоматия по детской литературе / Сост. М. К. Боголюбская, А.Л. Табенкина. М.: Просвещение, 1979.
  4. Журнал «Начальная школа», № 5, 1977.