Определяем место звука [у] в словах

Разделы: Работа с дошкольниками


Определяем место звука [у] в словах.

Занятие в старшей группе.

Цели занятия:

  1. Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [о], [у].
  2. Учить определять места звука [у] в словах (в начале, в середине или в конце слова).
  3. Развивать зрительное, слуховое восприятие.
  4. Формировать фонематический слух.
  5. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • буквята А,О,У (из книги Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию»);
  • карточки «Поём вместе с гласными»;
  • картинки Зайчика и морковок (6 штук);
  • индивидуальные карточки для детей (картинки из книги Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно»);
  • демонстрационные карточки.

Ход занятия:

Давайте настроимся на занятие. Встали ровно возле стульчиков. Посмотрели друг на друга – улыбнулись, посмотрели на меня – улыбнулись.

Здравствуйте, садитесь.

Повторение

  1. Давайте вспомним, с каким буквёнком мы познакомились на прошлом занятии. (С буквёнком У)

  2. Что вы можете о нём рассказать? Чем он похож на буквят А и О? (Это гласный буквёнок. У него как у А и О во рту нет преграды, звуку ничего не мешает).

  3. Давайте вспомним, как правильно произносить гласные звуки [а], [о],[у]. Игра: «Оживите картинку»

    Я буду показывать картинку, а вы её должны озвучить.

    Как мама укачивает малыша? (А-а-а!)

    У мишки болят зубки. Как он плачет от боли? (О-о-о!)

    Поезд подъезжает к станции. Какую песенку он поёт? (У-у-у!)

    Мальчик заблудился в лесу. Что он кричит? (Ау!)

    Малыш потерял соску. Как мама об этом узнает? Что он кричит? (Уа!)

    Молодцы.

  4. А теперь давайте вместе споём песенку гласных буквят. (Если детей не много, то лучше индивидуально).

    Молодцы!

Новый материал

Хотите узнать, кто сегодня пришёл к нам в гости?

Под кусточком на опушке
Держит ушки на макушке.
Ловят уши звук тревоги,
А спасают зверя ноги. (Заяц)

(Загадка из книги Е.В. Баринова «5000 загадок»)

На доске появляется зайчик.

(На прошлом занятии к ребятам приходила Белочка. Они помогали ей собирать шишки на зиму.)

– Как вы думаете, почему он к нам пришёл? (Просит помощи, как Белочка.)

– А что, Зайчик делает запасы на зиму? (Кто-то ответил: «Да». Пришлось вспоминать, что зайцы не делают запасов на зиму, что у них нет домика-дупла, куда складывать запасы.)

– Он просто проголодался. Ведь огороды уже убрали, ему негде взять еды. А кора надоела. Хочется чего вкусненького. Как вы думаете, чего? (Останавливаемся на морковке)

Поможем Зайчику достать морковку?

Игра «Морковки для Зайки»

Детям предлагается определить место звука [у] в словах и обозначить красным квадратом в словах-полосочках. За каждое слово они получают морковку для Зайчика.

Детям показывают морковки.

(На доске вывешивается задание, дети получают индивидуальные карточки).

– Нам нужно приготовить красный карандаш. (Ребята достают из коробки красный карандаш).

– Покажите сигнал готовности. (Поднимают карандаш вверх).

– Молодцы, все готовы. Начинаем.

– Зайчику нашему очень страшно в лесу. Он всего боится. Вот и сейчас, кого он испугался? (Совушку-сову).

– Давайте произнесем слово СОВУ-У-УШКА. Где место звука [у]? Давайте отметим это в слове-полосочке.

– Но ведь сова днём спит. Давайте её задобрим, чтобы она не проснулась.

Физминутка:

Ах ты, совушка-сова, (Руки на поясе)
Большая голова. (Поднять руки вверх и опустить их через стороны)
На суку сидишь, (Присесть на корточки, руки на коленках)
Головой вертишь, (Поворот голову из стороны в сторону)
Глазками хлоп, хлоп, (Встать в и.п., хлопки руками)
Ножками топ, топ, (Топают ногами)
И летишь, летишь, летишь. (Показать руками полёт совы)

– Молодцы! Вы заработали для Зайчика первую морковку!

– Идём по лесу дальше. Кто это спрятался под кустиком? Как вы догадались?

– Давайте найдем место звука [у] в слове У-У-УШИ.

(На доске возле Зайчика появляется вторая морковка).

– А что кроме морковки любит наш Зайка? Правильно КАПУ-У-УСТА.

– Зайчик наш подкрепился и побежал дальше. Но вот он опять кого-то испугался. Не волк ли это? Нет, это всего лишь ЖУ-У-УК.

– А это кто шуршит в кустах и пугает нашего друга? У-У-УЖИ.

 

– Ну, что, пора прощаться с нашим Зайчиком. Занятие подходит к концу. Давайте помашем ему рукой. Последняя морковка за слово РУ-У-УКА..

– Молодцы! Сколько морковок вы заработали? (6).

– Как вы думаете, наш Зайчик доволен? Посмотрите, как он вам улыбается. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания.

Образец детской карточки:

  1. Определи место звука [у]. Обозначь красным карандашом. (Совушка, уши, капуста, жук, ужи, рука).

Список литературы:

  1. Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию».
  2. Е.В. Баринова «5000 загадок».
  3. Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно».