Урок по математике в 3-м классе "Решение задач на движение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. продолжить работу над решением задач на движение с использованием форм пути, над умением обобщать и систематизировать знания о формулах пути, нахождений неизвестного;
  2. отрабатывать вычислительные навыки, правило порядка действий в выражениях со скобками, умение анализировать задачи по алгоритму;
  3. развивать логику мышления, память, внимание;
  4. воспитывать трудолюбие, старание, творческие способности в процессе обучения.

Ход урока:

I. Организационный момент

— Ребята, станьте красиво, ровненько, улыбнитесь и тихонько садитесь.

II. Откройте тетради и запишите дату

III. Актуализация опорных знаний

1. Чистописание 213000

— Дадим характеристику числу.

— Назовите предшествующее число (212999)

— Последующее (213001)

— Запишите.

2. Устный счет на стр. 59 №11 и у нас на доске.

— Расшифруй имя славного защитника Руси.

Р 839 - 625 214
У 247 + 53 300
О 400 – 265 135
Ь 218 + 26 244
Л 325 - 43 282
Я 350 : 7 · 8 400
Ц 9 · 4 + 82 118
И (320 : 40) · 8 64
Е 567 – 60 · 4 327
М 90 · 2 : 30 · 70 420

64 282 244 400   420 300 214 135 420 327 118
И Л Ь Я М У Р О М Е Ц

(Расшифровали)

— Что вы знаете о нем? (Рассказы)

Илья Муромец защищал Русь от врагов.

Это был славный защитник на Руси.

Его называли все богатырем, потому что он был очень сильным и его очень боялись враги.

Илье Муромцу приходилось много путешествовать по Руси, оберегая ее просторы. Но жил он очень давно и не знал формул расчета пути, скорости, времени. Давайте поможем ему познакомиться с этими величинами и разрешить эту проблему.

(Стр. 56 №11)

IV. Постановка проблемы. Открытие нового

Откройте стр. 56 №11.

1. Найдите формулу пути.

S = V · t

— Назовите.

— Покажите на доске эту же формулу.

— Какие формулы вытекают из этой формулы.

V = S : t

t = S : V

2. Используя одну из формул, решим задание в учебнике №2 стр. 57.

а) Прочитайте для себя;

б) Что известно в задаче?

в) Что мы должны сказать?

(Всем известно, просто нужно доказать, что успеет ли всадник доскакать до станции за 3 часа)

— Какую формулу мы применим?

V = S : t

14 · 3 = 42 (км)

(Успеет и еще останется время).

— Хорошо.

V. Первичное закрепление

а) А сейчас мы выполним задние на стр. 59 №4

— Давайте посмотрим, помогут ли нам формулы пути, времени, скорости решить задачу на стр.59 №4 (а)

— Читаем про себя.

— Читаем вслух.

— Так помогут в решении задачи формулы пути? (Да)

Решим эту задачу.

У доски с объяснением по желанию.

  1. 15 : 3 + 5 (км/ч) – скорость Иры.
  2. 16 : 4 = 4 (км/ч) – скорость Пети
  3. 5 – 4 = 1 (км/ч).

Ответ: скорость Иры на 1 км/ч больше, чем Пети.

— Хорошо!

— Как найти скорость?

V = S : t (Оценка)

— А сейчас встали – физ. минутка.

б) Продолжим нашу работу, этот же номер, только (б).

— Прочитайте задачу про себя.

— Прочитайте вслух.

— Рассуждаем сразу с записью у доски.

(Также таблица у вас в книге. А решение выполняем в тетради).

— А у нас на доске.

  S V t
1 480 км ? км/ч
2 ? км (? + 12) км/ч
  1. 480 : 6 = 80 (км/ч) – первоначальная скорость.
  2. 80 + 12 = 92 (км/ч) – вторая скорость
  3. 96 · 6 = 552 (км) – второе расстояние

Ответ: 552 км второе расстояние.

— Что мы заметили в этой задаче? (Если увеличилась скорость, то увеличилось и пройденное расстояние).

— Прочитайте задачу №4 (в) домашнее задание.

4. А сейчас отдохнем.

VI. Повторение и закрепление пройденного

Сели все. Посмотрели.

1. Что у нас дано.

А

Множество А и В.

И таких по диаграмме Венна определите, из каких элементов состоят множества А и В.

Назовите.

А = ( S, t )

А В пересечение ( t )

B = (t U)

A U B объединение S, t , U

— Какие формулы можно составить из этих множеств?

S = V · t; t = S : V; U = S : t

2. А сейчас покажите свои знания в Блиц-турнире. №5 стр. 58. Применим эти формулы.

2 команды 1 – В. 2 – В. (За доской 2 человека — представители команд, остальные работают на местах. Даю 2 минуты, кто больше из команд выполнит за это время, та команда выиграет). Закончил работу, подними сигнальную карточку, ну и конечно, многое решают и капитаны команд нужно выполнить не только быстро, но и правильно.

h : k
b : a
x : у

— Молодцы!

Оценки капитанам.

Физ. минутка для глаз.

  1. влево, вправо (2 раза)
  2. вверх, вниз (2 раза)
  3. с пальцем
  4. закрыли, отдохнули, открыли.

3. А сейчас покажем свои знания на повторение решения уравнения.

— У всех людей простых и военных очень много неизвестного в жизни и сейчас мы тоже попробуем с объяснением найти неизвестное число. №10 (а) стр. 59, упр. 1 (Катя)

а) (450 : х + 50) : 70 = 2
450 : х + 50 = 70 · 2
450 : х = 140 – 50
х = 450 : 90
х = 5
б) (14 - у) · 4 – 9 = 19
(14 - у) · 4 = 19 + 9
(14 - у) · 4 = 28
14 – у = 28 : 4
у = 14 – 7
у = 7

— Хорошо!

Вопрос.

— Как найти неизвестное делимое? Делитель?

VII. Подведение итогов

Илья Муромец – это защитник древней Руси. А совсем по-другому выглядят современные защитники российского государства, которые отмечают день защитника Отечества 23 февраля. (Вот сравни).

Современным воинам приходится работать с боевой техникой, которая требует знания точных наук: математика, физика, химия. Поэтому необходимо иметь хорошие вычислительные навыки, знания формул. А поскольку в нашем классе есть будущие защитники Отечества (не только мальчики, а могут быть и девочки), то мы тоже сегодня развивали свои вычислительные навыки, знакомились с формулами. И конечно же познакомили Илью Муромца.

— Какие же формулы мы выучили? (Формула пути, скорости, времени).

— А какие формулы еще знаете?

Молодцы!

— Я хочу всех поздравить с наступающим праздником Днем защитника Отечества и пожелать всем здоровья, удачи, успехов во всех делах и учебе.

На следующих уроках мы продолжим знакомство с формулами пути и другими.

IX. Домашнее задание

№4 (в), стр. 58.