Внеклассное мероприятие по теме "Золотой век Екатерины II"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели: привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории; формирование позитивного мнения учащихся о возвращении городу Краснодару его исторического названия – город Екатеринодар.

Задачи: привлечение внимания учащихся 4-х классов к самобытности и уникальности краевого центра – Краснодара – Екатеринодара; мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся в области истории.

Оборудование: портрет Екатерины II, символика Краснодарского края; музыкальное сопровождение, мультимедийное сопровождение.

Оформление класса: обстановка, стенгазеты.

Ход урока

(Слайды 1-4)

1. Орг. момент

Учитель:

Прошли года, века сменились.
Правители, Россия изменилась.
Век — Золотой, Екатерины мы листаем,
И наше вн. мероприятие о ней мы начинаем.

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель:

В нашем классе очень дружном,
Все ребята хороши,
На команды разделились.
С рефератами сдружились,
И готовы рассказать Вам,
Все что знают от души.
Им дала я свой приказ,
Ну а знают очень много.
Точно так Императрица
Возводила всем указ.
Так, команды выходите,
Друг за другом расскажите.
Про Великую царицу
И про век тот «золотой».

( Дети читают рефераты по теме: « Детство Екатерины II»)

Мультимедийное сопровождение: ПРИЛОЖЕНИЕ( см. слайд №5-7)

Детство Екатерины

Екатерина по матери принадлежала к княжескому роду, одному из многочисленных родов Северной Германии, а по отцу — к другому владетельному роду. Отец Екатерины, Христиан Август подобно многим своим соседям, мелким северогерманским князьям, состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, а потом губернатором города Штеттина. 21 апреля 1729 года- родилась у него дочь Софья-Августа, будущая Екатерина Великая. Екатерина родилась в скромной обстановке и росла резвой, шаловливой девочкой, любившей щегольнуть отвагой перед мальчиками. Она получила домашнее образование: у неё была гувернантка, француженка Кардель, и два учителя: капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Учили её и музыке - немец Религ давал ей уроки на клавесине. Учитель немецкого языка Ватер старался внушить ей любовь к немецкой литературе.

Учитель:

«Архимеды», «Архимеды»
Все ль готово для победы?
Выходите поскорей,
Вы команда грамотей.
Расскажите нам о детстве.
Где родилась, как училась,
Где молиться научилась.
«Архимеды» выходите,
И умом нас покорите.

(Желающие читают подготовленные рефераты по теме: «Свадьба Екатерины II», слайд 8)

Свадьба Екатерины и Петра III

Когда в январе 1744 года из Петербурга матери пришло приглашение немедленно ехать с дочерью в Россию, Екатерина уговорила родителей решиться на эту поездку. И вот, окутанные глубокой тайной, под чужим именем, точно собравшись на недоброе дело, мать с дочерью спешно пустились в Россию и в феврале представились в Москве Елизавете. Тотчас по приезде к Екатерине приставили учителей закона божия, русского языка и танцев - это были три основных предмета высшего образования при православном и танцевальном дворе Елизаветы. Заучив всего несколько фраз, Екатерина затвердила, "как попугай", и месяцев через пять по приезде в Россию при обряде присоединения к православию произнесла это исповедание в дворцовой церкви внятно и громко, нигде не запнувшись. При крещении ей дано было православное имя Екатерины Алексеевны в честь матери-императрицы. Это было первое торжественное ее выступление на придворной сцене. На другой день, 29 июня 1744 года, Екатерину и Петра 3 обручили, а в августе 1745 года обвенчали, отпраздновав свадьбу 10-дневными торжествами, перед которыми померкли сказки Востока. Мало кто разглядел в прусской принцессе будущую великую императрицу. В 1754 г. у Екатерины родился сын Павел. Павел был похож на своего отца, хотя до сих пор точно не установлено его происхождение. Воспитанием Павла занялась сама Елизавета .Екатерина перестала играть важную роль .Она дала России наследника престола и была предоставлена сама себе.

Учитель:

«Акробаты»-молодцы
Удалые храбрецы.
Все поведают для нас,
И немедля, и сейчас.
Про семью, про свадьбу.
Молодой Екатерине,
Как жилось ей на чужбине.
Расскажите не тая,
Это присказка моя.

(Рефераты читают по желанию по теме: «Вступление на престол», слайд 9)

Вступление на престол

В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Панина, Разумовского, Дашковой . В ночь на 28 июня 1762, когда Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как “золотом веке” русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью.

Учитель:

Екатерина дворян и крестьян поняла,
И закон о свободе для них издала.
Кто готовил тот указ,
Руки выше вы тяните, поскорее выходите.

(Дети читают рефераты по теме: «Освобождение дворян», слайды 10-12)

Освобождение дворянства

Екатерина грамотами 1785 г. определила государственное положение дворян и горожан. Ко времени Екатерины Второй, дворянство делается уже вполне привилегированным сословием. Её дала дворянству Екатерина Вторая. Дворянство пришло к концу 18 века; исключительные личные права , широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление. Всё свое царствование Екатерина искренне строила проекты освобождения крестьян; уже во вторую половину её царствования видели проект закона о том , чтобы объявить свободными всех крестьян рождённых после Жалованной грамоты 1785 года Екатерина, мечтала об освобождении крестьян. В ее личных бумагах находили любопытные проекты постепенного уничтожения крепостной зависимости путем освобождения крестьян в отдельных имениях при их купле-продаже. До Екатерины крестьян нельзя было продать отдельно от земли. Запрещена была продажа членов одной семьи. Такие рабы были у германцев. Они не служили в должностях при домах господских, а давали господину своему известное количество хлеба, скота. Когда большинство земских представителей, собранных Екатериной в Комиссию, оказались поборниками крепостного права, Екатерина была очень недовольна. Екатерина не считала крестьянина рабом и желала освобождения его из той зависимости холопа, какая развилась в XVIII в.

Учитель:

О, это мудрая команда.
Девиз ее «Хочу все знать».
Она расскажет о войне Турецкой,
Как Турция с Россией стали воевать.

(Реферат читают по желанию по теме: «Русско-Турецкая война», слайд 13)

Турецкая война

В приподнятом настроении встречала Екатерина турецкую войну, к которой совсем не была приготовлена. Один из братьев Орловых сам напросился быть руководителем восстания турецких христиан. Орлов быстро поднял Морею, но не мог дать повстанцам прочного боевого устройства и, потерпев неудачу от подошедшего турецкого войска, бросил греков на произвол судьбы. Соединившись с подошедшей между тем другой эскадрой, Орлов погнался за турецким флотом и настиг армаду по числу кораблей больше чем вдвое сильнее русского флота. Через день в лунную ночь русские пустили брандеры и к утру скученный в бухте турецкий флот был сожжен. Боясь встревожить Европу такими крупными присоединениями, как Крым и азовско-черноморские степи, где между Кубанью и Днестром кочевали ногайские татары, там придумали новую комбинацию — этих всех татар не присоединять к России, а только оторвать от Турции и объявить независимыми. Вторая война с Турцией и была вызвана недосмотрами, подготовившими или сопровождавшими первую. Мнимо независимый Крым под покровительством России причинял ей хлопот еще больше прежнего ожесточенной усобицей партий русской и турецкой, насильственной сменой ханов. Наконец, решились присоединить его к России, что и повело ко второй войне с Турцией. Вторая война (1787 - 1791), победоносная и страшно дорого стоившая людьми и деньгами, кончилась тем, чем должна была кончиться первая: удержанием Крыма и завоеванием Очакова со степью до Днестра, за Россией укреплялся северный берег Черного моря.

Учитель:

Императрица науку любила.
Много училищ она возводила.
Кто готовил реферат?
Выходите, и для класса сейчас расскажите.

(Рефераты читают по желанию по теме: «Изменения в государственном управлении», слайд 14)

Изменения государственного управления

Из отдельных мероприятий просвещенного правительства Екатерины особенно замечательны меры относительно народного образования и заботы. Екатерина в своем Наказе первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботится об учреждении воспитательных заведений. Для того чтобы, чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала “произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей”, нравственно совершенных. Эта порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов. В Петербурге окрыли закрытые институты для девиц-дворянок и для девиц-горожанок, кадетские корпуса. Кроме заведений воспитательных Екатерина заботилась также о распространении открытых училищ: в каждом уездном городе должны были явиться Главные народные училища.

Учитель:

А теперь послушаем доклад.
О оспе, о больницах.
Как знакомилась с картошкой,
Молодая императрица.
Руки выше вы тяните, поскорее выходите.

(Дети читают рефераты по теме: «Переворот в государстве»)

Переворот (оспа, картофель)

Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при Екатерине попытку правильно организовать врачебную помощь во всей стране. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763 году и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи. Каждый город обязан был иметь врачей не только города, но и для уезда, обязан также был устраивать госпитали и больницы, заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы, и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов. Зависимость от западноевропейских идей сказывалась в отношении Екатерины к русской торговле и промышленности. Она стремилась покровительствовать им.

Учитель:

Мы послушаем команду —
Это «Шустрики» у нас.
Что ребята прочитают,
Мы послушаем сейчас.
Что дала Екатерина.
Это — вольность казакам.
Это — город подарила,
Всем чем можно одарила.

 

(Слайд 15)

К концу 18 века, в результате успешных войн Российской империи покорен Крым, а границы Турции были настолько отодвинуты от запорожских земель, что казакам практически некуда стало совершать походы. Так же к владениям Российской империи были присоединены Крым, Таврида и Кубань. Благодаря политике Екатерины II казачество было сохранено, как образ жизни большой группы людей. 30 июня 1792 года Императрица подписала грамоту о «пожаловании» Черноморскому войску кубанских земель «за доблестную службу в минувшую с турками войну». Екатерина II переселила казаков не в пустыню, им достался богатый край с плодородной землей, богатейшими рыбными угодьями и отличными условиями для животноводства. В 1793 года войсковой судья Антон Головатый расселил казаков образовав 40 куреней, которые получили названия: Тимашевский, Роговской, Брюховецкий, Каневской. И с этого времени край стал динамично развиваться экономически, становясь одним из важнейших центров хлеборобства и коневодства Российской империи. Надо особо отметить, что переселение произошло не за один день. Процесс растянулся почти на два десятилетия ( с 1775 по 1793 гг). Первый Собственный Его Величества конвой, состоял из двух взводов: первый – кавказский (из народов Дагестана – лезгин, кумыков); и второй взвод – донских и кубанских казаков.За казаками навеки закрепились их «личная свобода» и даровались «привилегии». У казачества была сохранена демократическая система военной организации — выборность атаманов и должностных лиц. Казак живет на Кубани развивая ее, и доверие Императрицы Екатерины II — это правильный выбор.

— Хочу закончить наше мероприятие гражданственности и патриотизма под звуки песни.

(Песня “ Мы с тобой казаки ”) (Исполняет весь класс)

Учитель:

Подошел к концу наш праздник славный.
Всех хочу поблагодарить сейчас.
За доклад, что сделал
Каждый, самый главный,
Что стремились поработать все подчас.
Прославляли мы Екатерину.
Как жилось в России дорогой.
Что она в правленье возводила.
Что вершила в век свой золотой.
Подытожим мы итог:
Вы ответьте мне сейчас;
Что понравилось у нас?

Учитель:

За выпуск газет, командам,
Хотим спасибо объявить,
И от чистого сердца
Благодарность Вам вручить.

Награждение команд благодарностями за стенгазеты.

Итог урока: Наше путешествие по страницам истории и современности Краснодара - Екатеринодара заканчивается, но вы тоже можете внести свою лепту в создании нового города.

Задание на дом: Разработать план-проект современной улицы в городе Екатеринодаре.

Презентация — Приложение 1.