Внеклассная работа

Разделы: Внеклассная работа


Тип урока: внеклассное мероприятие.

Цели: познакомить со строением зубов; показать, как правильно чистить зубы, как сохранить их здоровыми и что нужно делать в случае их болезни.

Технология: игровая, диалоговая.

Оборудование: костюмы; замок (на доске); стол, накрытый скатертью ( на столе – ваза с яблоками, конфеты, орехи и т.д.); таблицы “ Строение зуба”, “ Виды зубов”; зубные пасты, щетки, череп, магнитофон, карточки.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Учитель. Сейчас мы проведем внеклассное мероприятие. А тему нашего внеклассного мероприятия вы назовете сами, отгадав загадку. Послушайте ее внимательно и постарайтесь найти ответ.

Загадка:. "Полон хлевец белых овец”.

– Что это? (Зубы.) Правильно. Вот и тема нашего внеклассного мероприятия “Здоровые зубы – здоровью любы”.

II. Беседа с зубным врачом

– Сегодня на наше мероприятие мы пригласили зубного врача АА. Маркого.

Зубы имеют большое значение для человека. Без зубов невозможно нормальное пищеварение. Зубы способствуют произношению звуков, они украшают лицо.

(Рассказ сопровождается показом на рисунке.)

У взрослого человека 32 зуба, по 16 на каждой челюсти. Зубы не все одинаковые – их 3 вида.

Спереди красуются 8 острых резцов (по 4 зуба на каждой челюсти.) Ими легко перекусывать или откусывать. За ними – 4 крепких клыка (по 2 зуба на каждой челюсти). Эти зубы помогают откусывать кусочек чего-нибудь твердого. Далее, расположены 8 малых и 12 больших коренных зубов. Они перетирают, как жернова в мельнице, пищу.

Зубы – самые твердые части организма. Слой белой эмали, которыми они покрыты, не уступают в твердости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивали шары, которые не раскалывались даже от самых сильных ударов. Под слоем эмали лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой- дентин. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней – кровеносные сосуды, питающие зуб так же, как все остальные части тела.

Раз в жизни каждый человек меняет все свои зубы. Ребята, вы наверное помните, как ни с того ни с сего молочные зубы начали выпадать один за другим. А на их месте прорезались из десен новые, уже постоянные зубы. К 10–11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

Только 4 последних коренных зуба еще не выросли. Эти “зубы мудрости” появятся лишь тогда, когда вы станете взрослыми.

Зубы у вас хоть и твердые, да боятся они очень зловредных микробов. После каждой еды в узеньких щелочках между зубами остаются крошки. А в воде, которую вы пьете, в пище, которую вы едите, даже в воздухе, которым вы дышите, всегда полно опасных микробов. Оказавшись вместе с крошками в “уютных” щелочках между зубами, они чувствуют там себя удобно и сытно.

– Ребята, как вы думаете, как же от них избавиться? (Надо чистить зубы.)

– А сколько раз в день нужно чистить зубы? (Два раза – утром и вечером.)

– Правильно

III. Практикум “Чистка зубов”

Учитель: Сейчас я расскажу, как правильно чистить зубы. (Дети повторяют движения.) Их надо начинать чистить с боковых зубов. Сначала изнутри, потом снаружи. Вверх – вниз щеточкой (показываю на черепе). Это мы почистили только стенки, а надо еще – верхушки. По ним нужно водить кругами или петельками. Между передними зубами всегда что–то застревает.

Чтобы все это выгрести, нужно водить щеткой вверх-вниз. Спросите, почему? Сейчас увидите.(На расческу надеваю вату и вожу зубной щеткой сначала из стороны в сторону (), затем сверху вниз (). Вату легко извлечь во втором случае).

IV. Продолжение беседы

– Rогда почистишь зубы, не забудь щеточку помыть, намылить и поставить в стаканчик. Пусть она стоит, как санитар на посту, и ждет, когда ты позовешь ее на помощь- прогонять изо рта всяких микробов. Понятно?

Но если у вас в зубике появилась дырочка, а вы во время не пошли к врачу, чтобы запломбировать это крохотное отверстие. Вы гостеприимно предоставили удобную “квартирку” микробам. Даже в самой маленькой дырочке их поселяется миллионы. Устроившись так, они быстро примутся за дело и начнут разрушать зуб. Сперва в дентине появляется маленькая дырочка, потом- побольше, затем отверстие дойдет до чувствительной пульпы, и она начнет ныть от холодного или горячего.

Если во время не прийти к врачу, то воспаление перекинется на верхний слой челюсти – надкостницу, щека распухнет, появится флюс. Теперь испорченный зуб придется удалить, и у вас на всю жизнь станет зубом меньше.

Поэтому, чтобы такого не произошло, зубы надо показывать врачу 2 раза в год, не ожидая, пока они заболят. Лучше перетерпеть небольшие неприятные ощущения от бормашины, чем потерять хотя один зуб. Ведь на этом месте новый не вырастет.

Но чтобы зубы не болели, нужно есть меньше сладкого, не грызть орехи или что-то твердое, не есть холодную или горячую пищу и т.д., потому что нарушается состав зубной эмали. Исчезают кальций и фосфор. Что происходит с такими зубами ? (Ответы детей.)

Совершенно верно! Они начинают портится, ломаться, болеть. Вернуть кальций и фосфор в разрушенные зубы очень трудно, лучше их сохранять здоровыми.

Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов? (Творог, молоко, каша и т.д.)

– Я надеюсь, что вы все запомнили и поняли. Поэтому, мы с вами расстаемся и я вас всех жду у себя в кабинете. До свидания.

V. Оздоровительная минутка

VI. Инсценировка “Как лечили Принцессу-сладкоежку”

Место действия: старинный замок.

Действующие лица: Король-отец, Принцесса, Бабушка-рассказчица, Ужасина Тихоновна (знахарка), Доктор, стража.

Бабушка-рассказчица. В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жил-был сказочный Король. У него была дочь, она любила только сладкое…

На сцене Принцесса сидит за столом и ест конфеты.

Принцесса (поет).

Завтрак на столе, есть пора уже,
Но не нужно мне каши.
Если шоколад – это хорошо,
А когда один салат – плохо.
Не люблю творог, а люблю пирог
С шоколадным сладким кремом.
Если с медом он – это хорошо,
А когда наоборот – плохо!

Принцесса раскусила орех и сломала зуб.

Принцесса. (кричит). Ой! Ой-ой-ой! Что со мной?

Прибегает Король0отец.

Король (поет).

Что случилось, ты моя Трубодурочка!
Почему не ешь конфеты на блюдечке?
Не молчи же, отвечай-ка отцу!

Принцесса (поет). Ничего я не хочу!

Король (поет).

Что с тобою, ты моя ненаглядная?
Сколько можно есть одно шоколадное!
Или, может, обратиться к врачу?

Принцесса (поет). Ничего я не хочу!

Король. Позову-ка я все-таки знахарку. (Уходит и возвращается с бабкой-знахаркой.) Сюда, сюда, Ужасина Тихоновна! Вот она, моя доченька, вот она, моя ненаглядная, бедняжечка ты моя, потерпи немножко!

Знахарка обходит вокруг Принцессы.

Знахарка. Знакомая картина, встречалась я с такой хворью. Бабку-Ежку я от такой заразы избавила. Щеку, помню, у нее так раздуло. Да ты не пужайся, сейчас я зелье приготовлю, отварчику сделаю, всю хворь из тебя изгоню. (Подходит к кастрюле, поет).

Положу я чесноку, потолку, потолку
И добавлю кипятку, кипятку, кипятку.
Брошу я пиявочек
В зелье для приправочки.
Мышь летучая, залетай, залетай, залетай!
Вкус похлебке придавай, придавай, придавай!
Посолю и поперчу
И немного пошепчу.

Ну вот, и готово зельице мое! Ну-ка, сними пробу, Принцесса!

Принцесса (вскакивает, кричит). Не буду пить! Уберите эту ведьму! Папенька, ты где? Ребята, помогите, позовите Короля.

Вбегает Король.

Король. Что случилось, доченька?

Принцесса. Она отравить меня хочет!

Король. Что же мне теперь делать? Вспомнил! Стража, приведите сюда заморского лекаря, может, он знает, как помочь! Потерпи, дочка, сейчас он придет.

Входит доктор.

Доктор. Что случилось, Король? Зачем звал?

Король. Помоги! Спаси мою дочь! Доктор осматривает принцессу.

Доктор. Диагноз ясен. Вы закормили Принцессу сладостями. От такой еды у нее не может быть ни сил, ни здоровья.

Знахарка. А вот и нет! Не верьте ему! От этого ничего не зависит. Детям полезно есть шоколад.

Доктор. Нет, полезно молоко!

Знахарка. “Сникерс” и “Баунти”!

Доктор. Яблоки и груши!

Знахарка. Торты и пирожные!

Доктор. Огурцы и помидоры!

Король (обращается к ребятам). Ребята, помогите мне понять, кто же из них прав? Кому же мне верить?

Ребята отвечают.

Доктор. Правильно, ребята! Слишком много сладкого – очень вредно! А знаешь ли ты, Знахарка, сколько у человека зубов?

Знахарка. Конечно, знаю! Нашел, о чем спросить! Еще бы я не знала, обижаешь! Да ты сам-то знаешь? Сам-то ведь не знаешь! Ну, скажи, скажи, сколько?

Доктор. Я тебя спрашиваю, ты и отвечай!

Знахарка. Ну, сколько, сколько? 48 или 49.

Доктор. Ха-ха-ха! 48 или 49! 32 зуба у взрослого человека! 16 в верхней челюсти и 16 в нижней.32 – не больше, не меньше! А все ли зубы одинаковые?

Знахарка. Все, милок, одинаковые, все. Все на один лад.

Доктор. Да нет, не все. Во рту 3 вида зубов. Спереди красуются 8 резцов. За ними – 4 крепких клыка.Далее – 8 малых и 12 больших коренных зубов. И раз в жизни каждый человек меняет все свои зубы. Ты, наверное, помнишь, Принцесса, как ни с того ни с сего молочные зубы начали выпадать один за другим?

Принцесса. Помню, конечно! Папенька еще тогда до смерти перепугался.

Доктор. Бояться не надо. На тех же местах прорезаются из десен новые, уже постоянные зубы. Только 4 последних коренных зуба у тебя, да и у ребят, еще не выросли. Эти “зубы мудрости” появятся лишь тогда, когда ты станешь взрослой.

Принцесса. Зубы мудрости? Понятно! Значит, тогда я стану мудрой, даже мудрее, чем мой папенька?

Доктор. Вовсе не обязательно. Некоторые, как, например, наша Ужасина Тихоновна, зубы мудрости получили, а мудрости-то у нее нисколько не прибавилось.

Знахарка. Что болтаешь-то? Нужны мне твои “мудрые зубы”. У самого-то, небось, ни одного еще нет.

Доктор. Помолчала бы ты лучше.

Принцесса. Ой, зуб болит. Как же мне от боли избавиться, Ужасина Тихоновна?

Знахарка. Ротик зельицем моим пополощи.

Доктор. Ты отраву свою подальше убери. Сама пить ее будешь. Полоскать рот нужно после каждого приема пищи. Но этого недостаточно. И тут на помощь приходит …Что?

Принцесса. Что?

Доктор. Ребята, что? Правильно, зубная щетка и паста. (Показывает.) А умеешь ли ты, Принцесса, зубы чистить?

Принцесса. Да не приходилось мне. У нас и зубной щетки в замке никогда не бывало.

Доктор. Хочешь, научу?

Знахарка. Не слушай ты его! Ничего доброго он тебе не скажет.

Доктор. Помягче, Ужасина Тихоновна! (Ужасина бе-бе-бе и убегает.). Так хочешь, Принцесса, научиться? Мы тебя с ребятами научим.

Принцесса. Понятно, да только зуб сильно болит.

Доктор. Теперь зуб нужно срочно лечить. (Доктор лечит Принцессе зуб и дарит ей пасту и щетку.). Ну, вот и все. (Принцесса благодарит Доктора.) Но мне пора. До свидания! (Уходит.)

Принцесса. Папенька, теперь я не буду есть много сладкого и грызть орехи. А лучше буду 2 раза в день чистить зубы.

Король. Ну, вот и все, ребята, наша сказка подошла к концу.

VII. Повторение пройденного

– Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы все запомнили.

  1. Сколько у человека зубов? (32)
  2. Какие три сорта зубов во рту у человека? (резцы, клыки, коренные)
  3. Из чего состоит зуб? (эмаль, дентин, пульпа.)
  4. Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2)
  5. С помощью каких предметов мы чистим зубы? (щетки и пасты.)
  6. Что вредно для зубов? (грызть орехи, есть холодную и горячую пищу, много сладкого)
  7. Что надо делать, если зубы заболели?

– Молодцы, ребята! Все знаете!

VIII. Рисование масок и исполнение песни “Улыбка”

– Посмотрите у вас на столах лежат маски. Лица у них какие-то безликие. Чего–то не хватает в них. Если будут крепкие и красивые зубы, то будет и красивая УЛЫБКА. Посмотрите все друг на друга и улыбнитесь. Давайте оживим эти лица и нарисуем все на них улыбки. А чтобы нам работалось веселей, давайте споем отрывок из песни “Улыбка”.

Итак, ваши маски ожили. Давайте их повесим на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе. А чтобы эти улыбки у вас никогда не пропадали, я вам хочу подарить правила ухода за зубами.

Правила ухода за зубами:

  1. Полощи рот теплой кипяченой водой после еды.
  2. Ежедневно, утром и вечером, чисти зубы.
  3. Чисти зубы не только справа налево, но и сверху вниз и снизу вверх, с наружной и внутренней стороны.
  4. Меняйте зубную щетку каждые три месяца.
  5. Тщательно мой щетку после употребления.
  6. Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка.

 IХ. Итог урока. Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что понравилось?
  • Чему научились?

 Литература

  1. Мастерская учителя Л.А. Обухова, Н.А.Лемяскина “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”.
  2. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым / авт.-сост. О.В.Белоножкина. – Волгоград.