Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив.
Состав участников игры:
- Ведущие (ученики 9-го класса).
- 2–3 команды из состава учащихся 6 – 8 классов.
- Помощники ведущих.
- Жюри (учитель истории и ученики 9 класса).
- Болельщики.
Оборудование:
- Вопросы для игры, заранее составленные учениками 9 класса совместно с учителем истории.
- Репродукции художественных картин для 2 – й ступени.
- Листы – задания для 2, 4, 6 ступеней.
- Магнитофон для музыкального оформления игры.
- Таблица подсчета итогов игры.
Правила игры: игра проводится на семи ступенях.
Вначале команды разыгрывают между собой право первого хода с помощью задания: “Назовите двух “царей”, расположенных на Ивановской площади Московского Кремля” (Царь – колокол и царь – пушка).
По ходу игры команды перемещаются по ступеням и набирают баллы. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов. Победители определяются не только в командном, но и в личном зачете.
Таблица подсчета итогов игры (для жюри)
Название ступени |
Команда 1 |
Команда 2 |
1.Аукцион | ||
2. Конкурс художников | ||
3. “Кто больше?” | ||
4. Кроссворд | ||
5. “Верите ли вы, что…” | ||
6. Конкурс “Современники” | ||
7. Загадки истории |
I ступень. Аукцион
Задание
Командам-участницам в течение 3–4 минут на отдельных листах нужно как можно больше написать дат, исторических имен, событий, терминов, относящихся к определенной теме. Например: “Монгола – татарское иго”. После истечения указанного времени листы сдаются жюри, которое определяет победителя I ступени.
(1 понятие – 1 балл).
II ступень. Конкурс художников
Задание
Командам предлагаются известные живописные полотна: их задача – назвать автора картины, вспомнить ее название, указать действующих лиц (историческую эпоху); из предложенных высказываний выбрать то, которое подходит к картине.
(За полностью выполненное задание – 4 балла.)
Картины:
- “Утро стрелецкой казни”. В.И.Суриков.
- “Суд Пугачева” В.Г.Перов.
- “ПетрI допрашивает царевича Алексея”. Н.Н.Ге.
- “Боярыня Морозова” В.И. Суриков.
Высказывания (в скобках указаны ответы):
а) “Жалуем сим именным указом и монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находящихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков… и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей…” (“Суд Пугачева” В.Г.Перов/)
б) “Егда же бысть патриархом злый вождь, и начат казнить правоверие, повелевая трема персты креститься и в пост великий в пояс творите метания… Он нас, муча много, и разослал в ссылки всех…” (“Боярыня Морозова” В.И. Суриков.)
в) “И видя мы его упорность в его непотребных поступках, объявили ему, что, ежели он впредь следовать нашей воле не будет, то его лишим наследства… И хотя он, сын наш, за такие поступки достоин лишения живота, однако ж, мы, отеческим сердцем о нем соболезнуя, в том преступлении его прощаем и от всякого наказания освобождаем”. (“ПетрI допрашивает царевича Алексея” Н.Н. Ге.)
г) “А смерти они достойны и за одну противность, что взбунтовали”. (“Утро стрелецкой казни” В.И.Суриков.)
III ступень. “Кто больше?”
Задание
В течение 2 минут. Каждая команда должна ответить как можно на большее число вопросов. Если ответ неизвестен команде, один из участников говорит: “Дальше!”. Жюри подсчитывает количество набранных баллов. (1 ответ – 1 балл.)
Вопросы для команд:
- Какой город впервые упоминается в летописи в связи со встречей Юрия Долгорукова со Святославом Ольговичем? (Москва.)
- Как в VIII–ХI вв. называли на Руси дюжих светловолосых скандинавов? (Варяги.)
- Какая русская княгиня посетила византийского императора Константина Багрянородного? (Ольга.)
- Что называли посадом на Руси? (Город.)
- Что запрещалось делать дворянам, не постигшим основ науки, по Указу от 20 января 1714 г.? (Жениться.)
- Под каким именем был пострижен в монахи один из братьев Романовых – Федор? (Филарет.)
- В каком соборе происходило венчание на Великое княжение? (В Московском Успенском соборе.)
- Как звали первого русского митрополита, независимого от Византии? (Иов.)
- По какому признаку бояре распознали Лжедмитрия I как самозванца? (Он не желал спать после обеда.)
- Как называли высший судебный орган для дворян при Екатерине II? (Верховный Земский суд.)
- Кого на Руси называли стряпчими? (Судейских чиновников.)
- Какого царя официально именовали “освободитель”? (Александра II.)
- Где произошла первая встреча русских князей с монголо-татарскими войсками? (На реке Калка.)
- Зачем по русскому обычаю гостей приветствуют хлебом и солью? (Древние русичи считали, что это отгоняет злых духов.)
- При каком правителе произошло окончательное покорение племени древлян? (При княгине Ольге.)
- Кого на Руси называли баскаками? (Сборщиков дани.)
- Что такое “тягло”? (Подать.)
IV ступень. Кроссворд
Задание
Командам раздаются листы с кроссвордом. Команда, которая первой быстро и правильно разгадает кроссворд, становится победителем IV ступени. (Победа приносит 5 баллов.)
- Свод законов, составленных при Иване III.
- Князь, крестивший Русь.
- В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. Назовите город.
- Как называлась славянская азбука?
- Назовите жанр героического эпоса.
- Имя первого русского летописца, автора “Повести временных лет”.
- В чем особенность христианства по сравнению с язычеством?
V ступень. “Верите ли вы, что…”
Задание
В течение 2 минут ведущий задает командам вопросы. Задача участников – дать один из двух ответов: “да” или “нет”. (Оценка результатов: 1 ответ – 1 бал.)
Вопросы начинаются со слов “Верите ли вы, что…”:
- …при царе Алексее Михайловиче был заведен “долгий ящик”, куда складывались жалобы на злоупотребления дьяков? (Да.)
- …во времена Ивана III холопа, бежавшего от татар, казнили смертью? (Нет, его отпускали на свободу.)
- …монгольский хан подарил государю Федору Михайловичу мешок с чаем? (Да.)
- …на Руси “пора меж волка и собаки” означает рассвет? (Нет, это сумерки.)
- …Аристархом в России называли ученого? (Да.)
- …в старину Красная площадь носила название Пожар? (Да.)
- …при Петре I “прибыльщиками” называли воров? (Нет, это изобретатели налогов.)
- …Александр Суворов похоронен в Александро-Невской лавре? (Да.)
- …любимым занятием Петра III была игра в шахматы? (Нет, в солдатики.)
- …в IX в. Восточные славяне были христианами? (Нет, язычниками.)
- …летопись в Киевской Руси составлялась на славянском языке? (Да.)
- …Москва была основана в 1147 г. (Да.)
- …при дворе князя Владимира Святого дружинники ели руками? (Нет, серебряными ложками.)
- …девочкам на Руси надевали серьги, как только они начинали ходить? (Да.)
VI ступень. Конкурс “Современники”
Задание
Командам предлагаются задания с выбором ответа. Нужно назвать современников следующих исторических деятелей (1 ответ – 2 балла).
- Князь Игорь
- Карл Великий
- Эдуард I,английский король
- Артур, рыцарь Круглого стола
- Генрих I, германский король
- Андрей Боголюбский
- Людовик IX
- Филипп Красивый
- Фридрих X Барбаросса
- Флодвиг
- Иван III
- Христофор Колумб
- Леонардо да Винчи
- Джордано Бруно
- Рафаэль Санти
- М.В. Ломоносов
- Даниэль Дефо
- Жан Жак Руссо
- Рафаэль Санти
- В.А. Моцарт
- Петр I
- Джордж Вашингтон
- Томас Мюнцер
- Вольтер
- Данте Алигьери
- М.Ф. Романов
- Васко да Гама
- Мартин Лютер
- Кардинал Ришелье
- Фернан Кортес
Ответы к VI ступени
- Генрих I
- Фридрих Барборосса
- Христофор Колумб
- Жан Жак Руссо
- Вольтер
- Ришелье
VII ступень
Задание
Команды заранее самостоятельно готовят по 3 вопроса для своих соперников. Жюри оценивает сам вопрос (в пределах 2 баллов) и ответ на него (1 вопрос – 1 балл).
Например:
- Как называется памятник архитектуры, построенный в Москве в честь победы над Наполеоном? (Храм Христа Спасителя.)
- Назовите самую большую картинную галерею в мире, которую Екатерина II называла “уединенным местом”. (Эрмитаж.)
- Какой исторический деятель прославился распространением “прелестных писем”? (Емельян Пугачев.)
- Как в старину выбирали работников? (Работника приглашали за стол, если он быстро и с аппетитом ел, то его брали на работу.)
- Какие правители средневековья жили в “сарае”? (Ханы Золотой Орды.)
- Когда русские воины были вынуждены встретиться со “свиньей”? (В Ледовом побоище 1242 г.).
Подведение итогов
Жюри подсчитывает набранные командами баллы и объявляет победителей. Ученики, особо отличившиеся в игре, и команда – победителей награждаются грамотами и памятными призами.
Повторительно-обобщающая игра “Звездный час”. 7 класс
Цель игры:
- Повторение “Истории формирования Российского государства в IХ–ХVI вв.”.
- Развитие интереса учащихся к предмету.
- Межпредметные связи (русский язык, изобразительное искусство).
- Включение учащихся в ситуацию активного досугового общения со сверстниками, старшеклассниками и родителями.
Оборудование: подставки, планшеты из плотного картона, оклеенные цветной бумагой размером 20х30 см, с одной стороны которой полоска – кармашек для звезд, с другой – кармашек для карточек с цифрами и укрепленный лист бумаги для записей; кубики с буквами, написанное с двух сторон слово на табличке для составления новых слов; иллюстрации к вопросам, цветные мелки, призы.
Правила игры:
В целом повторяют правила телеигры “Звездный час”. Вместо тележек у участников цветные планшеты с кармашками для звезд и цифр. Ответившие на вопросы участники продвигаются по делениям, нанесенным цветными мелками на полу.
Ход игры
Ведущий:
Мальчики и девочки,
А также их родители!
Игру для эрудитов
Увидеть не хотите ли?
Впервые по истории
Для взрослых и для нас
(и не по телевизору) –
Программа “Звездный час”!
Представление участников и их старших помощников (родителей, старшеклассников). Участникам предлагается что-либо исполнить или представить свое хобби, что дает возможность получить звезду.
Тур 1
На доске открываются портреты русских князей: Игоря, Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Юрия Долгорукого, Ивана Калиты.
Вопросы:
- Перед вами портреты русских князей. Один из них произнес слова, ставшие крылатыми: “Кто на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет”. (А. Невский)
- Этот князь был причислен к лику святых, так как в 988 г. крестил киевлян в Днепре. (Владимир Святой.)
- Этот князь считается родоначальником киевских князей. Однако древляне решили: “Если повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, пока не убьешь его”. И убили его. (Князь Игорь.)
- Этого князя считают основателем Москвы. Он старался присоединить к Руси как можно больше земель. Об этом говорит его прозвище. (Ю. Долгорукий.)
- При этом князе были построены новые церкви. Он положил начало созданию на Руси свода законов, который получил название Правда Ярослава. (Ярослав Мудрый.)
- Этот князь получил прозвище “денежный кашель”. (Иван Калита.)
- С именем этого князя связана победа русского войска в битве с монголо-татарами на Куликовом поле. (Д. Донской.)
Участники, набравшие меньше очков, выходят из игры.
Тур 2. “Пакет-буквоед”
Составление слов из выпавших 10 букв.
Зритель, составивший самое длинное слово, получает приз.
Участники, составившие длинные слова, получают звезды. Участники не придумавшие слова, выбывают из игры.
Тур 3. Логические цепочки.
- Шедевры эпохи возрождения:
а) Мадонна Лита
б) Автопортрет Леонарда да Винчи
в) Портрет Инфанты Маргариты
г) Джаконда
д) Джинерва ден Бенчи.
(Все, кроме В.)
- Имена, слова, понятия, связанные с правлением Ивана Грозного.
а) опричнина
б) земщина
в) Судебник 1550 г.
г) Избранная Рада
д) Смутное время
(Все, кроме Г.)
- Хронологическая цепочка:
а) Ледовое побоище
б) Казнь Жанны д’Арк
в) Куликовская битва
г) Открытие Америки Колумбом.
Если вы не согласны с такой последовательностью, покажите какие из них нужно поменять местами (Б–В). После 3-го тура остается два участника.
Тур 4
Составить как можно больше слов из заданного слова, например, слово “электрофикация”. Тот, кто больше составит слов, тот победитель. Награждение победителя.