Занятие «Знакомство со словом»
Цели:
- уточнить представление о звуках: речевых, музыкальных, шумовых;
- дать представление о понятии «слово, предложение, живое, неживое», о последовательности слов в предложении, познакомить со схемой предложения;
- тренировать в составлении простых предложений по опорным картинкам, по набору слов;
- развивать умение
- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.
Материал: Машенька, макет города Красивой речи, кукла, предметные картинки: живое– неживое, картинки слов-омонимов
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент: назови любой речевой звук.
2. Закрепление понятия «звук»: на занятие пришла девочка Машенька. Она приглашает нас в город Красивой речи. В этом городе необычные дома: красные, синие, зелёные. Подошла она к ним и стала звонить в каждую дверь. А в красных домиках кто-то запел: А……, О….., У…., И….. . За синими тоже разносились песенки: Д-д-д, С-с-с, П-п-п. А за зелёными песенки были нежнее: ЛЬ…., МЬ….., ТЬ….Какое интересные дома. В них живут звуки: девочки-гласные, мальчики-согласные. Они любят вместе играть – встанут вместе девочки и мальчики, могут получиться слоги: а-м----ам, в-о----во, у-ж----уж. А если слоги соединить, получаются слова: ма-ма, со-ва, ли-са. Все слова состоят из звуков.
3. Понятие «слова»
– Что такое слово? Вокруг нас много предметов каждый из них имеет название.
Всему название дано
И зверю и предмету
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что только видит глаз –
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
– Любой предмет обозначен словом. Например, это часы, это доска. Из каких звуков состоит слово «часы», «доска»? (Дети называют.)
4. Дифференциация «Звук – слог – слово»
– Машенька хочет поиграть. Если она назовёт звук покажите узкие воротики, если слог – пошире, если слово – очень широкие.
5. Понятие «живой – неживой»
– Чем отличается кукла Маша от девочки Маши.
– Про куклу мы спросим – «что это?», про Машу –
«кто это?».
– «Кто» – это живые существа, они могут
передвигаться, слышать, видеть, чувствовать
тепло, передвигаться: кошка, бабочка, дети сами
продолжают. «Что» – это неживые существа, они
сами не двигаются, у них нет ушей. глаз: стол,
трава, дети продолжают.
Выставляется сюжетная картинка: Найдите про кого
можно сказать: «Кто это?», про что – «Что это?».
Игра «Найди кто или что»
На столе разбросаны картинки. Каждый должен найти 2 картинки: живое – неживое.
6. Физминутка
7. «Волшебные слова»
– Машенька встречает удивительные слова. Хотите тоже их посмотреть? Вот слово – ручка. Про что вы подумали. Машенька показывает картинки:
а) дверная ручка,
б) шариковая ручка
в) ручка человека.
– Затем – иголка:
а) швейная игла
б) сосновая игла
в) игла ежа
– Коса, язык.
У этих слов много значений.
8. Знакомство с понятием «предложение»
Игра «Посчитай слова». Машеньке
понравилось из звуков составлять слова. Идёт она
по лесу и говорит слова: зайка, морковку, любит.
Ой, сколько слов я сказала? Ребята, помогите,
посчитайте. А сейчас: Маша поёт песню.
«Когда слова красиво стоят друг с другом,
получается предложение. Ты, Машенька придумай
слова, а ребята составят из них предложение.
- Маша, куры, кормить.
- Зайка, цветы, поливать.
- Мама, кушать, суп.
- Петя, одевать, сестрёнку.
- Папа, спать, ложиться.
- Катя, мыть посуда.
- Лена, платье, стирать.
- Даша, посуда, мыть.
- Лиса. ловить, рыбу.
– Мы, ребята, придумывали предложения. Из чего
они состоят? (Из слов)
– А слова из чего состоят? (Из звуков)
9. Итог занятия
– Что понравилось?
Занятие «Слова-признаки»
Цели:
- дать понятие о словах-признаках;
- расширить и уточнить словарь предметов;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными:
- тренировать детей в составлении простого распространённого;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать усидчивость, произвольное внимание
Материал: Машенька, Звуковой город и полянка, схематическое изображение слов-предметов, признаков, действий., игрушки(помидор, огурец, морковка), предметные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
– Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Тянутся, тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки. Опустите плечи и туловище. Полили дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.
2. Развитие речевого внимания. Закрепление понятие «слово».
– Машеньке так понравилось, что решила она ещё раз побывать в городе Красивой речи. Прошла мимо Звуковых домиков, увидела, как звуки играют на полянке в слоги, и пошла на полянку слов. Слова-предметы резвились на полянке и играли в игру «Кто? – Что?». Давайте тоже с ними поиграем. Я буду называть слова предметы, а вы хлопните, если услышите слово – «кто».
3. Ознакомление со словами-признаками
– Смотрит Машенька, а рядом на пригорке кто-то
машет ей.
– Кто, ты?
– Я, КАКОЙ. Зовут меня так. А вот моя полянка.
Здесь мои слова. Приходи на мою полянку.
– А какие твои слова?
– Мои слова красивые. Все эти слова-предметы
приходят ко мне и просят «Какой цвет, какой вкус,
какую величину, какой на ощупь». И я им даю свои
слова. (Выставляется схема-подсказка).
– Ну, например, бежит ко мне слово «мяч». Я ему
даю слова «голубой, красивый, маленький,
резиновый, прыгучий, твёрдый». Хочешь раздать мои
слова?
– «Да», – сказала Машенька. А ребята мне помогут.
Вот прибежало слово – «помидор». Какой он
(большой, зелёный, вкусный, солёный, сочный,
незрелый, круглый; «морковка», «огурцы»...
4. Игра «Кто больше придумает слов-признаков»
У каждого ребёнка на столе лежит картинка. Кто больше всех подберёт к своему слову признаков, тот и выиграл.
5. Логическое упражнение «Четвертый – лишний»
- Далёкий, холодный, дом, старый.
- Больной, озеро, трава, птица.
- Грязный, сухой, курица, добрый.
- Любимый, кислый, вкусный лимон.
6. Физминутка
7. «Слова наоборот»
– Подошла Машенька к «Какой» и спрашивает:
«Какая любимая игра у твоих слов?».
– Они любят играть в игру «Наоборот». Разбегутся
по полянке и ищут друг друга. «Большой» ищет
«Маленького», «Холодный – Горячего». Вот и
помогите им друг друга найти. (У детей картинка
– высокий, широкий, полный и т.д. Они ищут
пару).
8. Волшебные слова. Знакомство с омонимами
Машенька, – говорит «Какой». У меня тоже есть
волшебные слова.
«Ой! Я помню. На той полянке нам показывали слова:
КОСА, ЯЗЫК, МОЛНИЯ, РУЧКА»
– А вот мои слова:
ТЁПЛЫЙ – (с показом картинок)
а) нагретый, содержащий тепло (тёплый день)
б) хорошо защищающий от холода (тёплая шуба)
в) приветливый (тёплый приём, тёплые слова)
ОСТРЫЙ –
а) хорошо режущий (нож)
б) суживающийся к концу (острый нос у Буратино)
в) сильно выраженный (острая боль)
ЗОЛОТОЙ –
а) сделанный из золота (корона)
б) цвет золота (золотые кудри)
в) прекрасный, замечательный (золотой работник)
9. Составление предложений
– Ты знаешь, Машенька, мои слова-признаки любят бегать к словам-предметам и составлять с ними предложения. Вот слова большой, красивый побежали искать себе друга. Как ты думаешь, кого они возьмут. Правильно, мяч.(другие варианты: шкаф, диван, арбуз). А теперь ребята пусть помогут моим словам найти пару из слов – предметов.
Красный, сахарный……..
Жёлтый, кислый…….
Тёплое, зимнее……
Пышное, бальное…….
Сверкающее, ослепительное…..
Сильный, порывистый…..
Воздушное, ароматное….
Горячий, свежий……
Парное, тёплое……….
– Дети, сколько слов в наших предложениях?
– Сколько слов-признаков? слов-предметов?
– Давайте попрощаемся с «Какой» и Машенькой,
вернёмся в детский сад.
Занятие № 3 «Слово-действие»
Цели:
- дать понятие слово – действие;
- уточнять и расширять глагольный словарь; познакомить со словами-омонимами: бить, лететь, играть;
- развивать логическое мышление;
- продолжать учить составлять схемы предложений;
- воспитывать учебные навыки.
Материалы: Машенька, плакат «Кто – что», «Какой», «Что делать», схема слов – предметов, признаков, действия; игрушки – заяц, ёж, кошка, бидон; п/к слов-предметов, Буратино, слова – картинки омонимы; киндеры, схемы предложений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
– Назовите слово-признак.
2. Постановка цели.
– Машенька продолжает путешествие по городу Красивой речи. Зашла на полянку «Кто–Что», заглянула на полянку «Какой», смотрит, а дальше знак стоит. Наверное, дальше идти нельзя. Тут палочки застучали и говорят: – Машенька, спасибо, что ты пришла на мою полянку. Звать меня «Что делать», а это моя полянка.
И тут Машенька увидела, что на полянке много
слов, одно – бегает (это слово «бегать»), другое
спит (это слово «спит»), следующее пугает (это
слово «пугать») и т.д. Мои слова все что-то делают.
Вон смотри, заяц идёт, я ему подарю слова:
«прыгает», «скачет», «спит», «кушает», «сидит».
Ёж – «колется», «фырчит», «спит», «убегает»,
«заготавливает», «сердится».
Бидон – «стоит», «лежит», «катится», «падает».
3. Игра «Будь внимательным»
Хлопнуть надо только на слово – действие: стол, хороший, мыть, часы. круглый, таять, мести, пробовать, кот, прыгать, пушистый. Давать.
4. Игра «Кто больше придумает слов-действий»
– А теперь вы придумайте слова-действия к вашим картинкам. Кто больше придумает, тот получит фишку.
5. «Волшебные слова»
– Машенька, у меня есть тоже волшебные слова.
Бить
Лететь.
Играть.
(Буратино учится говорить)
6. Что лишнее?
- Пыль, вата, прыгать, гнездо
- Скакать, петь, ждать, корова
- Несёт, варит, розовый, моет
- Чинит, часы, крутит, смотрит.
7. Физминутка
8. Игра в предложения
На доске 3 полянки. Ребёнок по очереди заходит
на все 3 полянки и составляет предложение.
Например, мяч – красивый – скачет.
9. Игра «Скажи наоборот»
Любимая игра на этой полянке – «Скажи наоборот». Слова ищут пару друг другу. Помоги им найти друг друга.
- Рушит – строит
- Поднимается – опускается
- Работает – отдыхает и т.д. (По картинкам глаголы-антонимы)
10.Составление схемы предложений
– Сколько слов в твоём предложении?
– Назовите слово-предмет, слово-признак, слово-действие.
11. Итог занятия