Знакомство детей с ОНФ (общим недоразвитием речи) с понятием "слово". Занятие по формированию лексико-грамматических категорий

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие «Знакомство со словом»

Цели:

  • уточнить представление о звуках: речевых, музыкальных, шумовых;
  • дать  представление о понятии «слово, предложение, живое, неживое», о последовательности слов в предложении, познакомить со схемой предложения;
  • тренировать в составлении простых предложений по опорным картинкам, по набору слов;
  • развивать умение
  • воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.

Материал: Машенька,  макет города Красивой речи, кукла, предметные картинки: живое– неживое, картинки слов-омонимов

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: назови любой речевой звук.

2. Закрепление понятия «звук»: на занятие пришла девочка Машенька. Она приглашает нас  в город Красивой речи. В этом городе необычные дома:  красные, синие, зелёные. Подошла она к ним  и стала звонить в каждую дверь. А в красных домиках кто-то запел: А……, О….., У…., И….. . За синими тоже разносились песенки: Д-д-д, С-с-с, П-п-п. А за зелёными песенки были нежнее: ЛЬ…., МЬ….., ТЬ….Какое интересные дома.  В них живут звуки: девочки-гласные, мальчики-согласные.   Они любят вместе  играть – встанут вместе девочки и мальчики, могут получиться слоги: а-м----ам, в-о----во, у-ж----уж.  А если слоги соединить, получаются слова: ма-ма, со-ва, ли-са.  Все слова состоят из звуков.

3. Понятие «слова»

– Что такое слово? Вокруг нас много предметов  каждый из них имеет название.

Всему название дано
И зверю и предмету
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что только видит глаз –
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

– Любой предмет обозначен словом. Например, это часы, это доска. Из каких звуков состоит слово «часы», «доска»? (Дети называют.)

4. Дифференциация «Звук – слог – слово»

– Машенька хочет поиграть. Если она назовёт звук покажите узкие воротики, если слог – пошире, если слово – очень широкие.

5. Понятие «живой – неживой»

– Чем отличается кукла Маша от девочки Маши.  
– Про куклу мы спросим – «что это?», про Машу – «кто это?».
– «Кто» – это живые существа, они могут передвигаться, слышать, видеть, чувствовать тепло, передвигаться: кошка, бабочка, дети сами продолжают. «Что» – это неживые существа, они сами не двигаются, у них нет ушей. глаз: стол, трава, дети продолжают.
Выставляется сюжетная картинка: Найдите про кого можно сказать: «Кто это?», про что – «Что это?».

Игра «Найди кто или что»

На столе разбросаны картинки. Каждый должен найти 2 картинки: живое – неживое.

6. Физминутка

7. «Волшебные слова»

– Машенька встречает  удивительные слова. Хотите тоже их посмотреть? Вот слово –  ручка. Про что вы подумали. Машенька показывает картинки:

а) дверная ручка,
б) шариковая ручка
в) ручка человека.

– Затем – иголка:

а) швейная игла
б) сосновая игла
в) игла ежа

Коса, язык.

У этих слов много значений.

8. Знакомство  с понятием «предложение»

Игра «Посчитай слова». Машеньке понравилось из звуков составлять слова. Идёт она по лесу и говорит слова: зайка, морковку, любит. Ой, сколько слов я сказала? Ребята, помогите, посчитайте. А сейчас: Маша поёт песню.
«Когда слова красиво стоят друг с другом, получается предложение. Ты, Машенька придумай слова, а ребята составят из них предложение.

  • Маша, куры, кормить.
  • Зайка, цветы, поливать.
  • Мама, кушать, суп.
  • Петя, одевать, сестрёнку.
  • Папа, спать, ложиться.
  • Катя, мыть посуда.
  • Лена, платье, стирать.
  • Даша, посуда, мыть.
  • Лиса. ловить, рыбу.

– Мы, ребята, придумывали предложения. Из чего они состоят?  (Из слов)
– А слова из чего состоят?  (Из звуков)

9. Итог занятия

– Что понравилось?

Занятие «Слова-признаки»

Цели:

  • дать понятие о словах-признаках;
  • расширить и уточнить словарь предметов;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными:
  • тренировать детей в составлении простого распространённого;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать усидчивость, произвольное внимание

Материал: Машенька, Звуковой город и полянка, схематическое изображение слов-предметов, признаков, действий., игрушки(помидор, огурец, морковка), предметные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

– Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Тянутся, тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки. Опустите плечи и  туловище. Полили дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

2. Развитие речевого внимания. Закрепление понятие «слово».

– Машеньке так понравилось, что решила она ещё раз побывать в городе Красивой речи. Прошла мимо Звуковых домиков, увидела, как звуки играют на полянке в слоги, и пошла на полянку слов. Слова-предметы резвились на полянке и играли в игру «Кто? – Что?». Давайте тоже с ними поиграем. Я буду называть слова предметы, а вы хлопните, если услышите слово – «кто».

3. Ознакомление со словами-признаками

– Смотрит Машенька, а рядом на пригорке кто-то машет ей.
– Кто, ты?
– Я, КАКОЙ. Зовут меня так. А вот моя полянка. Здесь мои слова. Приходи на мою полянку.

– А какие твои слова?
– Мои слова красивые. Все эти слова-предметы приходят ко мне и просят «Какой цвет, какой вкус, какую величину, какой на ощупь». И я им даю свои слова. (Выставляется схема-подсказка).

– Ну, например, бежит ко мне слово «мяч». Я ему даю слова «голубой, красивый, маленький, резиновый, прыгучий, твёрдый». Хочешь раздать мои слова?
– «Да», – сказала Машенька. А ребята мне помогут.
Вот прибежало слово – «помидор». Какой он (большой, зелёный, вкусный, солёный, сочный, незрелый, круглый; «морковка», «огурцы»...

4. Игра «Кто больше придумает слов-признаков»

У каждого ребёнка на столе лежит картинка. Кто больше всех подберёт к своему слову признаков, тот и выиграл.

5. Логическое упражнение «Четвертый – лишний»

  • Далёкий, холодный, дом, старый.
  • Больной, озеро, трава, птица.
  • Грязный, сухой, курица, добрый.
  • Любимый, кислый, вкусный лимон.

6. Физминутка

7. «Слова наоборот»

– Подошла Машенька к «Какой» и спрашивает: «Какая любимая игра у твоих слов?».
– Они любят играть в игру «Наоборот». Разбегутся по полянке и ищут друг друга. «Большой» ищет «Маленького», «Холодный – Горячего». Вот и помогите им друг друга найти. (У детей картинка – высокий, широкий, полный и т.д.  Они ищут пару).

8. Волшебные слова. Знакомство с омонимами

Машенька, – говорит «Какой». У меня тоже есть волшебные слова.
«Ой! Я помню. На той полянке нам показывали слова: КОСА, ЯЗЫК, МОЛНИЯ, РУЧКА»
–  А вот мои слова:

ТЁПЛЫЙ – (с показом картинок)

а)  нагретый, содержащий тепло (тёплый день)
б) хорошо защищающий от холода (тёплая шуба)
в) приветливый (тёплый приём, тёплые слова)

ОСТРЫЙ –

а) хорошо режущий (нож)
б) суживающийся к концу (острый нос у Буратино)
в) сильно выраженный (острая боль)

ЗОЛОТОЙ –

а) сделанный из золота (корона)
б) цвет золота  (золотые кудри)
в) прекрасный, замечательный (золотой работник)

9. Составление предложений

– Ты знаешь, Машенька, мои слова-признаки любят бегать к словам-предметам и составлять с ними предложения. Вот слова большой, красивый побежали искать себе друга. Как ты думаешь, кого они возьмут. Правильно, мяч.(другие варианты: шкаф, диван, арбуз). А теперь ребята пусть помогут моим словам найти пару из слов – предметов.

Красный, сахарный……..
Жёлтый, кислый…….
Тёплое, зимнее……
Пышное, бальное…….
Сверкающее, ослепительное…..
Сильный, порывистый…..
Воздушное, ароматное….
Горячий, свежий……
Парное, тёплое……….

– Дети, сколько слов в наших предложениях?
– Сколько слов-признаков? слов-предметов?
– Давайте попрощаемся с «Какой» и Машенькой, вернёмся в детский сад.

Занятие № 3 «Слово-действие»

Цели:

  • дать понятие слово – действие;
  • уточнять и расширять глагольный словарь; познакомить со словами-омонимами: бить, лететь, играть;
  • развивать логическое мышление;
  • продолжать учить составлять схемы предложений;
  • воспитывать учебные навыки.

Материалы: Машенька, плакат «Кто – что», «Какой», «Что делать», схема слов – предметов, признаков, действия; игрушки – заяц, ёж, кошка, бидон; п/к слов-предметов, Буратино, слова – картинки омонимы; киндеры, схемы предложений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Назовите слово-признак.

2. Постановка цели.

– Машенька продолжает путешествие по городу Красивой речи. Зашла на полянку «Кто–Что», заглянула на полянку  «Какой», смотрит,   а дальше знак стоит. Наверное, дальше идти нельзя.   Тут палочки застучали и говорят: – Машенька, спасибо, что ты пришла на мою полянку. Звать меня «Что делать», а это моя полянка.

И тут Машенька увидела, что на полянке много слов, одно – бегает (это слово «бегать»), другое спит (это слово «спит»), следующее пугает (это слово «пугать») и т.д. Мои слова все что-то делают.
Вон смотри, заяц идёт, я ему подарю слова: «прыгает», «скачет», «спит», «кушает», «сидит».
Ёж – «колется», «фырчит», «спит», «убегает», «заготавливает», «сердится».
Бидон – «стоит», «лежит», «катится», «падает».

3. Игра «Будь внимательным»

Хлопнуть надо только на слово – действие: стол, хороший, мыть, часы. круглый, таять, мести, пробовать, кот, прыгать, пушистый. Давать.

4. Игра «Кто больше придумает слов-действий» 

– А теперь вы придумайте слова-действия к вашим картинкам. Кто больше придумает, тот получит фишку.

5.  «Волшебные слова»

– Машенька, у меня есть тоже волшебные слова.

Бить
Лететь.
Играть.

(Буратино учится говорить)

6. Что лишнее?

  • Пыль,  вата, прыгать, гнездо
  • Скакать, петь, ждать, корова
  • Несёт, варит, розовый, моет
  • Чинит, часы, крутит, смотрит.

7. Физминутка

8. Игра в предложения

На доске 3 полянки. Ребёнок по очереди заходит на все 3 полянки и составляет предложение. Например, мяч –  красивый – скачет.
9. Игра «Скажи наоборот»

Любимая игра на этой полянке – «Скажи наоборот». Слова ищут пару друг другу. Помоги им найти друг друга. 

  • Рушит – строит
  • Поднимается – опускается
  • Работает – отдыхает и т.д. (По картинкам глаголы-антонимы)

10.Составление схемы предложений

– Сколько слов в твоём предложении?

– Назовите слово-предмет, слово-признак, слово-действие.

11. Итог занятия