Пояснительная записка к занятиям
Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушением психического развития.
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т.е. правильное определение чему и как учить. Именно поэтому, одной из главных задач в своей работе мы определили создание таких условий, при которых формируется мотивация к учебной деятельности, в данном случае к занятиям по формированию элементарных математических представлений.
Известно, что многие дети даже при нормальном развитии интеллекта испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много, одна из них, возможно наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к занятиям, учебе, к самому предмету – математике.
Предлагаемый комплекс развивающих занятий построен так, чтобы дети, играя, овладевали достаточно сложными понятиями. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей.
Разработанный комплекс занятий, направлен на формирование у дошкольников познавательных и интеллектуальных способностей.
В соответствии с данной целью, нами были определены задачи:
- Развитие логического мышления (сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование).
- Развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способностей к моделированию и конструированию.
- Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью.
- При проведении занятий использованы следующие приемы:
- Организация совместной деятельности педагога и детей.
- Создание игровых ситуаций.
- Единая сюжетная линия на протяжении всего занятия.
- Упражнение – основной прием формирования интеллектуальных умений.
- Повторение инструкции ребенку несколько раз, чтобы затем ребенок сам мог повторить ее.
- Побуждение ребенка к проговариванию того, что он делает или собирается делать.
- Поощрение ребенка за его успехи.
При проведении занятий использованы как авторские, так и известные методики Л.А. Венгера, А.З. Зака, Б.Б. Финкельштейна, З.Л. Михайловой, Л.Д. Комаровой и д.р.
Для эффективного проведения занятий необходим следующий дидактический материал: блоки Дьенеша, счетные палочки Кьюзенера, игра “Сложи узор”, игра “Уникуб”, игра “Сложи квадрат”, игра “Танграм”, игра “Колумбово яйцо”.
Примерная структура занятия:
- Организационный момент.
- Дыхательная гимнастика.
- Гимнастика мозга.
- Упражнение на развитие логического мышления.
- Физкультразминка. Пальчиковая гимнастика. Массаж.
- Упражнение на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения).
- Упражнение на развитие мелкой моторики.
- Оценка. Оценка.
Коррекционно развивающий комплекс состоит из 36 занятий и может быть использован в рамках занятий по формированию элементарных математических представлений как дефектологами в работе с детьми с ЗПР, так и педагогами массовых детских садов. В данном материале мы представляем первых два занятия.
Комплекс занятий был апробирован автором учителем – дефектологом в группе детей 5–7 лет с нарушением психологического развития в МДОУ “ЦРР – детский сад № 7” , а также в работе с детьми 4–6 лет в частной гимназии “Радуга” города Магнитогорска Челябинской области.
Занятие № 1. “Знакомство с зайчиком Ушастиком”
Цель: развитие пространственного мышления, логики, внимания, зрительного восприятия, формирование умения анализировать, находить закономерности; развитие мелкой моторики рук, воспитание интереса к занятиям.
Демонстрационный материал: игрушка зайца, лист к игре “Покажи не такую”.
Раздаточный материал: карандаши, фломастеры, игра “Собери квадрат”, камешки синего и красного цвета, листы с точечным изображением зайца, листы с тремя воздушными шарами.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Дыхательная гимнастика
Комплекс № 1
Гимнастика мозга: упражнения “Двойные рисунки” (круги, квадраты, треугольники), “Энергетический зевок”.
Педагог: Сядет тот, кто повторит числа: 2, 5, 7 и т.д.
Сегодня мы отправимся в гости к тому, кто спрятался за этими точками.
(Перед детьми лежат точечные изображения зайца.)
– Вы узнали кто это? Правильно, зайчик, возьмите синий фломастер и обведите по точкам изображение.
Педагог следит за качественным выполнением задания.
– Зайчик живет в волшебном лесу, на самой опушке. Давайте расскажем о домике зайчика.
III. Пальчиковая игра “На опушке дом стоит”
На опушке дом стоит (Руки “домиком” над головой.) На дверях замок весит (Пальцы обеих рук в “замок”.) За дверями стоит стол (Ладонь на кулак.) Вокруг дома частокол (Из двух кулачков одновременно выпрямлять по пальчику.) “Тук, тук дверь открой” (По ладошке левой руки – кулачком правой руки.) “Заходите, я не злой” (Пальчики правой руки идут от ладошки по левой руке.)
IV. Игра “Собери квадрат”
Педагог: Чтобы попасть к домику зайчика, мы должны с вами собрать квадраты
Дети достают из конвертов детали четырех квадратов. 1) разделяют по цвету 2) собирают квадраты. В случае затруднения, педагог может использовать кратковременный показ схемы.
V. Разминка “Зайчик”
Далеко в лесу густом (Поднять через стороны руки вверх и шевелить пальцами.) Сидит зайка под кустом. (Руки прижать к груди, а кисти рук опустить вниз.) Он боится всех в лесу. (Наклоны головы влево и вправо.) Злого волка и лису. (Повороты головы влево – прямо, вправо – прямо.) Высоко поднял он уши. (Поднять руки вверх, ладонями вперед.) Что бы лучше было слушать. (Делаем движения кистями рук назад – вперед.) Встал на лапки, чуть живой. (Руки на пояс, встать на носки.) Вертит зайка головой. (Повороты туловищем влево – прямо, вправо – прямо.) Прыгнул в сторону прыг-скок (Прыгнуть в любую сторону и подпрыгнуть вверх два раза.) И обратно под кусток (Прыжком возвратиться назад, и снова подпрыгнуть два раза.) Хвостик у него дрожит. (Делать движения тазом влево-вправо.) Вдруг кто рядом пробежит. (Бег на месте.) Надо зайчику помочь (Остановиться, руки выпрямить вперед и делать сгибание-разгибание рук в локтевых суставах.) Отгонять злодеев прочь (Разводить руки в стороны – вперед, делать хлопок руками.) Ножками все застучали (Топать ногами, руки на пояс.) Громки “кыш-кыш” – закричали (Продолжать топать, кричать “кыш-кыш-кыш”.) Прыгаем как зайчики (Прыжки на месте.) Девочки и мальчики. (Дети встают прямо и затем садятся на свои места.)
VI. Игра “Покажи не такую”
Педагог: Дорога до домика зайчика длинная. Смотрите!
(Педагог показывает картинку с изображением трех поросят и одного зайца.)
– Какие свинки, розовые спинки, толстые брюшки, длинные ушки! Замечательные хрюшки! Захотели они погулять, да не тут-то было. Не может хрюшка пару себе найти. Как вы думаете, почему? Кто среди них лишний оказался! Правильно, лишний заяц, потому что все три остальные – свинки. А где стоит зайка? Вверху или в низу, справа или слева? (Зайка стоит в левом нижнем углу.)
VII. Игра “Камешки”
Педагог: Мы почти пришли до домика зайки, осталось совсем немного. Дорога к домику зайки выложена камешками, которые лежат в определенном порядке.
(Детям предлагаются полоски картона: 2 х 16 см. Слева нарисован дом.)
– Ребята, Нужно, сохраняя последовательность, выложить цветные камешки до домика.
Например: синий, красный, красный, синий…
VIII. Игра “Шарики”
Пока дети выполняют задание, педагог достает игрушку зайчика. Обыгрывает ее.
Педагог: Здравствуй, Зайка!
Ушастик: Здравствуйте ребята! Я очень рад вас видеть!
Педагог: Зайка, как тебя зовут?
Ушастик: Меня зовут Ушастик. Я люблю играть с ребятами в разные игры и знаю, что вы по дороге ко мне выполнили много заданий. Молодцы! За это я хочу вам подарить шарики (раздает листы, с нарисованными тремя шариками: маленький, побольше и большой). Возьмите в руки карандаш вашего любимого цвета и раскрасьте шарик не большой и не маленький.
Дети выполняют задание, Ушастик хвалит детей.
IX. Итог занятия. Оценка
Педагог спрашивает детей, что им понравилось на занятие больше всего. Дает оценку работе детей. Ушастик прощается с детьми до следующего занятия.
Занятие № 2. “В гостях у Солнышка”
Цель: развитие внимания кратковременной и долговременной памяти, зрительного восприятия; формирование умения анализировать, воссоздавать фигуру из частей, представлять ее целостно; развитие мелкой моторики рук; создание положительного эмоционального фона.
Демонстрационный материал: игрушка-зайчик, игрушка-солнышко, образец к игре “Солнышко сушит полотенца”.
Раздаточный материал: папки-уголки, красные фломастеры, шнурочки, наборы геометрических фигур, плоскостные “солнечные зайчики”, прищепки по 5 разного цвета по количеству детей, задания к игре “Найди такую же” и “Цветы”.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Дыхательная гимнастика
Комплекс № 1
Дети стоят за столами. Гимнастика мозга: упражнения “Ленивые восьмерки глазами”, “Солнышко-земля, кулачок-ладошка”.
Педагог: Сядет тот, кто правильно повторит за мной рисунок хлопков (3–4 хлопка).
Педагог показывает детям мешочек, из которого торчит ушко зайчика.
– Ребята, как вы думаете, кто прячется в этом мешочке?
(Ответы детей. Педагог достает зайчика.)
– Здравствуйте, дорогие мои ребята! Я очень рад вас видеть. Сегодня мы отправимся в гости к солнышку.
III. Игра пальчиковая “Солнышко на ладошке”
Педагог: Посмотрите на свои ладошки, они похожи на маленькие солнышки. Возьмите фломастер правой рукой, не снимая колпачок, начинаем рисовать на левой ладошке кружок. Давайте “закрасим” его, рисуем лучики (по каждому пальчику проводим 3–4 раза). А теперь нарисуем ротик, носик и глазки. Замечательное солнышко! Берем фломастер в левую руку (аналогичное рисование).
На доске выставляется мягкая игрушка “Солнышко”.
IV. Игра “Ушки для солнечных зайчиков”
Ушастик: У солнышка есть детки – солнечные зайчики, они очень необычные, веселые и подвижные. Ребята, сколько у меня ушей? (Два уха.) А у солнечного зайчика целых пять.
Однажды Мама-солнышко устало (Движения рук по тексту.)
Отдохнуть за тучку встало,
А солнечные зайчики резвились словно мячики,
Прыгали, скакали, все ушки растеряли.
В лужу угадили и… умазюкались.
Тетя туча прилетала,
Желтых малышей купала,
Мама деток вытирала,
Ушки зайкам надевала
И строго наказывала:
“Ушки больше не терять,
В пыли не валяться, грязь не собирать”.
Ушастик: Ребята, давайте поможем солнечным зайчикам надеть ушки, для этого вы должны найти на столе прищепки разного цвета. Кто помнит сколько их должно быть у каждого зайчика? (Пять.)
Дети выполняют задание, Ушастик хвалит детей, если нужна помощь – помогает.
V. Разминка “Солнечные зайчики”.
Дефектолог приглашает детей встать в круг. Идет обыгрывание движений.
Солнечные зайчики, где же ваши пальчики?
Ваши ушки и хвосты, спинка, ножки животы?
Круглые, как мячики, солнечные зайчики
Весело играют – деток забавляют.
VI. Игра “Солнышко сушит полотенца”
Педагог: Мама солнышко деток накупало, полотенцами вытирало, а полотенца на веревочку сушиться повесила. Мы сейчас с вами покажем, как оно это сделало.
(Дети кладут перед собой шнурочки, в коробочке лежат плоские геометрические фигуры (10 шт.)).
– Слева-направо под шнурочком выкладываем: большой красный круг, маленький синий треугольник, большой желтый квадрат, маленький зеленый круг, большой синий овал, маленький красный треугольник, маленький зеленый квадрат.
Далее педагог показывает образец, дети сверяют, исправляют ошибки.
VII. Игра “Найди такую же”
Педагог: Чтобы солнечные зайчики не баловались, солнышко дало им задания:
- Найдите такую же фигуру в красном квадрате и зачеркните ее. (Задание выполняется фломастером на папке-уголке.)
- Ответьте на вопросы по рисунку “Цветы”.
- У цветка 1 и цветка 2 лепестки одинаковой или разной формы?
- У цветка 2 и цветка 4 лепестки разной или одинаковой формы?
- У цветка 4 и цветка 8 число листочков одинаковое или разное?
- У цветка 3 и цветка 6 число листочков разное или одинаковое?
- У цветков 2 и 6 форма лепестков и число листочков одинаковые или разные?
- У цветков 1 и 8 число листочков и форма лепестков одинаковые или разные?
VIII. Итог занятия. Оценка
Дети выходят в круг.
Педагог: Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу тепло наших маленьких солнышек. Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего?
Зайчик Ушастик подводит итог, говорит, что дети хорошо выполнили задания, старались и ему это понравилось, поэтому зайчик обязательно еще придет к детям. Дети прощаются с Ушастиком.