Цели:
- воспитание и первичное осознание норм образования форм Р. п. мн. числа имен существительных; введение в употребление словаря “Как правильно изменить слово?”; повторение склонений, падежей имен существительных, способов проверки орфограмм корня;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к красоте, богатству, разнообразию, образности русского языка; воспитание коллективизма и взаимопомощи;
- развитие учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных умений и навыков.
Оборудование:
- учителю: учебник “К тайнам нашего языка – 4”, задачник, мультимедиапроектор, BOOK, экран, штатив;
- варежки, апельсины, блюдца; видеозапись “Океан”;
- ученикам: учебник “К тайнам нашего языка – 4”, задачник, тетрадь, пенал, карточка.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
Задачи: поставить цели урока, развивать мыслительные процессы.
– Посмотрите на таблицу, попробуйте сформулировать задание, чтобы найти зашифрованное слово.
КОД: 40-П, 54-А, 28-Д, 48-Е, 45-Ж
7 | 8 | 9 | |
4 | Д | О | З |
5 | К | П | Ж |
6 | Н | Е | А |
= Надо умножить числа, записанные слева и сверху, получив определенное число-букву по коду.
Падеж
– Следующее задание даст нам возможность определить, о каком падеже пойдет речь сегодня на уроке. Называя признак, удаляйте по одному слову.
свет, светлого, России, деревьев, дерева, берегами
= светлого – это имя прилагательное
свет – стоит в Им. падеже
России – имя собственное
дерева – стоит в ед. числе
берегами – стоит в Тв. падеже
Форма слова “деревьев” подсказывает, что тема урока Р. падеж мн. числа имен существительных.
– Какие цели поставим перед собой? Какие личные цели надо поставить некоторым ученикам?
Ученики отвечают.
– Как вы считаете, почему тему Р. падежа мн. числа имен существительных авторы учебника предлагают нам изучить особо? Какие могут быть
трудности?
= Трудности могут быть в написании окончаний.
– Закончите фразу: У малыша нет…(учитель показывает варежки).
Купили пять…(учитель показывает апельсины).
На столе нет…(учитель показывает блюдца).
– Значит, говоря о форме имен существительных Р. п. мн. числа, надо правильно образовать эту форму. Этому будем учиться.
Отметка в конце урока сложится из устных ответов учащихся.
II. Изучение нового.
Задачи: обучать правильному образованию форм Р. п. мн. ч., ввести необходимость пользования словарем, повторить склонения имен существительных.
– Оформите в тетради три столбика:
н. ф. Им. п. Р. п.
мн. ч. мн. ч.
Запишем слова, с которыми мы сейчас работали, сначала в начальной форме, потом изменим форму. Как вы поступите, чтобы записать форму Р. п. мн. ч.? Вспомните, что советовали вам авторы, когда вы встречали затруднение?
= Обратиться к словарю.
– Прочитаем сообщение ученых на с.117. Что же делать?
= Обратиться к словарю.
– Это словарь на с. 251 “Как правильно изменить слово?”
– Вписываем в третий столбик.
– Определите склонение.
= варежка – 1 скл.
блюдце – 2 скл. ср. род
апельсин – 2 скл. м. род
– Определите окончания.
= нулевое окончание – 1 скл.
-ец – 2 скл. ср. р.
-ов – 2 скл. м. р.
– Как вы считаете, всегда будут такие окончания?
= Нет, надо быть осторожными.
– Проверим, что говорят ученые. С.118.
– Оформим карточку – подсказку. Работаем в парах. Проверим.
III. Физминутка.
– Релаксация для глаз. Кому надо, может встать.
IV. Применение знаний и способов деятельности.
Задачи: повторить орфограммы корня и способы их проверки, упражняться в правильном образовании форм Р. п. мн. ч. имен существительных.
– Упражнение 283: попробуем применить свои знания. Как рациональнее использовать учебник?
= У одного ученика учебник открыт на тексте упражнения, у другого – на словаре.
– Какие орфограммы присутствуют в словах?
= Парные звонкие/ глухие, безударные гласные в корнях.
– Каков способ проверки этих орфограмм?
Как мы изменяли слово?
Надпишем заголовок: Р. п. мн. ч.
V. Самоконтроль знаний и способов деятельности.
Задачи: повторить падежи имен существительных, развивать речь учащихся.
– На доске – шифр. Вам надо распределить записанные пословицы в следующем порядке.
№ | Р. п. мн. ч. | Р. п. ед. ч. | Им. п. ед. ч. |
1. | 1 | 1 | – |
2. | 2 | – | – |
3. | 1 | – | 1 |
Без беды (друг) не узнаешь.
Без (науки) как без (руки).
Неверный друг – опаснее (враги).
– Работаем в парах.
– Проверяем. Когда так говорят?
– Дома вам предстоит рассуждать подобным образом. Упражнение 285 (в задачнике).
– С какой орфограммой имен существительных будете работать?
– Что посоветуете одноклассникам, чтобы избежать ошибок?
= Пользоваться словарем.
VI. Подведение итогов, рефлексия.
– Вспомните шутку, на которую я вас подловила на турнире знатоков русского языка.
= У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
– Учитывая сегодняшний урок, как можно было рассуждать?
= рыба – 1 скл., нулевое окончание
зуб – 2 скл., окончание -ов
– Кто считает, что плодотворно поработал сегодня? О каких своих достижениях может сказать?
– Спасибо за работу!