Урок русского языка в 4-м классе по теме "Открываем новый секрет имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с распределением имен существительных по склонениям;
  • учить определению склонения, к которому относится то или иное существительное;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • воспитывать интерес и любовь к предмету.

Оборудование:

  • компьютер IBOOK;
  • мультимедиапроектор;
  • наглядный материал: ребус;
  • задание на листах для работы в парах;
  • учебник;
  • тетрадь на печатной основе.

Литература:

  • учебник русского языка "К тайнам нашего языка" М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко;
  • "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка" Г. А. Бакулина.

Ход урока

I. Организация детей.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной тайной нашего языка.

II. Мобилизующий этап.

- Разгадайте ребус: 7я.

- Что за слово зашифровано? (Здесь зашифровано слово семья).

- Мы будем открывать новый секрет имен существительных, а тема семьи нам в этом поможет.

III. Минутка чистописания.

На экране высвечивается пословица: "Семья крепка ладом".

- Прочитайте пословицу.

- Объяснить смысл пословицы вам будет легко, так как слово "лад" нам встречалось в литературном чтении в разделе "Басни".

- Буквы, которые будем прописывать, находятся в начале каждого слова пословицы. Какие это буквы? (Это буквы с, к, л.)

На доске заранее записаны сочетания букв: скл, клс, лск, :

- Какую закономерность вы заметили? (Происходит чередование букв).

- Пропишите сточку.

- Первое сочетание букв является началом слова большой темы, которую мы начали изучать. Что это за слово? (Это слово склонение.)

IV. Повторение.

На экране компьютера возникают следующие записи:

помогать маме вышел из дома
гулять с сестрой вспоминать о семье
увидел дедушку не слушал брата

- Что это за записи? (Это словосочетания).

- Какие части речи встречаются в этих словосочетаниях? (Глагол, существительное, в некоторых есть предлог).

- Запомните их. Я уберу существительные, вам надо восстановить словосочетания по первому слову.

- Проверьте себя. Кто выполнил правильно? Кто допустил ошибку?

- Какое из словосочетаний не подходит по смыслу к пословице в начале урока? (Не подходит: не слушал брата).

- Как можно разбить эти словосочетания на две группы? (С предлогом и без предлога).

- Определите падеж имен существительных.

- Какой падеж повторился? (Винительный).

- Почему у существительных в одном и том же падеже разные окончания? (Существительные по-разному склоняются).

- Что называется склонением? (Изменение существительных по вопросам падежей).

- Знаете ли вы еще что-нибудь о склонении?

- Сегодня на уроке мы должны узнать, какого склонения бывают имена существительные, как определить склонение существительного?

V. Новая тема.

- На доске записаны слова, прочитайте их, найдите общее:

Страна, дедушка, сын, земля, дядя, озеро, поле, мышь, дочь, пыль.

Учащиеся отвечают:

- На доске записаны существительные. Они все единственного числа, именительного падежа.

- Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу. Когда будете записывать в тетрадь - пропустите строку.

На экране компьютера высвечивается таблица.

  1 склонение 2 склонение 3 склонение
м.р. а я    
ж.р. а я   ь
ср.р.   о е  

У доски работают трое учащихся.

- Назовите существительные, которые составили 1 группу. (Страна, дедушка, земля, дядя).

- Какие существительные вошли во 2 группу? (Сын, озеро, поле).

- А в 3 группу какие существительные составили? (Мышь, дочь, пыль).

- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения. В русском языке три склонения, а в латышском шесть склонений, в армянском языке семь склонений.

Над столбиками таблицы появляются записи: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.

- Над каждым столбиком запишите, какого склонения являются существительные.

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

- Какие существительные относятся ко 2 склонению?

- А к 3 склонению?

VI. Закрепление.

1. Работа с учебником.

- Сверьте наш вывод с выводом авторов учебника. Откройте стр. 13 упр. 179. Прочитайте. Совпал наш вывод? Есть в сообщении авторов сведения, о которых мы не упомянули?

Физминутка.

- Встаньте. Я буду говорить слова. Если вы услышите существительное 1 склонения, то хлопаете 1 раз, если 2 склонения - 2раза, а если 3 склонения -3 раза. Хлопки должны быть четкими.

- Зима, минута, час, ночь, перо, дрозд, дерево, тишь, длинный, степь, умылся, тетрадь.

- Почему вы не хлопали, когда произносились слова длинный, умылся? (Это прилагательное и глагол, а склонение есть только у существительных).

2. Работа с тетрадью на печатной основе.

- Заполните таблицу в тетради на печатной основе, стр. 47. Можете использовать материал учебника и обсуждать в парах.

- Кто готов рассказать?

- Как определить склонение имени существительного? (Узнать род и выделить окончание).

- А если существительное стоит в другом падеже, кроме именительного, как надо действовать? (Поставить имя существительное в им. п., узнать род, выделить окончание).

- Обобщите наши рассуждения по плану (на компьютере появляются вопросы, учащиеся отвечают на них):

1. Что такое склонение?

2. Какого склонения бывают имена существительные?

3. Какие существительные относятся к 1 склонению?

4. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

5. Какие существительные относятся к 3 склонению?

6. Как определить склонение имени существительного?

- Посмотрите в тетрадь, какие слова, связанные с семьей вы записали? (Мама, дом, сестра, семья, брат, дедушка, дядя, дочь).

3. Письменное закрепление.

- Перед вами на экране пословицы.

  • На что клад, коли в доме лад.
  • В родной семье и каша гуще.
  • Какова мать, такова и дочь.
  • Человек без семьи, что корабль без моря.
  • Подвиг сына - отцу счастье.
  • В семье любовь да совет, так и нужды нет.

- Прочитайте. Какой теме посвящены все пословицы? (Пословицы посвящены семье).

- Значение какой пословицы вам не понятно? Что хотелось уточнить, спросить?

- Выпишите пословицу, в которой существительные 1 склонения. Какая это пословица? (В родной семье и каша гуще),

- А теперь выпишите пословицу, где все существительные 2 склонения. Какие могут быть варианты? Выпишите ту, которая больше всех понравилась.

- Найдите пословицу с существительными 3 склонения. Выпишите ее.

- Что можно сказать о последней пословице? (В ней встречаются все три склонения).

- Кто из вас помнит стихи о семье? Расскажите. Подходит это стихотворение к настроению нашего урока?

4. Творческое задание.

- Сейчас вы работаете в парах. У вас на парте листочки. Вам надо восстановить стихотворение поэта. Подсказка на компьютере:

Эту _________ (сущ. 1 скл.) ________ (сущ. 1скл.) пела,

На _________ (сущ. мн.ч.) меня качая.

Эту _________ (сущ. 1 скл.) ________ (сущ. 1скл.) пела,

В путь- ________ (сущ. 1 скл.) провожая: М. Карим

- Кто готов прочитать, что получилось?

- Вам интересно узнать, какую песню пела мама?

Эту песню мама пела,
На руках меня качая.
Эту песню мама пела,
В путь-дорогу провожая:

"Если капля ляжет к капле -
Будет море.
Если ж капля одинока -
Сгинет вскоре".

- Как вы понимаете эти строки? Подходят эти строки к семье? Объясните.

VII. Итог урока.

- Какой новый секрет имени существительного вы сегодня узнали? (У существительного есть склонение).

- На экране компьютера разные термины, которые мы используем на русском языке. Выбрать надо те, которые необходимы для разговора о склонении.

число окончание падеж местоимение
существительное лицо глагол род

Учитель выставляет отметки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

- Спасибо за работу на уроке. (На компьютере аплодисменты.)

Презентация.