Цели:
- познакомить учащихся с распределением имен существительных по склонениям;
- учить определению склонения, к которому относится то или иное существительное;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- воспитывать интерес и любовь к предмету.
Оборудование:
- компьютер IBOOK;
- мультимедиапроектор;
- наглядный материал: ребус;
- задание на листах для работы в парах;
- учебник;
- тетрадь на печатной основе.
Литература:
- учебник русского языка "К тайнам нашего языка" М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко;
- "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка" Г. А. Бакулина.
Ход урока
I. Организация детей.
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной тайной нашего языка.
II. Мобилизующий этап.
- Разгадайте ребус: 7я.
- Что за слово зашифровано? (Здесь зашифровано слово семья).
- Мы будем открывать новый секрет имен существительных, а тема семьи нам в этом поможет.
III. Минутка чистописания.
На экране высвечивается пословица: "Семья крепка ладом".
- Прочитайте пословицу.
- Объяснить смысл пословицы вам будет легко, так как слово "лад" нам встречалось в литературном чтении в разделе "Басни".
- Буквы, которые будем прописывать, находятся в начале каждого слова пословицы. Какие это буквы? (Это буквы с, к, л.)
На доске заранее записаны сочетания букв: скл, клс, лск, :
- Какую закономерность вы заметили? (Происходит чередование букв).
- Пропишите сточку.
- Первое сочетание букв является началом слова большой темы, которую мы начали изучать. Что это за слово? (Это слово склонение.)
IV. Повторение.
На экране компьютера возникают следующие записи:
помогать маме вышел из дома гулять с сестрой вспоминать о семье увидел дедушку не слушал брата
- Что это за записи? (Это словосочетания).
- Какие части речи встречаются в этих словосочетаниях? (Глагол, существительное, в некоторых есть предлог).
- Запомните их. Я уберу существительные, вам надо восстановить словосочетания по первому слову.
- Проверьте себя. Кто выполнил правильно? Кто допустил ошибку?
- Какое из словосочетаний не подходит по смыслу к пословице в начале урока? (Не подходит: не слушал брата).
- Как можно разбить эти словосочетания на две группы? (С предлогом и без предлога).
- Определите падеж имен существительных.
- Какой падеж повторился? (Винительный).
- Почему у существительных в одном и том же падеже разные окончания? (Существительные по-разному склоняются).
- Что называется склонением? (Изменение существительных по вопросам падежей).
- Знаете ли вы еще что-нибудь о склонении?
- Сегодня на уроке мы должны узнать, какого склонения бывают имена существительные, как определить склонение существительного?
V. Новая тема.
- На доске записаны слова, прочитайте их, найдите общее:
Страна, дедушка, сын, земля, дядя, озеро, поле, мышь, дочь, пыль.
Учащиеся отвечают:
- На доске записаны существительные. Они все единственного числа, именительного падежа.
- Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу. Когда будете записывать в тетрадь - пропустите строку.
На экране компьютера высвечивается таблица.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
м.р. | а я | ||
ж.р. | а я | ь | |
ср.р. | о е |
У доски работают трое учащихся.
- Назовите существительные, которые составили 1 группу. (Страна, дедушка, земля, дядя).
- Какие существительные вошли во 2 группу? (Сын, озеро, поле).
- А в 3 группу какие существительные составили? (Мышь, дочь, пыль).
- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения. В русском языке три склонения, а в латышском шесть склонений, в армянском языке семь склонений.
Над столбиками таблицы появляются записи: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.
- Над каждым столбиком запишите, какого склонения являются существительные.
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- А к 3 склонению?
VI. Закрепление.
1. Работа с учебником.
- Сверьте наш вывод с выводом авторов учебника. Откройте стр. 13 упр. 179. Прочитайте. Совпал наш вывод? Есть в сообщении авторов сведения, о которых мы не упомянули?
Физминутка.
- Встаньте. Я буду говорить слова. Если вы услышите существительное 1 склонения, то хлопаете 1 раз, если 2 склонения - 2раза, а если 3 склонения -3 раза. Хлопки должны быть четкими.
- Зима, минута, час, ночь, перо, дрозд, дерево, тишь, длинный, степь, умылся, тетрадь.
- Почему вы не хлопали, когда произносились слова длинный, умылся? (Это прилагательное и глагол, а склонение есть только у существительных).
2. Работа с тетрадью на печатной основе.
- Заполните таблицу в тетради на печатной основе, стр. 47. Можете использовать материал учебника и обсуждать в парах.
- Кто готов рассказать?
- Как определить склонение имени существительного? (Узнать род и выделить окончание).
- А если существительное стоит в другом падеже, кроме именительного, как надо действовать? (Поставить имя существительное в им. п., узнать род, выделить окончание).
- Обобщите наши рассуждения по плану (на компьютере появляются вопросы, учащиеся отвечают на них):
1. Что такое склонение?
2. Какого склонения бывают имена существительные?
3. Какие существительные относятся к 1 склонению?
4. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
5. Какие существительные относятся к 3 склонению?
6. Как определить склонение имени существительного?
- Посмотрите в тетрадь, какие слова, связанные с семьей вы записали? (Мама, дом, сестра, семья, брат, дедушка, дядя, дочь).
3. Письменное закрепление.
- Перед вами на экране пословицы.
- На что клад, коли в доме лад.
- В родной семье и каша гуще.
- Какова мать, такова и дочь.
- Человек без семьи, что корабль без моря.
- Подвиг сына - отцу счастье.
- В семье любовь да совет, так и нужды нет.
- Прочитайте. Какой теме посвящены все пословицы? (Пословицы посвящены семье).
- Значение какой пословицы вам не понятно? Что хотелось уточнить, спросить?
- Выпишите пословицу, в которой существительные 1 склонения. Какая это пословица? (В родной семье и каша гуще),
- А теперь выпишите пословицу, где все существительные 2 склонения. Какие могут быть варианты? Выпишите ту, которая больше всех понравилась.
- Найдите пословицу с существительными 3 склонения. Выпишите ее.
- Что можно сказать о последней пословице? (В ней встречаются все три склонения).
- Кто из вас помнит стихи о семье? Расскажите. Подходит это стихотворение к настроению нашего урока?
4. Творческое задание.
- Сейчас вы работаете в парах. У вас на парте листочки. Вам надо восстановить стихотворение поэта. Подсказка на компьютере:
Эту _________ (сущ. 1 скл.) ________ (сущ. 1скл.) пела,
На _________ (сущ. мн.ч.) меня качая.
Эту _________ (сущ. 1 скл.) ________ (сущ. 1скл.) пела,
В путь- ________ (сущ. 1 скл.) провожая: М. Карим
- Кто готов прочитать, что получилось?
- Вам интересно узнать, какую песню пела мама?
Эту песню мама пела,
На руках меня качая.
Эту песню мама пела,
В путь-дорогу провожая:"Если капля ляжет к капле -
Будет море.
Если ж капля одинока -
Сгинет вскоре".
- Как вы понимаете эти строки? Подходят эти строки к семье? Объясните.
VII. Итог урока.
- Какой новый секрет имени существительного вы сегодня узнали? (У существительного есть склонение).
- На экране компьютера разные термины, которые мы используем на русском языке. Выбрать надо те, которые необходимы для разговора о склонении.
число окончание падеж местоимение существительное лицо глагол род
Учитель выставляет отметки за работу на уроке.
VIII. Домашнее задание.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание.
- Спасибо за работу на уроке. (На компьютере аплодисменты.)