Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно недооценить. Игра – органически присуща детскому возрасту. Игра может изменить отношение детей к урокам физкультуры, которые им кажутся порой слишком обычными, скучными, надоевшими. Такой игрой я считаю баскетбол.
Баскетбол – командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости бросков и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Приведу примеры видов подготовительных упражнений.
- В парах передвижение нападающего и защитника.
Нападающий движется вперед, изменяя направление движения зигзагом. Защитник передвигается приставными шагами и чередует их с рывками, стремясь опередить нападающего и встать на пути его движения. - Салки с защитником.
Защитник передвигается лицом к водящему. Водящий пытается осалить защитника, коснувшись его спины. - В парах.
Нападающий продвигается вперед, ведя мяч перед собой, а защитник, держа руки за спиной, пытается занять место на пути нападающего, заставить его изменить направление движения. - Построение в колонну по четыре.
Одновременно и в одном направлении движутся 4 нападающих и 4 защитника. Нападающие пытаются провести мяч до противоположной стены зала. Защитники активно им противодействуют. - В тройках.
Двое нападающих, стоя на месте, передают мяч различными способами. Защитник атакует игрока с мячом, стараясь перехватить мяч. Мяч нельзя перебрасывать верхом. - В пятерках.
Трое нападающих перемещаются, выполняют выходы вперед для получения мяча. Двое защитников стремятся перехватить мяч.
Игровая обстановка в баскетболе меняется очень быстро. Каждая атака создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают баскетболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности.
Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у играющих проявления разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроль за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при нужде не падать духом.
Примерные упражнения
- Игра 3x3, 4x4, 5x5 на количество передач.
Нападающие выполняют передачи мяча и выходы на свободное место, применяют ведение. - Игра 2x1.
Нападающие, передавая мяч друг другу, передвигаются по площадке, выполняют выходы на свободное место, преодолевая сопротивление защитника. - Игра 2x2, 3x3, 4x4, 5x5.
Нападающие выполняют только передачи мяча и выходы на свободное место. - Двусторонние игры.
Занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья.
В ходе физической подготовки в центре внимания должно быть укрепление здоровья занимающихся, формирование правильного и пропорционального телосложения.
Для баскетбола характерными являются продолжительный интенсивный бег, прыжки, разнообразные высококоординированные движения, быстрая смена деятельности, силовая борьба под щитом. Все это требует высокого уровня развития быстроты, ловкости, силы и гибкости.
В связи с особенностями игровой деятельности проявление выносливости в баскетболе имеет свою специфику. Она заключается в том, что баскетболисты в течении всей игры действуют с переменной интенсивностью при преобладающем преимуществе скоростных функций. Для игры в баскетбол характерным является скоростная выносливость, которая позволяет выполнять интенсивную работу с наибольшей эффективностью.
Средствами ее развития могут служить:
- челночный бег 3x10, 4x3, 10x10;
- эстафеты с прыжками, изменением направления бега, рывками;
- упражнения с резиновыми амортизаторами;
- передачи набивного мяча различными способами;
- ходьба в полуприсяде с набивными мячами;
- передача набивного мяча из различных положений учащихся.
Развивая силу, особое внимание следует обращать на те мышечные группы, которые наиболее важны для игры в баскетбол.
Основные средства для развития силы:
- в упоре лежа перемещение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами;
- отталкивание ладонями от стены (расстояние от стены постепенно увеличивается);
- в упоре лежа отталкивание от пола двумя руками, попеременно правой и левой рукой;
- из упора лежа передвижение по кругу, переставляя руки, при этом носки ног на месте;
- ходьба на руках в положении упора лежа, ноги у партнера.
Для успешной игры в баскетбол особенно важно развивать гибкость в голеностопных, плечевых и кистевых суставах.
Упражнения на гибкость удобнее всего давать в виде заданий на дом. Они приносят наибольший эффект, если их выполнять ежедневно ил даже два раза в день.
В игровой деятельности баскетболиста формы проявления быстроты находят свое выражение в быстроте восприятия, анализе и оценки ситуаций, в быстроте принятия решений и начале действий, в быстроте передвижения и выполнения отдельных приемов и, наконец, быстроте смены одних приемов на другие.
Для развития быстроты реакции применяются следующие упражнения:
- по зрительному сигналу рывки с места на максимальной скорости из разных исходных положений;
- стартовые рывки с мячом, с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом;
- бег в колонне по одному – по постоянному зрительному сигналу выполняется определенное задание:
- ускорение,
- остановка,
- изменение направления,
- поворот на 360°,
- прыжки вверх,
- имитация передачи.
Основной путь развития ловкости – овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Упражнения рекомендуется применять близкие к соревновательным, с различными изменениями и дополнениями, вносимыми как в технику выполнения приемов и содержание упражнений, так и в условие и обстановку осуществления их. Это может быть применение необычных, затрудненных исходных положений, изменение скорости или типа движения, усложнение упражнений дополнительными движениями
В качестве примеров приведу конспекты уроков в 5 классе.
- Урок 1. Обучение игре в баскетбол — Приложение 1;
- Урок 2. Обучение игре в баскетбол — Приложение 2.
Использование всех выше изложенных методов работы приводит к следующим результатам.
Команда школы является постоянным участником районных соревнований по баскетболу, где занимает призовые места.
В составе районной команды участвует в областных соревнованиях по баскетболу. По инициативе самих учащихся команда школы выезжает на товарищеские встречи со школами района и города.
Литература:
- Артемьев Ю.С. Чтобы лучше играть в баскетбол. Журнал «Физическая культура в школе», № 4, 2000 год, стр. 31.
- Ворошилов П.А. Круговая тренировка по баскетболу. Журнал «Физическая культура в школе», № 2, 2004 год, стр. 19.
- Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. М., «Физкультура и спорт», 1976 год.
- Кудряшов З. А., «Студенческий баскетбол», Минск,1983 г.
- Коузи Б., Пауэр Ф., «Баскетбол, концепции и анализ», Москва, 1975г.
- Портнов Ю.М., «Баскетбол», Москва,1988г.
- Яхонтов Е.Р. Мяч летит в кольцо. Лениздат, 1984 год.