1.1. Процессуально-технологический аспект: овладеть навыками работы в новом экзаменационном формате, нужно:
- знать процедуру проведения экзамена;
- ознакомиться с форматом бланков ответов;
- освоить процедуру переноса ответов из КИМ в бланки ответов;
- получить навык работы в условиях ограниченного времени;
- научиться точно и правильно прочитывать и выполнять инструкции к тестовым заданиям;
- знать особенности процедуры проведения устной части экзамена: ожидание своей очереди прохождения устного экзамена, как вести беседу с экзаменатором – собеседником, быть готовым к тому, что беседа записывается на магнитофон и оценивается экспертом.
1.2.Содержательный аспект. Нужно, имея должный уровень сформированности коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности – аудировании, чтении, говорении и письме, - освоить стратегии и технологии выполнения тестовых заданий разных типов.
АУДИРОВАНИЕ
Раздел ЕГЭ “Аудирование” имеет задания типа:
- установить соответствия между звучащими высказываниями и предъявленными в задании утверждениями;
- установить правильность или неправильность высказывания и наличия информации в тексте, выбрать ответ из предложенных TRUE, FALSE, NOT STATED;
- выбрать правильный ответ из трёх предложенных.
Задания сопровождаются чёткой предварительной коммуникативной установкой:
- для понимания основного содержания (skim listening listening for gist)
- для выборочного извлечения необходимой информации (for specific information)
- для полного детального понимания (listening for detailed comprehension).
Умения в аудировании с разными целями требуют сформированности частных умений, являющихся компонентами комплексного речевого умения:
- умение догадаться о значении слова по контексту или по аналогии с родным языком;
- умение понимать информацию в перефразированном виде;
- умение правильно понять текст, если не знаешь значения какого-то слова;
- умение прогнозировать развитие текста;
- умение понять лексические и грамматические средства связи в тексте;
- умение понять скрытую информацию;
- умение догадаться о взаимоотношениях и социальных ролях собеседников, их отношении к данному вопросу, месте разговора и т.д.;
- умение понимать невербальные способы передачи информации( интонацию, логическое ударение);
- умение сделать выводы из текста, например, по ключевым словам;
- умение выделить главную информацию.
Советы
1.Заранее ознакомьтесь со спецификой заполнения бланков ответов. Поработайте с бланками.
1.1. Внимательно и аккуратно записывайте свои ответы в разделе “Аудирование” в бланк ответов соответственно обозначающим их номерам и буквам.
1.2. Ответы на задания типа А расположены в верхней части бланка. Ответы на задания типа В пишите в особые поля в нижней части бланка.
1.3. Не зачёркивайте. Пользуйтесь полями в бланке для замены неправильных ответов правильными.
2. При подготовке к ЕГЭ используйте учебные пособия, в которых упражнения выстроены в продуманную логичную систему.
2.1. Используйте качественные аудиоматериалы, сопровождающиеся достаточным количеством упражнений для учебного аудирования.
2.2. Старайтесь понять речь на слух при её однократном предъявлении. Помните о временных рамках.
2.3. Используйте тексты различных типов и жанров, монологические и диалогические высказывания разных собеседников (мужчин, женщин, детей).
3. На экзамене:
3.1. Внимательно читайте формулировку задания (инструкцию) и тестовые вопросы.
3.2. Определитесь с технологией выполнения задания данного типа.
3.3. Прогнозируйте содержание текстов.
3.4. Обратите внимание на ключевые слова; помните о том, где в тексте обычно расположена важная информация.
3.5. Сконцентрируйтесь на том, что поняли, не паникуйте.
3.6. Соотносите с заданием не слова из текста, а их содержание.
3.7. Обратите внимание на повторяющиеся или выделяемые (лексическими способами, грамматически или интонационно) компоненты содержания.
3.8. Not stated обозначает отсутствие какой бы то ни было информации по данному вопросу в тексте.
3.9. Внимательно прочитывайте предлагаемые варианты ответов в совокупности с основой текстового вопроса.
4. Не зацикливайтесь на непонятом.
ЧТЕНИЕ
Коммуникативное чтение это ясное осознание цели предстоящей деятельности, т. е. Должна быть конкретная установка на степень полноты и точности получения информации. Коммуникативная задача обусловит характер чтения, а также стратегии и используемые приёмы работы с текстом. Принята следующая классификация видов чтения: skimming or reading for gist, scanning and reading for detailed comprehension, в отечественной методике чтение с пониманием основного содержания, чтение с извлечением необходимой информации, чтение с полным и точным пониманием текста.
Советы
1.1. Внимательно читайте инструкцию, предваряющую текст для чтения.
1.2. Ясно осознайте цель чтения. Выберите соответствующую стратегию.
1.3. Если предлагают понять основное содержание текста, то нужно:
- выделить тему, основные мысли;
- выбрать значащие факты, отделить их от деталей;
- выделить смысловые вехи-опоры;
- обратить внимание на начало и конец текста, так как главная мысль текста чаще всего там;
- спрогнозируйте содержание текста по заголовку;
- пропускайте малозначащие детали, читайте быстро;
- догадывайтесь о значении незнакомых слов в тексте.
1.4. Если предлагают вставить пропущенные предложения, то нужно:
- выделить структурно-смысловые части текста;
- начать с прочтения всего текста, чтобы иметь представление об информации и логике развития текста;
- учитывать контекст до и после, смысловые и языковые согласования.
1.5. Для достижения полного и детального понимания текста нужно:
- осмыслить и сопоставить факты;
- догадаться, что подразумевает автор;
- сделать вывод на основе прочитанного;
- догадаться о значении незнакомых слов и словосочетаний в контексте;
- внимательно отнестись к структурно-логическим связям в тексте.
1.6. Не забывайте, что бывают лишние варианты. Не забывайте переносить ответы из КИМов бланки ответов.
ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА
Оценивается сформированность лексико-грамматических навыков на основе употребления лексических и грамматических единиц в коммуникативно-ориентированных контекстах. В задании №1 проверяется умение использовать грамматические формы частей речи в соответствии с контекстом.
Тип задания – краткий ответ. Необходимо заполнить пропуски в тексте формами слов, стоящих на полях. Для выполнения нужно:
- читать текст целиком , чтобы понять его тему и логику развития событий;
- второй раз внимательно читать по одному предложению, чтобы понять какое грамматическое значение слова требует текст;
- образовать форму и слова и вписать её в текст;
- прочитать весь текст ещё раз с целью проверки.
Задание №2 – такое же, как и первое, но проверяется умение использовать не формообразующие, а словообразующие аффиксы английского языка. Алгоритм выполнения тот же:
- читайте весь текст;
- читайте каждое предложение, чтобы понять по смыслу какая часть речи пропущена;
- используйте нужные аффиксы для образования нужной лексической единицы;
- прочитайте весь текст для проверки правильности;
- не забудьте перед экзаменом повторить аффиксы.
В задании №3 проверяются лексико-грамматические навыки. Тип задания – выбор ответа из четырёх предложенных:
- не забывайте о лексико-грамматической сочетаемости лексических единиц в контексте;
- учитывайте, с какими структурными языковыми единицами может сочетаться слово в контексте (предлогами, инфинитивом, герундием и т. д. )
- различайте нюансы близких по значению слов;
- старайтесь точнее понять смысл контекста для определения значения пропущенных слов;
- не забудьте перед экзаменом повторить фразовые глаголы. Обращайте внимание на послелоги.
ПИСЬМО
Раздел состоит из заданий двух типов:
- Написание письма личного характера.
- Сочинение с элементами рассуждения. Здесь две разновидности:
Для выполнения задания учащимся надо:
- полностью решить поставленную коммуникативную задачу;
- владеть продуктивными лексическими и грамматическими навыками для решения этой задачи;
- использовать адекватный стиль речи;
- правильно употреблять формулы речевого этикета;
- использовать соответствующий норме формат текста;
- логично и связно построить высказывание;
- правильно использовать средства связи в предложениях, между предложениями и абзацами;
- правильно делить текст на абзацы;
- адекватно использовать типы текстов и языковые средства.
Памятка для написания письма.
Памятка для написания сочинения
- Внимательно прочитайте задание и определите тип сочинения.For and against Opinion Composition
- Определитесь с содержанием каждого абзаца.
- Соблюдайте пункты плана: вступление (постановка проблемы), аргументы “за”, аргументы “против”, заключение в “for” и “against” compositions;
- В “opinion” - вступление (постановка проблемы), личное мнение, поддержанное аргументами, аргументы для другой точки зрения, объяснение, почему ты не приемлешь их, заключение. НЕ путайте: это разные по типу сочинения.
- Аргументация должна быть убедительной, чёткой ясно выраженной.
- Необходимо выдержать объём высказывания.
- Используйте спектр разных языковых средств.
- Используйте адекватный задаче стиль речи.
- Правильно употребляйте средства логической связи; В сочинении они необходимы.
- Каждый новый абзац ( новая мысль) начинайте с красной строки.
- Пишите чётким и разборчивым почерком.
- Логично постройте своё высказывание.
Памятка для написания письма личного характера
- В правом верхнем углу напишите адрес автора письма, пропустите строчку. Подадресом напишите дату, пропустите строчку. Обращение в левом углу.
- Не забудьте сделать ссылку на предыдущие контакты в начале письма.
- Выберите правильную форму обращения (неофициальный стиль)
- Завершающая фраза тоже должна быть в неофициальном стиле.
- Подпись – только имя.
- Не забудьте, что обращение, завершающая фраза, подпись стоят на отдельных строках.
- Выдерживайте объём высказывания.
- Соблюдайте логику написания и правильное деление на абзацы.
УСТНАЯ ЧАСТЬ ЕГЭ
Монологическая речь
- Используйте время , данное на подготовку к ответу, на то, чтобы точно понять все детали задания. Не пишите в это время подробный ответ к одному из заданий.
- Ответ должен быть максимально развёрнутым и полным. Старайтесь не пропускать детали.
- Поставленную коммуникативную задачу решайте полностью без помощи экзаменатора
- Используйте как можно более широкий спектр владения лексическими и грамматическими навыками.
- Высказывание надо построить логично, связно, с использованием средств логической связи.
- Пользуйтесь адекватным стилем речи, употребляя формулы речевого этикета.
- Не забывайте об аргументировании.
- Вам будет задан неизвестный вам вопрос. Оцениваться будет адекватность и аргументированность спонтанного ответа. Правильно реагируйте на реплики экзаменатора.
- Не подменяйте заданные аспекты выученной заранее темой.
- Равномерно распределяйте время на все высказывания.
- До экзамена приучите себя работать с магнитофоном.
- Не ограничивайтесь кратким высказыванием из одного предложения.
Диалогическое высказывание
- Очень внимательно читайте первые два-три предложения задания. В них конкретизируется ситуация общения.
- Помните, что после слов “Remember to” в задании определяется коммуникативная задача и особенности речевого поведения.
- Не пропускайте ни одного из предложенных вариантов.
- Будьте инициативным партнёром по общению.
- Начинайте беседу с краткого объяснения ситуации.
- Предлагайте варианты для обсуждения; не забывайте, что решение должно логично вытекать из сказанного ранее обоими партнёрами.
- Правильно реагируйте на реплики партнёра.
- Незабывайте о том, что нужно развёрнуто аргументировать свои предложения.
- Интересуйтесь мнением собеседника. Учитывайте его мнение при принятии окончательного решения.
- Выбирайте стиль речи, адекватный ситуации. (разговорный, официальный, неофициальный).
- Используйте средства речевого этикета в соответствии с ситуацией.
- Соблюдайте очерёдность при обмене репликами; не навязывайте свою точку зрения.
- Используйте разнообразные речевые формулы.
- Диалог должен быть логично построен.
- Цель общения должна быть достигнута, тема должна быть раскрыта в заданном объёме.