Цель: развитие у учащихся творческих способностей, формирования коммуникативных навыков, повышения уровня активности школьников.
Задачи:
- Обратиться в сельскую и школьную библиотеку с просьбой подобрать литературу, связанную с кукольным театром (история, методика, терминология кукольного театра).
- Изучить подобранную литературу совместно с детьми.
- Составить план работы кружка «Кукольный театр»
- Создать в школе Кукольный театр.
Основное содержание проектных действий: обсуждение возможных вариантов действий, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, актуализация знаний, продумывание хода деятельности, подбор ресурсов.
Планируемые образовательные результаты: актерами театра станут мальчишки и девчонки моего класса. Здесь они будут учиться работать с куклами, разучивать роли, делать декорации и шить костюмы.
Используя все возможные методы и ресурсы, я сумею достичь поставленной перед собой цели – научу детей творчески мыслить, фантазировать. Дети научаться работать в коллективе – без этого нет театра – понимать друг друга без слов.
Полученный продукт: план работы школьного кружка «Кукольный театр», изготовление кукол, спектакль.
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно – технологические умения.
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Акцент образовательной деятельности переноситься на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
Обучение, воспитание и развитие – три составляющих образовательного процесса и воспитательная направленность уроков и всех мероприятий образовательного процесса приобретает первостепенное значение.
Каждый год в сентябре я наблюдаю следующую картину - на урок рисования приходит 5 класс. Мы начинаем рисовать, и я вижу, что у детей слабо развита фантазия, творческое мышление. Дети с удовольствием рисуют по заданной теме, но с трудом придумывают, что нарисовать, когда я задаю свободную тему. Если мы выходи рисовать с натуры, то чаще всего ученики начинаю копировать рисунок одного или двух детей наиболее «продвинутых» в рисовании. Они не проявляют инициативу, никогда не предлагают ничего сами. Я не хочу сказать, что выпускников начальной школы плохо учат. Нет. Но учителю начальных классов так много надо дать своим подопечным, что зачастую рисованию уделяется минимальное внимание. И в ходе работы выявляется проблема – ни уроки, не тексты учебников, ни выполняемые на уроках задачи, ни содержание и формы общения педагога с учащимися не несут в себе, как правило, никаких возможностей для ребенка улавливать и присваивать лучшие образцы человеческого поведения, деятельностей, ценностей. Как говориться, ЕГЭ приходит и уходит, а готовность детей нести в жизнь прекрасное, искать в жизни прекрасное и быть готовыми следить прекрасному – чего, извините, не держим, того не держим. Эта проблема, не оспаривая необходимости вооружения детей положительными знаниями и умениями, помогающими выжить в быстро меняющемся мире, возвращает учителя к главному, сокровенной задаче формирования личности ребенка.
1 сентября 2007 года я взяла классное руководство в 5 классе. Мой класс оказался не хуже и не лучше всех предыдущих на рисовании. Тоже отсутствие фантазии и инициативы, то же отсутствие «готовности следить прекрасному»
Весной 2007 года я поехала в СИПКРО на курсы воспитателей пришкольного лагеря дневного пребывания и познакомилась с коллегой из Новокуйбышевска, которая занимается кукольным театром в своей школе. Мне стало интересно, даже любопытно, а почему об этом мы молчим... и почему не действуем? У меня есть класс, а нем любимые дети которым хочется дать как можно больше. Есть знания, а самое главное есть желание работать. И я начала действовать.
В целях развития у учащихся творческих способностей, формирования коммуникативных навыков, повышения уровня активности школьников создать в школе Кукольный театр.
Кукольный театр является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики т.е. вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.
Кукольный театр полезно иметь везде, где
находятся дети: в школе, в детском саду, дома,
в летнем детском лагере, в детской больнице
и пр.
Занятия детей в кукольном театре развивают
у детей фантазию, память, мышление,
артистические способности, знакомят с
множеством детских сказок, способствуют
развитию общительности,
коммуникабельности ребёнка, развивают
моторику рук и пальцев, двигательную
активность ребёнка. Участвуя в
театрализованных играх, дети знакомятся с
окружающим миром. Большое и разностороннее
влияние театрализованных игр на личность
ребёнка позволяет использовать их как
сильное, но ненавязчивое педагогическое
средство. Кроме того, особое значение для
школьной образовательной практики имеет
такая форма групповой работы, участниками
которой является весь класс. И идею
создания кукольного театра я озвучила
именно в моем 5 классе. От меня, как от
учителя ставящего перед собой задачу
создать в классе учебное и творческое
сообщество, требовалась принципиальная
смена педагогической позиции: с одной
стороны не давать в готовом виде ни правил
работы, ни образца результата, с другой –
помогать детям выдвигать предложения,
слышать мнения друг друга и учитывать
разные точки зрения при построения
собственного действия. Я понимала, что
уроков рисования совсем недостаточно для
достижения поставленной цели. Но ребята
подсказали мне решение проблемы – « А
давайте, организуем кружок!»
После совместной работы мы поставили перед собой следующие задачи:
- Обратиться в сельскую и школьную библиотеку с просьбой подобрать литературу, связанную с кукольным театром (история, методика, терминология кукольного театра).
- Изучить подобранную литературу совместно с детьми.
- Составить план работы кружка «Кукольный театр»
Пришлось много изучить, много и вспомнить. Ведь я сама была участником кукольного театра под руководством очень увлеченного и творческого человека – Рукас Розы Георгиевны.
Если все задуманное нами будет выполнено, то актерами театра станут мальчишки и девчонки моего класса. Здесь они будут учиться работать с куклами, разучивать роли, делать декорации и шить костюмы.
Используя все возможные методы и ресурсы, я сумею достичь поставленной перед собой цели – научу детей творчески мыслить, фантазировать. Дети научаться работать в коллективе – без этого нет театра – понимать друг друга без слов.
И кукольный театр будет приносить много
радости и не только зрителям, и артистам,
но и их родителям. Ведь мама и папам всегда
доставляет огромное удовольствие
наблюдать, как дети дома разговаривают от
лица своих кукол. Они испытывают
потребность пробовать себя в самых разных
ролях. А когда взрослый спрашивает голосом
Петрушки: «Ну что все собрались?» или шутит
с клоуном, надетым на руку, то все дети сразу
же охотно подхватывают игру. Такое общение
развивает гораздо лучше, чем телевидение.
Театрализованные игры пользуются
неизменной любовью у детей. Дети с
удовольствием включаются в игру: отвечают
на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают
советы, перевоплощаются в тот или иной
образ. Они смеются и плачут вместе с куклами,
предупреждают их об опасностях, готовы
всегда прийти на помощь своим героям.
Театр — это работа. Работа по восприятию, по эмоциональному переживанию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М., 2003.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М., 2001.
- Копытин А.И. Основы арттерапии. – СПб., 1999.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2000.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2000.
- Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.