Нрок ИЗО в 5–8-х классах по теме "Пасхальное яйцо"

Разделы: МХК и ИЗО


Урок лучше провести в марте месяце

Цель:

  • ознакомить с историей возникновения праздника, с историей росписи яйца, образцами росписи.
  • объяснить, что означают цвета при росписи;
  • познакомить с символикой росписи;
  • развивать интерес к творчеству, к культуре нашего народа, воспитывать эстетические чувства у учащихся.

План урока.

1. Рассказать об истории праздника, о способах обработки и написания пасхальных яиц.
2. Символика написания.
3. Христианское яйцо.
4. Выполнение работ.
5. Подведение итогов.

(Для проведения этого урока в начале сентября рассказать ребятам, как извлечь желток и белок из яйца не повредив саму форму. Для этого необходимо аккуратно с двух сторон яйца сделать два небольших отверстия, затем выдуть содержимое из него. Далее промыть яйцо изнутри водой несколько раз, высушить, сделать крепеж с помощью нитки и спички, для того чтобы можно было держать яйцо, когда будет выполняться работа. Собранный материал хранить в ячейках для яиц до марта месяца. Так как скорлупа в сентябре месяце намного крепче чем весной).

Ход урока.

Скоро наступает один из великих христианских праздников. Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качание на качелях. Нередко его называли Зеленые Святки. На Пасху существовал обычай загадывать желание.

К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Их раздавали детям, гостям, и устраивали состязания между собой, чье яйцо крепче.

Первое признание уникального искусства росписи Писанки пришло от украинского антрополога в Киеве 1874 году.

Люди были не грамотны, писать не умели – вот и рисовали. Не было поздравительных открыток, бумагу приобрести было сложно. Куры были у всех яиц было много.

В древнерусских обычаях еще до крещения Руси было два вида яиц, которые разрисовывались: Крашенки и Писанки. Отличие в том, что для Крашенок использовали вареные яйца, а для Писанок непременно сырые. Яйцо символизировало вселенную.

В христианстве яйцо приобрело новые символические значения. Каждый рисунок пришедший к нам из глубины веков, имеет свою символику, или легенду. Желток похож на солнце - важную силу природы. На все случаи жизни была своя Писанка. Например, Новый год в начале 15 столетия отмечали 1 марта. А когда новый год стали отмечать с 31 декабря на 1 января то вместо раскрашенных яиц стали вещать на елку стеклянные шары.

Символы были разные. Звездочки рисовали на рождение девочек, как пожелание нравственной чистоты, а мальчикам расписывали дубовыми листочками – символ красоты, стойкости, жизненной силы. Сосновые веточки - пожелание здоровья и долголетия, бабочка – несла детям веселую, легкую и беззаботную жизнь, мельница – для получения большого урожая. Многодетной семье – виноградная лоза, а бездетной - птички. Если рисовали барашков - то желали «жить – поживать – добра наживать». Изображение петушиных гребешков защищало дом от всякого ненастья.

Цвет тоже означал разное:

  • красный - цвет радости, жизни, любви;
  • желтый – посвящается солнцу, луне, звездам;
  • зеленый – символизирует весну;
  • сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.

Можно рассказать о множестве способов создания дарственных яиц:

  • яйца, обернутые тканью, вышитые нитью;
  • яйца наклейные моментами (конфетти);
  • обрядовое яйцо, выполненное в технике восковой живописи;
  • именные писания (знаки зодиака, фазы луны)
  • филимоновские яйца;
  • деревянные яйца;
  • майдановские яйца;
  • ювелирные яйца – «Фаберже», «Картье», «Гжель», «Софрино»;
  • боевые яйца – для пасхальных игр.

 

До наших дней дошли такие разновидности яиц:

  • крапанки (слезки, точки, зернышки, капли);
  • драпанки (узор процарапывается);
  • бочарки (узор колечки);
  • малеванки (раскрашены кисточками, рисуют цветы, церкви)
  • восковые

Во время рассказа демонстрируются имеющиеся наглядные рисунки, фотографии, поделки, сувениры.

Ребятам предлагается выполнить работу в любой разновидности. В конце урока подводятся итоги, (работы должны быть подвешаны для сушки)

Примеры росписи