«Не то дорого знать, что Земля
круглая, а то дорого знать, как
дошли до этого». Л.Н.Толстой.
Введение.
Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять неразрешенными противоречиями между фронтальными формами обучения и индивидуальным способом присвоения знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения, которое бы способствовало развитию способностей и интересов ученика.
Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей практически решить эту задачу. Такой технологией как раз и является модульное обучение.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий законченный блок информации, целевую программу действий ученика, рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Предлагаю вашему вниманию один из модулей, разработанных мною по теме «Металлы» для учащихся 9 класса, обучающихся по учебно-методическому комплекту О.С. Габриеляна. Структура модуля соответствует содержанию учебника.
Физические свойства металлов.
Цель: сформировать представление учащихся о зависимости физических свойств металлов от типа кристаллической решётки и особенностей строения атома.
Оборудование:
- образцы металлов,
- модели кристаллических металлических решёток.
Индуктивно-мотивационный этап урока.
Учащиеся работают в парах. Каждая пара получает образцы металлов, изучает их, делает вывод – какой перед ними металл и заполняет таблицу:
Образцы | Наблюдения, сравнения | Вывод |
После заполнения таблицы учитель задаёт вопросы:
- по каким признакам вы определили каждый из металлов?
- как называются эти признаки?
После ответа на последний вопрос, пишет на доске тему урока «Физические свойства металлов» и раздаёт модули.
Учебный элемент | Учебный материал с указанием действий | Рекомендации по выполнению заданий | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
УЭ-0 | Целеполагание. Сформулируйте для себя цель – что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке | ||||||||||
УЭ-1 |
Операционно-исполнительный этап урока.
Сделать вывод: чем чаще всего обусловлены свойства металлов? |
Таблицу оформите в тетради. Обсудите вывод с соседом по парте. |
|||||||||
УЭ-2 | Кристаллические решётки. Прослушайте лекцию учителя о видах металлических кристаллических решёток, посмотрите образцы решёток. |
Запишите в тетрадях названия трёх основных типов структур. Попробуйте дома найти информацию об этих структурах. | |||||||||
УЭ-3 |
Выходной контроль. |
Тестовые задания и бланк ответов возьмите у учителя. | |||||||||
Рефлексивно-оценочный этап |
Запишите в тетрадь | ||||||||||
Домашнее задание | 1-й вариант: прочитайте §6 и ответьте на вопросы 2,4- стр.28. 2-й вариант: найдите информацию о структурах кристаллических решёток. |
Выберите любой из вариантов |
Лекция о видах металлических кристаллических решёток.
Учитель рассказывает об особенностях металлической связи. В частности, он сообщает учащимся, что металлические элементы чаще всего кристаллизуются в трёх типах структур:
- объёмно-центрированные – тип вольфрама ( W, Cr, Fe, K, Li, Na);
- гранецентрированные – тип меди (Cu, Ba, Ag, Al, Au, Pb);
- гексагональные – тип магния (Mg, Be, Zn ).
Варианты выходного контроля.
Тест №1
1. Какой из металлов проявляет постоянную степень окисления +1.
А. Cu Б. Na В. Ва Г. Аl
2. Электронная формула ls22s22p63s1 соответствует металлу:
А. Fe Б. Cu В. Nа Г. Mg
3. Самый лёгкий металл – это…
А. Li Б. Zn В. Os Г. Аl
4. С увеличением заряда ядер атомов в ряду Li → Na → K → Rb металлические свойства
А. усиливаются | В. не изменяются |
Б. ослабевают | Г. изменяются периодически |
5. Общая схема Э → ЭО → Э(ОН)2 соответствует генетическому ряду:
А. цинк → оксид цинка → гидроксид цинка;
Б. натрий → оксид натрия → гидроксид натрия;
В. алюминий → оксид алюминия → гидроксид алюминия;
Г. медь → оксид меди(1) → гидроксид меди(1).
Тест №2.
1. Какой из металлов проявляет постоянную степень окисления +2.
А. Cu Б. Na В. Ва Г. Аl
2. Электронная формула ls22s2p63s2 соответствует металлу:
А. Fe Б. Cu В. Nа Г. Mg
3. Самый тяжёлый металл – это…
А. Li Б. Zn В. Os Г. Аl
4. С увеличением заряда ядер атомов в ряду Ba → Sr→ Ca → Mg металлические свойства
А. усиливаются | В. не изменяются |
Б. ослабевают | Г. изменяются периодически |
5. Общая схема Э → Э2О3 → Э(ОН)3 соответствует генетическому ряду:
А. цинк → оксид цинка → гидроксид цинка;
Б. натрий → оксид натрия → гидроксид натрия;
В. алюминий → оксид алюминия → гидроксид алюминия;
Г. медь → оксид меди(1) → гидроксид меди(1)
Тест №3.
1. Какой из металлов проявляет постоянную степень окисления +3.
А. Cu Б. Na В. Ва Г. Аl
2. Электронная формула ls22s22p63s2p6d64s2 соответствует металлу:
А. Fe Б. Cu В. Nа Г. Mg
3. Самый пластичный металл – это…
А. Li Б. Zn В. Au Г. Аl
4. С увеличением заряда ядер атомов в ряду Na → Mg→ Al → Si металлические свойства
А. усиливаются | В. не изменяются |
Б. ослабевают | Г. изменяются периодически |
5. Общая схема Э → Э2О → ЭОН соответствует генетическому ряду:
А. цинк → оксид цинка → гидроксид цинка;
Б. натрий → оксид натрия → гидроксид натрия;
В. алюминий → оксид алюминия → гидроксид алюминия;
Г. медь → оксид меди(1) → гидроксид меди(1).
Бланк ответов.
Фамилия, имя_________________
Вариант_______________________
Номер задания | Вариант ответа |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |