Физические свойства металлов

Разделы: Химия



«Не то дорого знать, что Земля
круглая, а то дорого знать, как
дошли до этого». Л.Н.Толстой.

Введение.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять неразрешенными противоречиями между фронтальными формами обучения и индивидуальным способом присвоения знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения, которое бы способствовало развитию способностей и интересов ученика.

Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей практически решить эту задачу. Такой технологией как раз и является модульное обучение.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий законченный блок информации, целевую программу действий ученика, рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Предлагаю вашему вниманию один из модулей, разработанных мною по теме «Металлы» для учащихся 9 класса, обучающихся по учебно-методическому комплекту О.С. Габриеляна. Структура модуля соответствует содержанию учебника.

Физические свойства металлов.

Цель: сформировать представление учащихся о зависимости физических свойств металлов от типа кристаллической решётки и особенностей строения атома.

Оборудование:

  • образцы металлов,
  • модели кристаллических металлических решёток.

Индуктивно-мотивационный этап урока.

Учащиеся работают в парах. Каждая пара получает образцы металлов, изучает их, делает вывод – какой перед ними металл и заполняет таблицу:

Образцы Наблюдения, сравнения Вывод
     

 

После заполнения таблицы учитель задаёт вопросы:

  • по каким признакам вы определили каждый из металлов?
  • как называются эти признаки?

После ответа на последний вопрос, пишет на доске тему урока «Физические свойства металлов» и раздаёт модули.

Учебный элемент Учебный материал с указанием действий Рекомендации по выполнению заданий
УЭ-0 Целеполагание. Сформулируйте для себя цель – что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке  

УЭ-1

Операционно-исполнительный этап урока.
Прочитать §6 и заполнить таблицу:

Свойство металла Чем обусловлено Примеры
     
     

Сделать вывод: чем чаще всего обусловлены свойства металлов?

Таблицу оформите в тетради.
Обсудите вывод с соседом по парте.
УЭ-2 Кристаллические решётки.
Прослушайте лекцию учителя о видах металлических кристаллических решёток, посмотрите образцы решёток.
Запишите в тетрадях названия трёх основных типов структур. Попробуйте дома найти информацию об этих структурах.

УЭ-3

Выходной контроль.
Выполните работу по вариантам. Заполните бланк ответов и сдайте его учителю.

Тестовые задания и бланк ответов возьмите у учителя.
 

Рефлексивно-оценочный этап
Посмотрите, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели (если нет – то почему, если да – то каким способом).

Запишите в тетрадь
Домашнее задание 1-й вариант: прочитайте §6 и ответьте на вопросы 2,4- стр.28.
2-й вариант: найдите информацию о структурах кристаллических решёток.
Выберите любой из вариантов

Лекция о видах металлических кристаллических решёток.

Учитель рассказывает об особенностях металлической связи. В частности, он сообщает учащимся, что металлические элементы чаще всего кристаллизуются в трёх типах структур:

  • объёмно-центрированные – тип вольфрама ( W, Cr, Fe, K, Li, Na);
  • гранецентрированные – тип меди (Cu, Ba, Ag, Al, Au, Pb);
  • гексагональные – тип магния (Mg, Be, Zn ).

Варианты выходного контроля.

Тест №1

1. Какой из металлов проявляет постоянную степень окисления +1.

А. Cu Б. Na В. Ва Г. Аl

2. Электронная формула ls22s22p63s1 соответствует металлу:

А. Fe Б. Cu В. Nа Г. Mg

3. Самый лёгкий металл – это…

А. Li Б. Zn В. Os Г. Аl

4. С увеличением заряда ядер атомов в ряду Li → Na → K → Rb металлические свойства

А. усиливаются В. не изменяются
Б. ослабевают Г. изменяются периодически

5. Общая схема Э → ЭО → Э(ОН)2 соответствует генетическому ряду:

А. цинк → оксид цинка → гидроксид цинка;

Б. натрий → оксид натрия → гидроксид натрия;

В. алюминий → оксид алюминия → гидроксид алюминия;

Г. медь → оксид меди(1) → гидроксид меди(1).

Тест №2.

1. Какой из металлов проявляет постоянную степень окисления +2.

А. Cu Б. Na В. Ва Г. Аl

2. Электронная формула ls22s2p63s2 соответствует металлу:

А. Fe Б. Cu В. Nа Г. Mg

3. Самый тяжёлый металл – это…

А. Li Б. Zn В. Os Г. Аl

4. С увеличением заряда ядер атомов в ряду Ba → Sr→ Ca → Mg металлические свойства

А. усиливаются В. не изменяются
Б. ослабевают Г. изменяются периодически

5. Общая схема Э → Э2О3 → Э(ОН)3 соответствует генетическому ряду:

А. цинк → оксид цинка → гидроксид цинка;

Б. натрий → оксид натрия → гидроксид натрия;

В. алюминий → оксид алюминия → гидроксид алюминия;

Г. медь → оксид меди(1) → гидроксид меди(1)

 

Тест №3.

1. Какой из металлов проявляет постоянную степень окисления +3.

А. Cu Б. Na В. Ва Г. Аl

2. Электронная формула ls22s22p63s2p6d64s2 соответствует металлу:

А. Fe Б. Cu В. Nа Г. Mg

3. Самый пластичный металл – это…

А. Li Б. Zn В. Au Г. Аl

4. С увеличением заряда ядер атомов в ряду Na → Mg→ Al → Si металлические свойства

А. усиливаются В. не изменяются
Б. ослабевают Г. изменяются периодически

5. Общая схема Э → Э2О → ЭОН соответствует генетическому ряду:

А. цинк → оксид цинка → гидроксид цинка;

Б. натрий → оксид натрия → гидроксид натрия;

В. алюминий → оксид алюминия → гидроксид алюминия;

Г. медь → оксид меди(1) → гидроксид меди(1).

 

Бланк ответов.

Фамилия, имя_________________

Вариант_______________________

Номер задания Вариант ответа
1  
2  
3  
4  
5