Работа, представленная на фестиваль "Открытый урок" для 1-го класса "Водят ноты хоровод"

Разделы: Музыка


Цели:

  • знакомство с основами музыкального языка;
  • закрепление знаний о музыкальной грамоте.

Задачи:

  • Воспитательные:
    • формирование любви к музыке;
    • пробуждение чувство сопереживания и желания помочь чьей-то беде.
  • Образовательные:
    • познакомить ребят с нотной грамотой и научить бегло отличать положение нот визуально и на слух;
    • заинтересовать ребят в освоении музыкальной грамоты через веселые игры.
  • Развивающие:
    • с помощью вокальной деятельности развить чистый певческий диапазон в пределах октавы;
    • выявить и раскрепостить творческие и театральные таланты ребят.

Оборудование и материалы, необходимые для урока:

  • Музыкальный центр.
  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Фортепиано.
  • Дидактический материал, состоящий из 7 масок-ободочков нот, 7 цветных ламинированных нот на липучках, плакат с нотным станом и нарисованными цветными нотами на нем, плащ и маска-ободочек для «скрипичного ключа», 7 карточек с изображениями нот в картинках, штук 20 средних скрипичных ключиков для поощрения и поднятия самооценки работы ребенка на уроке.   
  • Музыкальный материал, включающий фонограмму песни «Чтоб выучиться пению» З. Петровой, ноты этой песни для собственного исполнения, аккомпанемент нотной попевки «До-воробышка гнездо…».

ХОД УРОКА

Звучит фонограмма песни «Чтоб выучиться пению» 3. Петровой и А. Островского. Дети под маршево-бодрую музыку заходят в класс и садятся на места. Внезапно музыка прекращается…

Я: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли! Когда вы заходили в класс – музыка звучала? 
Дети: Да!
Я:  Какая?
Дети:  Марш! Веселый такой и радостный!
Я: Да, вы правы, но что-то случилось с нашей музыкой – она больше не звучит….  Дело в том, что музыкальные нотки отправились на прогулку, а когда вернулись – забыли, где они живут! Как же быть, ребята, как же петь? Что же нам делать? 
Дети:  Надо найти нотки! Показать им их домик!

Выбрать 7  малышей, одеть им обручи с одинаковыми черными нотками со словами: «Ребята, представьте, что вы – потерявшиеся нотки, очень грустные…».  Открыть створки доски.

Я:  Нотки! А вот и ваш домик!! Он называется НОТНЫЙ СТАН! Только он пустой какой….. Я знаю, кто нам поможет!

Зову Скрипичный ключ – ребенка, облаченного в накидку и обруч ключа. Он открывает кружочки на черных нотках обручей, и нам является названия наших нот.  Скрипичный ключ показывает на  первую ноту стана «ДО» и ребенок с маской «ДО», встает первым и «представляет» нам свою ноту, называя несколько слов с её участием (дом, дорога, подол и т.д.); за ним следуют остальные «ноты».

– Итак, ноты нашли свои места и мы все вместе радуясь этому событию, исполним попевочку:

ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котенка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
СОЛЬ – играет детвора.
ЛЯ – запела вся земля.
СИ – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в ДО

Во время песенки, каждая «нотка» делает шаг вперед и кланяется. При последней фразе, «нотки» из своего ряда делают круг и при повторном исполнении, ведут хоровод, после чего все дети возвращаются на места.

Ребята, как мы с вами уютно расположили нотки! Приглашаю вас в гости!

Смотрим презентацию «Нотные ступеньки», в которой представлен звукоряд в виде ступеней. Поем звукоряд подряд и вразнобой. Затем, играем в игру – «Назови нотку». Я бегло указываю на ноту, а ребята должны назвать и спеть её без ошибки, учитывая звуковысотность ноты относительно друг друга.

Я: Какие молодцы, ребята – не запутаешь их! А ну-ка назовите-ка мне нотку над «фа»? А под «си»? А кто выше – «ми» или «ре»? А как седьмую ноту зовут?

Далее, показываю 7 картинок, в названии изображении которых «спрятались» ноты – кто быстрее угадает – поощрение в виде «красного скрипичного ключика».

Я: Молодцы! Всех отгадали!

Для тех ребят, которые не успевали себя проявить или видно, что не очень разобрались в теме, рекомендую провести следующее блиц-задание: раздать разноцветные 7 нот каждому и попросить прикрепить их на соответствующую ноту на вышеупомянутом стане на доске.

Я: Ну что, ребята, всех ноток мы вернули на место по домам. И за сегодняшний урок, я надеюсь, они очень хорошо с вашей помощью запомнили свои места!  Споем же для них песню «Чтоб выучиться пению».

Ребята встают за своими стульчиками, и начинается вокальная работа по фразам. Припев, где исполняется чистый звукоряд, можно петь acapella по таблице с нотным станом.

Прощание с ребятами и обещание друг другу твердо помнить место каждой ноты, чтобы при случае снова помочь ей его обрести

Приложения

Презентация