Цели:
- знакомство с основами музыкального языка;
- закрепление знаний о музыкальной грамоте.
Задачи:
- Воспитательные:
- формирование любви к музыке;
- пробуждение чувство сопереживания и желания помочь чьей-то беде.
- Образовательные:
- познакомить ребят с нотной грамотой и научить бегло отличать положение нот визуально и на слух;
- заинтересовать ребят в освоении музыкальной грамоты через веселые игры.
- Развивающие:
- с помощью вокальной деятельности развить чистый певческий диапазон в пределах октавы;
- выявить и раскрепостить творческие и театральные таланты ребят.
Оборудование и материалы, необходимые для урока:
- Музыкальный центр.
- Компьютер.
- Проектор.
- Фортепиано.
- Дидактический материал, состоящий из 7 масок-ободочков нот, 7 цветных ламинированных нот на липучках, плакат с нотным станом и нарисованными цветными нотами на нем, плащ и маска-ободочек для «скрипичного ключа», 7 карточек с изображениями нот в картинках, штук 20 средних скрипичных ключиков для поощрения и поднятия самооценки работы ребенка на уроке.
- Музыкальный материал, включающий фонограмму песни «Чтоб выучиться пению» З. Петровой, ноты этой песни для собственного исполнения, аккомпанемент нотной попевки «До-воробышка гнездо…».
ХОД УРОКА
Звучит фонограмма песни «Чтоб выучиться пению» 3. Петровой и А. Островского. Дети под маршево-бодрую музыку заходят в класс и садятся на места. Внезапно музыка прекращается…
Я: Здравствуйте, ребята! Как хорошо,
что вы пришли! Когда вы заходили в класс – музыка
звучала?
Дети: Да!
Я: Какая?
Дети: Марш! Веселый такой и
радостный!
Я: Да, вы правы, но что-то случилось с
нашей музыкой – она больше не звучит…. Дело в
том, что музыкальные нотки отправились на
прогулку, а когда вернулись – забыли, где они
живут! Как же быть, ребята, как же петь? Что же нам
делать?
Дети: Надо найти нотки! Показать им
их домик!
Выбрать 7 малышей, одеть им обручи с одинаковыми черными нотками со словами: «Ребята, представьте, что вы – потерявшиеся нотки, очень грустные…». Открыть створки доски.
Я: Нотки! А вот и ваш домик!! Он называется НОТНЫЙ СТАН! Только он пустой какой….. Я знаю, кто нам поможет!
Зову Скрипичный ключ – ребенка, облаченного в накидку и обруч ключа. Он открывает кружочки на черных нотках обручей, и нам является названия наших нот. Скрипичный ключ показывает на первую ноту стана «ДО» и ребенок с маской «ДО», встает первым и «представляет» нам свою ноту, называя несколько слов с её участием (дом, дорога, подол и т.д.); за ним следуют остальные «ноты».
– Итак, ноты нашли свои места и мы все вместе радуясь этому событию, исполним попевочку:
ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котенка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
СОЛЬ – играет детвора.
ЛЯ – запела вся земля.
СИ – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в ДО
Во время песенки, каждая «нотка» делает шаг вперед и кланяется. При последней фразе, «нотки» из своего ряда делают круг и при повторном исполнении, ведут хоровод, после чего все дети возвращаются на места.
– Ребята, как мы с вами уютно расположили нотки! Приглашаю вас в гости!
Смотрим презентацию «Нотные ступеньки», в которой представлен звукоряд в виде ступеней. Поем звукоряд подряд и вразнобой. Затем, играем в игру – «Назови нотку». Я бегло указываю на ноту, а ребята должны назвать и спеть её без ошибки, учитывая звуковысотность ноты относительно друг друга.
Я: Какие молодцы, ребята – не запутаешь их! А ну-ка назовите-ка мне нотку над «фа»? А под «си»? А кто выше – «ми» или «ре»? А как седьмую ноту зовут?
Далее, показываю 7 картинок, в названии изображении которых «спрятались» ноты – кто быстрее угадает – поощрение в виде «красного скрипичного ключика».
Я: Молодцы! Всех отгадали!
Для тех ребят, которые не успевали себя проявить или видно, что не очень разобрались в теме, рекомендую провести следующее блиц-задание: раздать разноцветные 7 нот каждому и попросить прикрепить их на соответствующую ноту на вышеупомянутом стане на доске.
Я: Ну что, ребята, всех ноток мы вернули на место по домам. И за сегодняшний урок, я надеюсь, они очень хорошо с вашей помощью запомнили свои места! Споем же для них песню «Чтоб выучиться пению».
Ребята встают за своими стульчиками, и начинается вокальная работа по фразам. Припев, где исполняется чистый звукоряд, можно петь acapella по таблице с нотным станом.
Прощание с ребятами и обещание друг другу твердо помнить место каждой ноты, чтобы при случае снова помочь ей его обрести