Урок окружающего мира в 1-м классе на тему "Где зимуют прицы?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширить знания детей о птицах;
  • акрепление знаний о перелетных и зимующих птицах в родных краях;
  • развивать наблюдательность, воображение, речь, память;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе; ответственность.

Оборудование:

  • магнитофон, телевизор, DVD ;
  • аудиозаписи: 1 фрагмент- зима, вьюга; 2 фрагмент- лето, голоса птиц; 3 фрагмент- голоса птиц: воробьи, ворона, журавли, синицы, соловей, петух.;
  • репродукции картин: М.А. Врубель «Царевна Лебедь», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», «Дворик. Зима»;
  • глобус;
  • картинки птиц: петух, гусь, воробей; ворона, дятел, сорока, сова, галка, синица, поползень, голубь; ласточка, соловей, скворец, кукушка, журавли, грач, жаворонок, дрозд;
  • маленькие кольца, которые одевают на лапки птицам;
  • книги, справочники, энциклопедии;
  • кормушка;
  • плакат «В зимнем парке»;
  • расписные деревянные изделия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Оздоровительная минутка «Ветер» С.Есенин (дети выполняют упражнения).

Осторожно ветер
За калитку вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Покачал тихонько
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.

 

II. Постановка темы,  цели урока.
Прослушивание фрагментов аудиозаписей (дети  слушают с закрытыми глазами):
1фрагмент - зима, зимний ветер, вьюга;
2фрагмент – лето, голоса птиц.
Беседа по прослушанному:
-Что услышали и представили по 1 фрагменту?
-А что прозвучало во 2 фрагменте?
- Кто догадался, о ком  и о чем будем сегодня говорить на уроке?
Ответы детей.
-Попробуем разобраться- почему птицы не так голосисто поют зимой, где они зимуют и вспомним-  как же им помочь?

III. Актуализация знаний.

а)Рассказ учителя.
С давних времен человека окружают разные животные: рыбы, птицы, звери, насекомые. Они помогают нам в работе, кормят нас, одевают, защищают. И люди благодарны им за это. Они тоже помогают  животным выжить в трудное для них зимнее время.
Сегодня мы говорим про птиц. Кто такие птицы? ( Это животные, тело которых покрыто перьями.) Птиц на земле очень- очень много- около 9 тыс. видов.
Есть очень большие птицы, выше человека, и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие- только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах они выводят потомство. И птенцы тоже бывают разные.
И где бы человек не находился, его постоянно окружают птицы. Народные художники любили изображать птиц на картинах.
Показ репродукций картин.
Птицы- гонцы весны. В народных сказках- птица символ света, радости, счастья. Сказочные птицы- Жар- Птица, Царевна- Лебедь, Финист- ясный сокол очень красивые, умные, добрые персонажи.
Изображения птиц встречается в росписях на посуде, деревянных  изделиях  (разделочные доски, прялки, санки, скамейки), в вышивках, кружевах и даже на пряниках, которые пекут к встрече птиц весной.
Показ деревянных изделий.

б) Учитель загадывает загадки: (картинки птиц)

1.В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые 
Ходят без завода,
Они птичьего рода.  (Петух.)

2.Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.(Воробей.)

3.Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.   (Гусь.)

-Ребята, среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая?
Ответы детей.(Воробей, т.к. петух и гусь- домашние птицы.)
- Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе.

IV. Работа по теме урока.
Разделимся на две команды и поучаствуем в конкурсах.
1 команда - «Соловьи».
2 команда - «Синицы».

1. Конкурс «Знатоки птиц».
Загадки- описания птиц 1 команды :

1.Криком «Карр!» нам докучает
Птица эта круглый год,-
И когда мороз крепчает,
И когда весна идет.
Из сухих опавших веток
На березе вьет жилье,
Что- как шапка…
Кто же это? (Звать вороною ее.)
2.Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик- чирик! Не робей!
Я бывалый…(Воробей.)
3. В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд- приятель!»
И ставит подпись… (Дятел.)
4.Птица эта- пестровата:
За ворону бы сошла,-
С тем отличием, ребята,
Что с боков она бела.
И трещит с самого утра:
«Пора! Пора!» А что- пора?
Такая с ней морока, когда трещит…(Сорока.)
5. И в лесу, заметьте, дети
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы Филины и … (Совы.)

- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее? 
Ответы детей.(Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)
- Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц, зимующих у нас, вы знаете?
Ответы детей.(Галки, синицы, поползни, голуби.)
Учитель вывешивает карточки с изображением оседлых птиц на доску.
Вывод :
- Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые.)
-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все- таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны!
- Как можно помочь птицам зимой?
Ответы детей.
Учитель напоминает о правилах техники безопасности в зимнее время.
Обратить внимание детей на плакат и кормушку в классе.
- Очень наблюдательные ребята с родителями к нашему уроку  сфотографировали  оседлых птиц  и сделали фотовыставку и фильм.

Выставка фотографий «Птицы зимой.»
Приложение 1
Просмотр фильма.

Физминутка.

Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложим назад.

V.Продолжение работы по теме урока:
- Конкурс  знатоков птиц продолжается!
Загадки- описания птиц 2 команды :

1.Угадайте, что за птичка-
Темненькая невеличка Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка.)
2.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это?
(Соловей.)
3.Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно- розовый…
(Скворец.)
4.Встали бра на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли.)
5.Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
(Грач.)
6.Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
И он летает и поет,
Блистая оперением.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянуться растения,
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок.)

- Птицы- непоседы! Как они перелетают с дерева на дерево, прыгают с ветки на ветку! Но так ведь умеет и белка или какой- нибудь  другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы!
-Грач, ласточка, соловей, скворец, жаворонок, журавли, дрозды, чижи, стрижи, зяблики, аисты и кукушки- могут!
Учитель вывешивает карточки с изображением перелетных птиц на доску.
Вывод: - Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной снова вернуться в родные места?
Ответы детей.(Перелетные птицы.)
На глобусе  показать перемещение птиц.
-Итак, конкурс «Знатоков птиц» закончился. Команды справились. Молодцы!

2.Конкурс «Почемучка».
Учитель:
1 вопрос: Почему ласточки улетают в теплые края,
 а дятлы остаются зимовать?
Ответы детей:
- Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту.  Из соломы, глины и своей слюны ласточки лепят гнезда на домах, сараях, под балконами. Есть ласточки- береговушки, они гнездятся на высоком берегу реки в норках. Ласточки- птицы воздуха и редко садятся на землю. Они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух. В начале августа ласточки собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны, где есть для них корм.
- Дятел- лесной санитар. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, дятел долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает  жучков и гусениц. Зимой дятлы кормятся семенами из шишек сосен и елей. В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный, зеленый и пестрый.

Учитель:
2 вопрос : Эта птица- хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы и спасает лес от гибели. Что это за птица?
Ответы детей:
-Кукушка. Рано весной из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы: Ку-ку! Ку-ку! Кукушка зимовала в жаркой Африке и прилетает к нам, чтобы продолжить род. За весну она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.

Учитель:
3 вопрос: -Как же перелетные птицы снова  возвращаются в родные места?
Ответы детей:
-  Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле.
Учитель:
- Молодцы!

- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают в теплые края, где есть для них пища. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. И лишь со временем ученые узнали, куда улетают птицы? Как же это удалось ученым?
- Ученым помогли маленькие кольца, которые они одевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда в других странах ученые встречали таких птиц, они сообщали об этом по данному адресу на кольце. Так ученым удалось узнать, где зимуют перелетные птицы!
Рассматривание колец.
Учитель:
- Ребята, если вы заинтересовались в какие страны улетают зимовать птицы, об этом  всегда можно узнать из книг, энциклопедий про птиц, из Интернета  вместе с родителями.

Выставка книг, справочников, энциклопедий про птиц.

VI. Закрепление.

1.Тест «Третий лишний»- карточки  по вариантам.

а) ласточка
зяблик
дятел

б) скворец
поползень
журавль

Самопроверка.

На доску вывешиваются карточки с ответами.

2. Викторина «Отгадай птицу по голосу».
Прослушивание фрагментов аудиозаписей с голосами птиц: воробьи, ворона, журавли, синицы, соловей, голуби.
Ответы детей.
- Молодцы!

6. Итог урока.
Обобщение.
Дети рассказывают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

1.Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

2.Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима!

3.Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4.Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

5.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Учитель:
- Спасибо!

Заключительное слово:
- Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы  услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.
- Итак, где же зимуют птицы?
Ответы детей.
(Перелетные птицы улетают в теплые края, оседлые зимуют в нашем краю.)
Учитель:
- Команды справились с заданиями на уроке. Молодцы!
Поощрительные призы.
Приложение 2