Наименование Программы | Кумулятивный полифункциональный педагогический комплекс "Семья-ДОУ-СОШ-ВУЗ", реализующий разноуровневые преемственные образовательные и социально-культурные программы. |
Основания для разработки Программы | Концепция Федеральной Целевой Программы развития образования на 2006-2010 гг., Региональная Целевая Программа по реализации национального проекта "Образование" на 2007-2008 гг., утверждена МО и Н РТ. |
Дата принятия решения о разработке Программы | Решение педагогического совета от 28.08.2006 года № 1 "Об утверждении Программы развития школы на 2006-2011 гг." |
Заказчик Программы | Администрация школы |
Координатор Программы | Администрация школы |
Основной разработчик Программы | Администрация школы, Попечительский Совет школы. |
Цель Программы | - разработка и реализация инновационной
модели кумулятивного полифункционального
педагогического комплекса (КППК) "Семья - ДОУ -
СОШ - ВУЗ", реализующего разноуровневые
преемственные образовательные и
социокультурные программы; - создание в КППК оптимальных условий для разностороннего творческого, духовного и культурного развития личности субъектов образования (дошкольников, школьников и студентов), их позитивной личностной, социальной и профессиональной ориентации, самореализации как уникального индивида, полезного и конкурентоспособного члена общества и гражданина. |
Задачи Программы | Объединение усилий Семьи, ДОУ, СОШ и
ВУЗа по созданию единого образовательного,
социокультурного и креативно-развивающего
пространства для комплексной реализации
образовательных и социокультурных программ. Обеспечение высокого качества и доступность образования на всех уровнях КППК. Создание оптимальных условий для социализации детей, школьников и студентов, социальной адаптации, ориентации и самореализации. Организация социального партнерства путем привлечения к деятельности КППК широкой общественности (родителей, спонсоров, представителей из различных социальных сфер - бизнеса, культуры, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка, духовенства, СМИ). Валеологизация образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий, программ и систем. Оптимизация системы управления на основе интеграции управленческих уровней (ДОУ, СОШ, ВУЗ) и структур, научного и информационного обеспечения, реализации современных принципов менеджмента. Обеспечение общественного продвижения национального проекта "Образование" |
Важнейшие целевые индикативные показатели | -Число педагогических работников школы,
имеющих высшую и первую квалификационные
категории (22,5%). -Число педагогических работников школы, освоивших информационно-коммуникационные технологии (45%); -Число педагогических работников школы, освоивших современные образовательные технологии (64%); -Число девятиклассников школы, освоивших информационно- коммуникационные технологии (55%); -Количество кабинетов, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя (6); -Количество учащихся с высоким качеством результатов обучения и воспитания (43,7%). |
Сроки и этапы реализации Программы | 1. Подготовительный этап - 2006г. 2. Основной этап - 2007 -2010г.г. 3. Заключительный этап - 2011г. |
Направления реализации программных мероприятий | Создание условий для развития
интеллектуальных и творческих способностей
учащихся. Создание и обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном процессе. Информатизация школы. Демократизация управления школой. |
Источники финансирования Программы | Региональный бюджет, муниципальный бюджет, внебюджетные средства |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Увеличение числа педагогических
работников школы, имеющих высшую и первую
квалификационные категории, до 60% - увеличение числа педагогических работников школы, освоивших информационно-коммуникационные технологии, до100 %; -увеличение числа педагогических работников, освоивших современные образовательные технологии, до100%; -увеличение числа девятиклассников школы, освоивших информационно-коммуникационные технологии, до100 %; -увеличение количества кабинетов, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя, до39 единиц, в том числе стационарных - до15, мобильных АРМ- до27; -увеличение количества предметов Образовательной программы, обеспеченных цифровыми образовательными ресурсами, до 95% процентов; -увеличение количества учащихся школы с высоким качеством результатов обучения и воспитания до 70%. |
МОУ - СОШ № 24 построена в новом микрорайоне, созданном в 1996 году. Отсутствие (до 2001г.) школы в микрорайоне и социума со сложившейся системой работы подростковых клубов и СМС возлагало на школу-новостройку определенные обязательства. Наряду с полными семьями есть малообеспеченные, неполные и многодетные семьи, что натолкнуло на создание воспитательного пространства школы, в центре которого личность ребенка, семья, учреждения дополнительного образования.
Деятельность школы началась с рождения своих традиций, поиска приоритетных направлений и конкретных форм внеклассной работы, работы с родителями. Определилась стратегия развития школы - личностно ориентированное обучение в условиях создания нового коллектива педагогов, учащихся и родителей.
В школе укоренились такие традиции, как "Дарение цветка", "Дарение книги", "Аллея выпускников". Большой вклад вносят ученики в благоустройство микрорайона. При участии учащихся, родителей, ЖКХ, лесничества озеленяются школьный двор и территория микрорайона, что способствует сплочению жителей микрорайона.
Школа - центр воспитательной внеурочной деятельности учащихся. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка, поэтому в школе проводятся родительские лектории, дни открытого расписания, работает консультационный пункт. Родители привлекаются к дежурству на дискотеках, на территории школы и микрорайона. Ежегодно проводится конкурс на лучший рисунок, запечатленный в подъезде дома данного микрорайона. Не один подъезд был украшен детскими рисунками. Летом создаются пришкольный лагерь "Солнышко", трудовые бригады, активисты школы отдыхают в лагере "Юниор" при ЦДЮТ. Это решает проблему занятости детей в летнее время.
В 2002 году в микрорайоне открылся детский сад. Педагогический коллектив школы оказал и оказывает действенную помощь в осуществлении преемственности. На базе школы, детского сада №36 и Альметьеского муниципального института при поддержке администрации г.Альметьевск был создан муниципальный образовательный округ 21 века "Детский сад - Школа - Вуз", целью которого является реализация разноуровневых преемственных образовательных и социокультурных программ. Функция школы в этом образовательном округе - это формирование личности, адаптированной к современным процессам информатизации, рыночных преобразований, национального возрождения; приобщение к культуре межнациональных отношений.
За 7 лет школа зарекомендовала себя в городе как учреждение с высоким уровнем образовательной и воспитательной системы, центр эколого-нравственного и этического воспитания в микрорайоне Тургай.
Школа тесно сотрудничает со следующими вузами города: Альметьевским Государственным Нефтяным Институтом (с 2001 г.), с Альметьевским Государственным Институтом Муниципальной Службы (с 2002г.), привлекая преподавателей этих вузов в профориентационную работу.
Учащиеся школы получают высокий образовательный уровень, необходимую социально-психологическую помощь, так как педагогический коллектив не только высоко профессионален, но и социально компетентен.
Результаты образовательного процесса позволяют утверждать о готовности педагогического коллектива к развитию деятельности в режиме образовательного округа "Семья - Детский сад - Школа - ВУЗ".
Проблема, на решение которой направлена Программа
Изменения, происходящие в социально-экономической, политической и культурной жизни людей, ставят образовательные учреждения в качественно новое положение.
Деятельность традиционных монофункциональных учебных заведений - так называемых "школ ЗУН", приоритетом которых еще со времен первых древнегреческих "схол" являются лишь образовательные ориентиры и ценности, постоянно входит в противоречие с объективными социальными реалиями и тенденциями.
В этих условиях для современных детей и молодежи, безусловно, нужен новый тип социального института, функционирующего адекватно с их запросами и интересами.
В настоящее время мы являемся очевидцами качественных изменений, происходящих в детской и молодежной среде в новых рыночных условиях (жесткой конкуренции, потребительского спроса и размеров увеличения прожиточного минимума, смены социально-культурных ценностей, информатизации общества) - это:
- ранняя социализация молодежи;
- расширение границ информационной компетентности молодежи (вследствие доступности любой информации);
- изменение социального статуса молодежи (утверждение политики "омоложения" общества, власти, бизнеса и других социальных сфер, активное вытеснение молодежью старого поколения);
- расширение спектра запросов, интересов, ценностных ориентиров детей, подростков и юношей, активизация их творческих возможностей и резервных сил;
Первое противоречие - школы не удовлетворяют растущие динамичные запросы детей, подростков и молодежи. В традиционных схоластических ("книжных") учебных заведениях растущий человек (будь то ребенок, подросток или юноша) невольно оказывается в позиции "школяра", усваивающего невостребованные для него в данный момент его жизни ЗУНы - ЗУНы "на потом" для неизвестной далекой будущей жизни. Известный ученый педагог В.А. Сухомлинский образно сравнил такого ученика с засохшим цветком, вложенным между страницами книги под названием "Школа".
Второе противоречие - школы в силу своей монофукциональности не являются главным организующим фактором, социальным инструментом воздействия на личность растущего человека и бессильны противостоять негативным и стихийным внешним факторам. Вследствие чего они невольно становятся заложниками внешних обстоятельств: в школьной жизни узакониваются уличные нормы и правила, безнравственные отношения и бескультурье.
К сожалению, многие молодежные проблемы решаются и проявляются в стихийной форме и отнюдь не в благоприятных социально-культурных условиях - на улице, в асоциальных группах, бездуховной, бескультурной и охлократической среде.
Третье противоречие - школа не выполняет важную для общества и человека функцию - культурообразующую. В нашем обществе принято отождествлять понятия "образованность" и "культура", "образованный человек" и "культурный человек". Отсюда - парадокс, заставляющий нас задуматься о самом себе в настоящем и будущем времени. Мы образованное общество, но с низким уровнем культуры и духовности.
Образованность как "сумма ЗУН", получаемая учащимися в традиционных учебных заведениях, представляет лишь иллюзию культурности, следствием чего являются такие феномены как технократизм, потребительство, цивилизованное варварство и бездуховность.
По нашему мнению, культуру невозможно формировать обучением, она осваивается только в воспитательно-развивающей социально-культурной среде.
Итак, востребованность нового типа социального института организации жизни и деятельности детей и молодежи, функционирующего в качестве полисервисного креативно-развивающего (в том числе и образовательного) и социально - культурного педагогического комплекса очевидна. На наш взгляд, современное образовательное учреждение должно быть многомерным социально-культурным пространством - центром организации разносторонней жизни и деятельности детей, подростков и молодежи, функционирующим в режиме "опережающего" (инновационного) развития в целях "окультуривания" общества в целом.
Вышеизложенные причины, обусловленные проблематикой исследования, легли в основу разработки настоящей модели образовательного учреждения - кумулятивного полифункционального педагогического комплекса "Семья - ДОУ - СОШ - ВУЗ", реализующего разноуровневые преемственные образовательные и социально - культурные программы.
Модель комплекса, представленную в программе, можно назвать инновационной по следующим показателям:
- актуальность и востребованность;
- полифункциональность (направленность на решение комплекса задач, реализацию образовательных, креативно-развивающих, воспитательных, социально-культурных программ);
- полисервисность (оказание широкого спектра услуг для различных социальных групп: дошкольников, школьников, студентов, учителей и воспитателей, родителей);
- авангардность (функционирование КППК в режиме "опережающего" развития)
- адаптивность, мобильность и конкурентоспособность в динамичных рыночных условиях;
- системность и преемственность в функционировании комплекса;
- научность (концептуальная обоснованность и научное обеспечение Программы);
- диверсификация и интеграция в содержании образовательных и социокультурных программ;
- гуманно-ориентированная и креативно-развивающая среда КППК, позволяющая всем субъектам единого процесса стать активными участниками и творцами социально- культурной жизни (деятельностный подход);
- демократичность в управлении, в деловых и межличностных отношениях (интеграция государственных и общественных механизмов в управлении, единство единоначалия и коллективности, педагогического руководства, соуправления и самоуправления);
- социально-культурная направленность деятельности КППК;
- соответствие критериям конкурсного отбора Приоритетного национального Проекта "Образование".
Концептуальные основы Программы развития
1.Система исходных теоретических понятий - ориентиров:
Кумулятивный полифункциональный педагогический комплекс (КППК) - образовательное, социокультурное креативно-развивающее пространство, образованное на основе интеграции и кумуляции трех разноуровневых образовательных учреждений (детского сада (1 ступень), общеобразовательной школы (2 ступень) и ВУЗа (3 ступень), функционально взаимодополняющих друг - друга в реализации общих целей, задач и программ.
Культура (лат. сultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики; "очеловеченная" природа; результат воспитания человека в культурно-развивающей среде.
Духовность - вечные истинные ценности, святые заповеди - основы смысла жизни, нравственности, культуры, деятельности, силы, красоты и здоровья человека.
Культурное развитие личности - формирование и развитие его общей культуры, важнейшими составляющими которой являются:
- культура умственного труда;
- нравственная культура (духовность);
- физическая культура;
- правовая культура;
- художественно-эстетическая культура;
- политическая культура;
- экологическая и валеологическая культура;
- этнокультура;
- культура поведения;
- культура труда;
- культура внешнего вида;
- культура речи, общения, межличностных и деловых отношений.
Педоцентризм - педагогическая позиция, рассматривающая растущего человека (ребенка, подростка, юношу) в центре внимания как субъекта развития (социального, культурного, духовного, психического, физического, интеллектуального).
Социализация личности - социальная ориентация, адаптация и самореализация личности, формирование социально-ориентированной личности; процесс освоения человеком социально-культурных ценностей, ролей, отношений и норм, социального опыта (опыта жизни в различных социальных группах), утверждения его социального статуса.
Здоровый образ жизни - благополучная, разумно и культурно организованная жизнь и деятельность человека, полезно отражающаяся на состоянии его организма, психики и духовности.
Информатизация образования - комплекс мер по компьютерному, программному, техническому, технологическому обеспечению учебно-воспитательного и управленческого процессов, активному внедрению информационных и коммуникативных технологий.
Образовательные технологии - управляемые, алгоритмизированные, воспроизводимые и эффективные системы организации учебно-воспитательного процесса, гарантирующие успешную его результативность.
2.Ведущие теоретические положения и принципы организации деятельности КППК:
- интегративность и кумулятивность образовательных учреждений;
- полифункциональность и полисервисность образовательных учреждений;
- социальная и культурологическая направленность учебно-воспитательного процесса;
- демократичность системы управления;
- диверсификация образования;
- валеологизация образования;
- информатизация и технологизация образования;
- приоритет воспитательно-развивающей функции в педагогической деятельности;
- принцип сотрудничества, сотворчества и соуправления;
- учет национально-региональных и местных условий, специфики, функциональных и резервных возможностей КППК:
- социальное партнерство, связь с общественностью;
- креативно-развивающий характер обучения и воспитания на основе деятельностного и педоцентрического подходов к субъектам образования, ориентации на зону их ближайшего развития;
- принципы природосообразности, целесообразности и культуросообразности в обучении и воспитании;
- программно-целевой подход в управлении деятельностью КППК.
Миссия КППК - культурообразующая, включающая в себя и образовательную как важнейшую ее часть.
Миссия педагога - (воспитателя детского сада, школьного учителя, преподавателя ВУЗа) - человекообразующая на основе ценностных приоритетов: "Духовность", "Образование", "Культура".
Миссия воспитанника, школьника, студента - позитивная, активная и творческая самореализация как личности - индивида, личности - члена общества, личности - гражданина и личности - универсума (носителя духовности и культуры) в социокультурной среде.
Инновационные программы, активно используемые КППК "Семья - ДОУ - СОШ - ВУЗ"
- Программа "Здоровье"
- Программа "Одаренные дети"
- Программа профильной подготовки школьников "Путь в будущую профессию"
- Программа "Взаимодействие семьи и школы"
- Программа "Духовность, Образование и Культура - ценностные ориентиры в
- воспитании субъектов образования: дошкольников, школьников и студентов"
- Программа Клуба молодого учителя "Профессиональная культура учителя"
Задача современной школы в создании такой адаптивной образовательной среды, где бы максимально был реализован потенциал учащегося и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами. В МОУ СОШ № 24 все формы деятельности педагогического коллектива подчинены личностному развитию ребенка, его самореализации, самоопределению, самосовершенствованию.