Конспект урока "Окружающий мир" по теме: "Кровь. Кровеносная система" в 4-м классе (программа "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель урока : формирование знаний

Тип по дидактической цели: изучение нового материала.

Цели по содержанию:

  • расширять знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;
  • познакомить с видами кровотечений – капиллярным, венозным, артериальным;
  • обучать навыкам обработки ран различного происхождения, накладывания стерильной повязки и бинта при кровотечении;
  • развивать интерес к познанию «самого себя»; воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью

Оборудование: слайд с кроссвордом, схема кровеносной системы; схема кровообращения; бинт, повязки, пластырь, жгут; портрет И.И.Мечникова; учебник «Окружающий мир» автор Н.В.Виноградова; тетрадь на печатной основе; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь, оформление доски, учебные таблицы, кроссворд, медицинская аптечка, портрет И.И Мечникова, психологический настрой (стих-е)

Рассвет окрасил штору,
И, значит, время в школу.
И вот теперь давай бегом,
Поддай, приятель, жару,
Чтоб по ступеням стук и гром
И вихрь по тротуару.
Пусть хочется такой порой
Поспать ещё немножко -
Не подводи, дружок, класс свой,
Не опоздай, Серёжка!
В учении, если опоздать,
Можно и неучем стать.

 II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа - повторение по вопросам

  • При помощи каких органов человек дышит?
  • Расскажите, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха.
  • Почему необходимо дышать только через нос?
  • Что происходит с воздухом в лёгких?
  • Что нужно делать, чтобы воздух в помещении был свежим?
  • Как уберечь себя от простудных заболеваний?
  • Как физический труд и занятия физкультурой укрепляют органы дыхания?

2. Разгадывание кроссворда (Приложение 3)
3. Работа по карточкам. (Приложение 2)

III. Актуализация, мотивация,  целеполагание.

Объявление темы.

- Что хотели бы узнать на уроке?

IV. Формирование новых знаний.

1) Постановка проблемного вопроса.

  • Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу или другую часть тела?  (больно, идёт кровь)
  • Значит, кровь вы видели.
  • Какого она цвета? Как вы думаете, для чего кровь нужна организму? (ответы учащихся)

2) Объяснение по теме урока.

(Приложение 1 объяснение со слайда)
Дополнение учителя. Кровь – удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди  кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные  сосуды».

- Рассмотрите рисунок кровеносной системы (Приложение слайд) учебник на с.19
- Проследите по рисунку (Приложение на слайде) за движением крови в организме.
Сосуды и сердце – органы кровообращения. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца, называются -  артериями (на слайде). Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки. Самая крупная артерия называется – аортой  (на слайде). Сосуды,  несущие кровь к сердцу, называются – венами (на слайде). Их стенки тоньше и мягче, чем стенки артерий.
Мельчайшие кровеносные сосуды называются – капиллярами.
- Почему кровеносную систему называют транспортной?
(Она выполняет многие важные функции)

Рассмотрите рисунок на слайде - капелька крови под микроскопом.
- Что вы видите?  Кровь состоит из множества клеток. Каждая клетка выполняет свою «работу». Во - первых, транспортную: обогатившись в лёгких кислородом, а в стенках тонкой кишки – питательными веществами, они доставляют их ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к лёгким, а продукты обмена веществ – к коже, почкам. Кровь также уносит из организма вредные вещества. Если человек теряет много крови, то ему переливают её. Опыты по переливанию крови животным начались ещё в 1638 году, а в 1667 году было проведено первое успешное переливание крови  животного – ягнёнка – юноше, который погибал от многократного кровопускания – модного тогда лечения. Однако после четвёртого переливания больной мальчик умер. Опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать  только кровь человека. Впоследствии выяснилось, что для переливания необходимо учитывать и совместимость крови. Различают четыре группы крови: (слайд)  0 (I), А (II), В(III), АВ (IV). Учёные доказали также, что следует учитывать и резус-фактор -  особое вещество, которое содержится у большинства людей. Его называют резус – положительный и резус – отрицательный. Но об этом более подробно вы узнаете в старших классах.

3) Работа с учебником.

А) чтение статьи (с. 20)
Б) Обсуждение прочитанного.

- Что нового  интересного узнали?

- в  крови много различных клеток, которые отвечают за свою «работу»;
- кровь снабжает организм водой, питательными веществами, солями, витаминами;
- уносит из организма вредные вещества;
- есть доноры, люди, которые дают свою кровь для переливания )

V. Закрепление изученного материала.

1) Работа в рубрике «Этот удивительный мир…» (с.28 учебника)
Учитель: Посмотрите (Приложение на слайде) портрет Ильи Ильича Мечникова ( 1845 – 1916)
Это выдающийся русский учёный, внёсший большой вклад в различные области биологии. Почётный член Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии. Великолепный лектор, мог зажечь сердца студентов. В 1863 году Илья Ильич произнёс знаменитую речь о целебных силах организма, в которой излагалась  теория иммунитета.

- Прочитайте текст в рубрике «Этот удивительный мир..» об открытии
И.И.Мечникова.
- Расскажите, что вы узнали об этом открытии. Какое значение оно имеет для нашего здоровья?
- Что люди узнали нового о своём организме благодаря открытию И.И.Мечникову?
2) Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Выполнение задания 23 на с. 9 с коллективной проверкой.

  • Что относится к кровеносной системе?
  • Подпишите названия органов кровеносной системы.
  • Какова функция кровеносной системы?
  • Что нужно сделать , чтобы остановить кровотечение при порезе?
  • Выполнение задания 28 на с 11 с самопроверкой (Приложение слайд)

3) Тест по теме (Приложение слайды)

- Практическая работа с мед работником. (Приложение слайды и приложение 2)

VI. Итог урока.

  • Вы знаете, что дыхательная система снабжает организм кислородом.
  • С работой, какой системы вы познакомились сегодня на уроке?
  • О какой функции кровеносной системы узнали?
  • Давайте сделаем вывод: Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества. При работе всех органов образуется углекислый газ и другие вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма через лёгкие, кожу, почки.

VII. Рефлексия (Приложение слайд)

VIII. Домашнее задание:

 работа с книгой: чтение, составление рассказа  «кровеносная система»,
1в. – составить  памятку « Как тренировать сердце»
2 в. – работа в Т. № 24, 25, 26

Используемая литература:

  1. Боровкова Т.Т. Курс «Человековедение». – Челябинск, 1993.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана-Графф, 2005. – 128 с., ил. – (Начальная школа XXI века).
  3. Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать.: Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Вентана-Графф, 2005. – 80 с., ил. – (Начальная школа XXI века).
  4. М.А. Козлова. Книга для учителя. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. – М.: 1 сентября, 1999.