Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Разделы: Математика


Тема: Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Цели урока:

  • закрепление умений сравнивать обыкновенные дроби, выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей;
  • формирование умение групповой деятельности, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
  • воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, прививать сознательное отношение к труду, формировать ответственность за конечный результат.

Эпиграф к уроку: «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе!»
(Л. Толстой)

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Презентация (Приложение 1).

Класс разделен на 4 группы, выбран капитан группы.

II. Решение анаграмм

Переставьте в словах буквы так, чтобы получилось слово – математический термин.

брьод, ерчта, личитльсв, немзнаеатль

III. Историческая справка «Знаете ли вы, что…»

– Знаете ли вы, где впервые появилось понятие дроби? (В Древнем Египте много веков назад).
– А в русском языке? (В русском языке это слово появилось лишь в VIII веке).
– В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби назывались «ломанные числа». Как вы думаете почему? (Слово «дробь» происходит от глагола «дробить» – разбивать, ломать на части).
– А знаете ли вы, что современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии, его стали использовать и арабы, а от них в XII–XIV веках оно было заимствовано европейцами. В начале в записи дробей не использовались дробная черта, она стала использоваться около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писателя Леонардо Фибоначи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввел слово «дробь». Название «числитель» и «знаменатель» ввел в XII веке Максим Плануд – греческий монарх, ученый математик.
Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает трудное положение.

IV. Игровой момент

На магнитной доске в произвольном порядке прикреплены карточки. На каждой из них записана одна дробь: 1/4, 1/6, 4/24, 3/24, 7/12, 5/12,1/12,1/60,3/20,4/5,1/5,1/36,7/36,1/72 и т.д.

Вопросы:

1) Назвать две дроби, НОЗ которых 30, 8, 12, 60.
2) Учитель берет 2 дроби и просит назвать их общий знаменатель.
3) Учитель берет 2 дроби и предлагает найти такие две дроби, чтобы у них был такой НОЗ, как и у заданных дробей.
4) Учитель берет любую дробь и предлагает найти еще такую дробь, чтобы НОЗ этих двух дробей был равен названному учителем числу (например, учитель взял 1/4 и говорит НОЗ 60).
5) Сравнить две дроби с одинаковыми числителями.
6) Сложить две дроби.

V. Блиц опрос

1. Как сравнить две дроби с разными знаменателями?
2. Что называется сокращением дроби?
3. Как сложить две дроби с разными знаменателями?
4. Сформулировать правило сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
5. Какие два числа называются взаимно-простыми?
6. Как найти разность двух дробей с разными знаменателями?
7. Дайте определение простого числа?
8. Какая дробь называется правильной?
9. Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями?
10. Сформулируйте признак делимости на 2.
11. Сформулируйте признак делимости на 9.
12. Сформулируйте признак делимости на 5.

VI. Проверочная работа

«Танграм»

В течение четырех тысячелетий китайская игра танграм служила любимым развлечением в странах Востока, а с начала XIX века она получила распространение и на Западе.
Я предлагаю провести проверочную зачетную работу в форме головоломки «Танграм».
Для изготовления танграма необходим лист плотного картона квадратной формы, квадрат необходимо разрезать на 7 частей, как показано на рисунке 1, для простоты использования стороны частей-танов пронумеровать. Каждой группе предлагается решить 23 примера. Правильно ли решены примеры, помогает проверить верно сложенная фигура. Побеждает команда, первая собравшая фигуру (Приложение 2). Учитель оценивает работу каждой группы по её участию в 1, 2, 3 частях урока.

VII. Подведение итогов

Задание на дом.