Урок математики в 6-м классе "Координатная плоскость"

Разделы: Математика


Цели: закрепить навык построения точек по их координатам и нахождения координат заданных точек.

Техническое обеспечение: ММП, ПК.

Программное обеспечение:

  • презентация " Необитаемый остров",
  • тест "координатная плоскость" в программе Excel.

Раздаточный материал:

  • цветные листы с заданиями,
  • "пиастры",
  • листы с домашним заданием,
  • подарок - "клад" (коробка конфет).

Оформление доски:

  • плакат с темой урока, плакат "координатная плоскость",
  • с другой стороны плаката та же координатная плоскость с нанесенным рисунком необитаемого острова,
  • плакат с образцом написания " ^ " и " _ ".

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гнибедова Наталья Адольфовна, а как зовут вас я прочитаю на ваших бейджиках.

- Скажите, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке? (координатная плоскость).

- Т.е. с основными понятиями координатной плоскости вы уже познакомились. Как вы думаете, чем же мы займемся сегодня на уроке?

(закрепим, будем применять полученные знания).

- Хорош не тот, кто знает, а тот, кто умеет применять свои знания. Итак, сегодня на уроке мы будем строить точки по их координатам, и находить координаты построенных точек. Тема сегодняшнего урока КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ. (На доске вывешивается плакат с названием темы урока).

- Вот уже 6-й год вы путешествуете по планете знаний. (Показывается первый слайд презентации (приложение 1.)) И сегодня, совершенно случайно, может быть, потому что у вас новый капитан, путешествуя, мы, попадем на незнакомый остров. (Показывается второй слайд презентации (приложение 1.)) Перед вами карта этого острова, с нанесенными координатами точек. (Открывается доска с прикрепленной картой) (приложение 2).

В одной из этих, отмеченных на карте точек, возможно, спрятан клад или сокровища. Давайте попытаемся его найти. Мы с вами высадились на остров в точке с координатой (-9; -2) и, о чудо! наткнулись на сундук. (Показывается третий слайд презентации (приложение 1)). Как хочется его открыть и посмотреть, что там спрятано, может, сразу и клад найдем. Чтобы открыть сундук надо подобрать ключ к замку. Для этого, надо выполнить задание.

II. Задание 1. (распечатано на белых листах (приложение5)

Теоретический тест.

Я сейчас буду зачитывать некоторые утверждения, с которыми вы либо согласитесь, либо нет. Если соглашаетесь, то ставите крышечку ( ^ ), как показано на образце, если не соглашаетесь - ставите тире ( _ ).(Вывешиваются на магнитную доску образцы написания " ^ ", "_" (приложение 3, приложение 4)).

Возьмите белые листы. Отметьте точку с координатой (-9; -2). Это будет наша точка, из которой мы отправимся в путешествие по острову.

Тест.

1. Плоскость, на которой задана система координат, называется координатной.

2. Координатные четверти нумеруются по часовой стрелке.

3. Точку пересечения координатных прямых называют началом координат.

4. Горизонтальная ось координат называется осью ординат.

5. Ось ОХ называется осью абсцисс.

6. Точка А с координатой (0; 1) лежит на оси абсцисс.

7. На координатной плоскости можно найти две различные точки, имеющие одинаковые координаты.

8. Если точка М имеет координаты (1; 1), то точка Р симметричная ей относительно оси ординат имеет координату (1; -1).

-Ключ получился у всех. Посмотрим, подойдет ли он к нашему сундуку?

В точке, с какой координатой вы оказались? Должны оказаться в точке с координатой (2; -2).

Кто оказался в этой точке - получает пиастры. (Учитель раздает пиастры).

III. Задание 2. (распечатано на зеленых листах) (приложение 6).

Учитель:

- Сундук открылся, но клада там не оказалось. А в нем лежит какой-то старинный документ с зашифрованным именем владельца.

Давайте расшифруем имя владельца сундука. Возьмите зеленые листы с заданием. Его вы будете выполнять в парах. Часть текста, выделенная жирным шрифтом, выполняет один из вас. Все остальное - второй. Как только вы вместе выполните задание сигнализируйте об этом поднятием сцепленных рук.

- Итак, кто же хозяин сундука?

- Капитан Флинт - пират. (Показывается четвертый слайд презентации (приложение1)). Кто правильно расшифровал имя пирата, получает пиастры. (Учитель раздает пиастры)

IV. Физкультминутка.

А теперь встаньте. Давайте мы с вами попробуем зашифровать имя капитана телодвижением. (Каждую букву имени пирата Флинт, каким- то образом пытаются изобразить телодвижением)

Учитель:

- Продолжаем наше путешествие по острову, мои юные искатели приключений. Клад пока мы не нашли. Куда нам дальше идти по острову?! В каком направлении?! У вас есть предложения? :Посмотрите в ваших заданиях буква Ф - заглавная буква имени капитана выделена особо. Может это какой-то знак? Сигнал? Какова координата этой буквы?

(-3; 4)

- Есть ли на нашей карте точка с такой координатой. Может в этой точке, мы найдем клад?

V. Задание 3. (распечатано на желтых листах (приложение7)).

-Нет, в этой точке, нас ждет опять какая - то шифровка! То ли схема, то ли чертеж, то ли рисунок. Давайте попробуем расшифровать. Может быть, этот рисунок укажет нам направление к кладу. Возьмите желтые листы. Это задание вы тоже выполняете в парах. Опять, часть задания, напечатанное жирным шрифтом, выполняет первый, все остальное - второй. И не забывайте сигнализировать выполнение задания поднятием сцепленных рук.

- Что же получилось? Флаг? (Тем, кто правильно выполнил задание, учитель раздает пиастры) Это флаг - вымпел капитана Флинта, на котором изображена корона. Этим он символизировал, что он - король Атлантики. (Показывается четвёртый слайд презентации (приложение1)). "А вершина этой короны,- говорил Флинт. - Это я".

- В какую же точку нам двигаться дальше? Может, возьмем координаты точки вершины короны? Ведь не зря же Флинт о себе так говорил. Каковы координаты точки вершины короны? (0; 8)

VI. Задание 4. (распечатано на алых листах (приложение8)).

- У нас есть точка с такой координатой! Что же ждет нас в этой точке? И о, наконец-то! Карта с указанием места клада!!! (Показывается пятый слайд презентации (приложение1)).

Вперед, друзья! Найдем координаты точки, в которой расположен клад! Возьмите алые листы. Задание выполняйте в парах. Где же спрятан клад? В точке, с какой координатой?(2; 2)

(Учащимся, правильно выполнившим задание, учитель раздает пиастры).

Все-таки, мы нашли клад Капитана Флинта. Как он не запутывал нас, как не петлял, как ни морочил нам голову, мы его обхитрили!

VII. Задание 5.

А теперь нам осталось вернуться назад - на наш корабль. И чтобы не попасть в ловушки, которые наставил Флинт на острове, нам надо идти строго по нашему маршруту, но в обратном направлении. Составим маршрутный лист нашего путешествия по острову. (Карта переворачивается на другую сторону (приложение9)).

(Тем, кто правильно составил маршрутный лист, учитель раздаёт пиастры).

Возьмите белые листы и выполните последнее задание. (Приложение10).

Отметьте координаты точек, в которых мы побывали, в обратном порядке. Каковы координаты той точки, в которую мы вернулись? (-9; -2) (Показывается шестой слайд презентации (приложение1)).

Рефлексия.

Вопросы учителя:

- Скажите, какие испытания нам выпали, путешествуя по острову?

- Какие испытания вызвали у вас затруднения?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие знания математики нам пригодились, какими знаниями мы воспользовались, смогли применить на уроке?

Давайте вспомним понятия, связанные с координатной плоскостью?

На экране высвечивается тест по координатной плоскости. (Приложение11).

А теперь подсчитаем заработанные пиастры.

У кого, хотя бы, три пиастра? Вы неплохо поработали на уроке!

- У кого четыре пиастра? Хорошо!

- А у кого - пять? Молодцы, отлично!

VIII. Домашнее задание. (Приложение12).

1. Найти клад пирата Карибского моря, капитана Джека Воробья, (высвечивается очередной слайд (приложение1)) который был гораздо хитроумнее капитана Флинта и указал координаты точек ориентиров и координаты точки, в которой спрятан клад, но не указал систему координат. Вам надо построить координатную плоскость так, чтобы точки клада оказалась на острове.

2.Задание для тех, кто любит фантазировать, выдумывать. Придумайте другой способ описания положения точки на плоскости, не используя декартовы координаты.

Учитель:

- Я приготовила вам подарок и спрятала его. Вы попытайтесь теперь найти настоящий клад. Представьте, что ваш класс - это остров. Координаты точки клада (0;5). Ось ОХ - это прямая пересечения боковой стены с окнами классной комнаты и плоскости пола. Ось ОУ - прямая пересечения передней стены классной комнаты и плоскости пола. Единичный отрезок - обычный шаг.

- Спасибо за урок.