Цели урока:
- сформировать способность к решению уравнений, где неизвестны делимое или делитель, а частное выражено выражением;
- тренировать в решении уравнений с переменной и способность
- к самостоятельному анализу и решению поставленных проблем; развивать логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
- воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимопомощь, дружбу.
Оборудование урока:
- карточки с заданиями по уровням для работы в группах;
- плакат-рисунок (геометрические фигуры)
- плакат-карточка к созданию проблемной ситуации в классе;
Структура урока:
- Организационный момент - 1 мин.
- Устный счёт - 5 мин.
- Актуализация знаний - 4 мин.
- Создание проблемной ситуации - 3 мин.
- Открытие детьми нового знания - 5 мин.
- Физкультминутка - 3 мин.
- Закрепление знаний - 15 мин.
- Рефлексия - 2 мин
- Домашнее задание - 2 мин.
Ход урока
Этап урока | Содержание | Задачи этапа | ||||||
1.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Будем отвечать активно. Хорошо себя вести, чтобы гости дорогие захотели вновь прийти. Начнём работу как обычно с математической разминки, а потом перейдем к изучению новой темы. Постараемся открыть секреты при решении уравнений. |
Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок. Создание ситуации успеха, доверия. Сообщение целей урока. |
||||||
2. Подготовка к основному этапу урока. | На доске ряды чисел: 1. 6780, 6782, 6784:. 2590, 2600, 2610:. 27315, 27415, 27515: 2. Найди закономерности и продолжи ряды чисел. Как связаны числа и рисунки, находящиеся между ними. 3. (264 + 176) 8 * 264 8 + 176 8 Сравни, не вычисляя и объясни. Какое свойство умножения использовали при решении? 4. На доске геометрические фигуры. Назовите их. - Из геометрических фигур можно сложить какой-нибудь рисунок. - Давайте и мы попробуем это сделать. - Фигуру АВСД расположите так, чтобы сторона АД была основанием. - Фигуру КОМ расположите так, чтобы угол о совместился с углом В. - Найдите фигуру равную фигуре КОМ, и расположите её симметрично. - Найдите прямоугольник и соедините его с квадратом равными сторонами. - Возьмите оставшуюся фигуру и расположите ее так, чтобы было видно, что мы не зря мучились. - Что у нас получилось? (ракета) - Молодцы!
|
Повторение изученного материала. Упражнения требующие от учащихся не только повторения изученного материала, но и наблюдательности. Развивает у них абстрактное мышление. Закрепление умения правильно читать математические выражения. |
||||||
3. Актуализация знаний. | На доске
- Что записано на доске? - Что такое уравнение? - На какие 2 группы можно разбить эти уравнения? - Что общего? - В чем разница? Давайте вспомним: - Как называются числа при делении? - Какое из них самое большое? - С каким арифметическим действием связано деление? Опорные схемы: Д: д = ч - Как найти большое число - делимое, если оно неизвестно? Д = чд - А как найти делитель д = Д: ч - Работа по учебнику. Стр. № 81 № 404 (работа с таблицей) |
Продолжается работа по развитию
логического мышления. Повторение и закрепление названия компонентов. Подготовка к восприятию нового материала. |
||||||
4.Создание проблемной ситуации. | На доске записаны 3 уравнения. Детям
предлагается решить их самостоятельно. x: 3 =18 60:x =6 x:5= 25-5 - При решении, какого уравнения возникло затруднение? - Чем это уравнение отличается от двух предыдущих? - Чему будем учиться на уроке? - Сделайте вывод. -А как бы вы назвали тему нашего урока? |
Операционный компонент урока. Работа в
паре слабый - сильный Сильный проверяет В случае ошибки слабый получает помощь от сильного. Проверяю умения слабого, воспитываю чувство взаимопомощи. Постановка проблемной задачи. Учащиеся сами подошли к тому, каких знаний им не хватало, и что они будут изучать. |
||||||
5. Работа над новым материалом. Открытие нового знания. | На доске. X : 10=12 x : 10= 48:4 - Чем похожи? - Чем отличаются? - Изменится ли механизм решения? - Давайте вспомним алгоритм решения.
- Решение этих уравнений. Два человека у доски, остальные в тетрадях. |
На данном этапе осуществляются приемы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза. | ||||||
6.Физкультминутка. | - Вы, наверное, устали? А сейчас все
дружно встали.
|
Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание. | ||||||
7. Первичное закрепление. | Работа с учебником. - Объясните решение уравнений и проверьте, верно, ли они решены? (устно) Групповая работа (по 4 человека) - Решите уравнения, пользуясь чертежами. Теперь придумайте сами любые уравнения и начертите к ним чертеж в тетради. Назовите только те уравнения, в которых встречается новый числовой прием.
Сначала объясните, в каком из уравнений каждой пары значение X будет больше, а потом проверь вычислением Задача (на слух): Решите задачу, составив уравнение. - Частное неизвестного числа и числа 100 равно сумме чисел 140 и 260. Найди это число. -Я читаю задачу второй раз, вы делаете записи в тетрадь. - Как узнать, чему равно это число? |
Критерий дифференциации - уровень
обучаемости. Способ дифференциации - степень
помощи. Учащимся раздаются карточки с заданием
(на каждую группу) Методы: 1) поисковый 2) частично-поисковый Активная познавательная деятельность учащихся, развитие анализа, синтеза.
Развитие внимания и слуховой памяти.
Проверка записи с обратной стороны доски. Метод контроля и самоконтроля. Информация, полученная от предыдущей работы, облегчает решение. |
||||||
8. Рефлексия. | - Чему научились на уроке? - Какой новый алгоритм получили? - Где у нас было затруднение? - Почему оно возникло? (не знали алгоритм) - Что больше понравилось на уроке? - Кого мы сегодня можем похвалить? |
Регулирующий момент урока. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворенности от урока, чувство равноценности. | ||||||
9. Домашнее задание. | Спасибо за отличную работу. Ваше домашнее задание. Выберите себе карточку с тем уравнением, с которым вы считаете, справитесь. ( Карточки разного цвета с заданием разного уровня) |