Урок по математике в 4-м классе "Решение уравнений вида х : 6 = 18 – 5, 48 : х = 92 : 46"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать способность к решению уравнений, где неизвестны делимое или делитель, а частное выражено выражением;
  • тренировать в решении уравнений с переменной и способность
  • к самостоятельному анализу и решению поставленных проблем; развивать логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
  • воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимопомощь, дружбу.

 Оборудование урока:

  • карточки с заданиями по уровням для работы в группах;
  • плакат-рисунок (геометрические фигуры)
  • плакат-карточка к созданию проблемной ситуации в классе;

Структура урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Устный счёт - 5 мин.
  3. Актуализация знаний - 4 мин.
  4. Создание проблемной ситуации - 3 мин.
  5. Открытие детьми нового знания - 5 мин.
  6. Физкультминутка - 3 мин.
  7. Закрепление знаний - 15 мин.
  8. Рефлексия - 2 мин
  9. Домашнее задание - 2 мин.

Ход урока

Этап урока Содержание Задачи этапа
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята!

Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Будем отвечать активно. Хорошо себя вести, чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.

Начнём работу как обычно с математической разминки, а потом перейдем к изучению новой темы. Постараемся открыть секреты при решении уравнений.

Мотивационный компонент урока.

Эмоционально-положительный настрой на урок. Создание ситуации успеха, доверия.

Сообщение целей урока.

2. Подготовка к основному этапу урока. На доске ряды чисел:

1. 6780, 6782, 6784:.

2590, 2600, 2610:.

27315, 27415, 27515:

2. Найди закономерности и продолжи ряды чисел.

Как связаны числа и рисунки, находящиеся между ними.

3. (264 + 176)  8 * 264  8 + 176  8

Сравни, не вычисляя и объясни. Какое свойство умножения использовали при решении?

4. На доске геометрические фигуры.

Назовите их.

- Из геометрических фигур можно сложить какой-нибудь рисунок.

- Давайте и мы попробуем это сделать.

- Фигуру АВСД расположите так, чтобы сторона АД была основанием.

- Фигуру КОМ расположите так, чтобы угол о совместился с углом В.

- Найдите фигуру равную фигуре КОМ, и расположите её симметрично.

- Найдите прямоугольник и соедините его с квадратом равными сторонами.

- Возьмите оставшуюся фигуру и расположите ее так, чтобы было видно, что мы не зря мучились.

- Что у нас получилось? (ракета)

- Молодцы!

Ну, а на ракете
Только в космос лететь,
И во все глаза смотреть
Столько неизвестного.
Столько интересного.

Повторение изученного материала.

Упражнения требующие от учащихся не только повторения изученного материала, но и наблюдательности. Развивает у них абстрактное мышление.

Закрепление умения правильно читать математические выражения.

3. Актуализация знаний. На доске
  • x +45=100
  • x+ 23=48
  • x 25=75
  • x 15=60

- Что записано на доске?

- Что такое уравнение?

- На какие 2 группы можно разбить эти уравнения?

- Что общего? - В чем разница?

Давайте вспомним:

- Как называются числа при делении?

- Какое из них самое большое?

- С каким арифметическим действием связано деление?

Опорные схемы: Д: д = ч

- Как найти большое число - делимое, если оно неизвестно? Д = чд

- А как найти делитель д = Д: ч

- Работа по учебнику. Стр. № 81 № 404

(работа с таблицей)

Продолжается работа по развитию логического мышления.

Повторение и закрепление названия компонентов.

Подготовка к восприятию нового материала.

4.Создание проблемной ситуации. На доске записаны 3 уравнения. Детям предлагается решить их самостоятельно.

x: 3 =18

60:x =6

x:5= 25-5

- При решении, какого уравнения возникло затруднение?

- Чем это уравнение отличается от двух предыдущих?

- Чему будем учиться на уроке?

- Сделайте вывод.

-А как бы вы назвали тему нашего урока?

Операционный компонент урока. Работа в паре слабый - сильный

Сильный проверяет

В случае ошибки слабый получает помощь от сильного. Проверяю умения слабого, воспитываю чувство взаимопомощи.

Постановка проблемной задачи. Учащиеся сами подошли к тому, каких знаний им не хватало, и что они будут изучать.

5. Работа над новым материалом. Открытие нового знания. На доске.

X : 10=12

x : 10= 48:4

- Чем похожи?

- Чем отличаются?

- Изменится ли механизм решения?

- Давайте вспомним алгоритм решения.

  • читаю
  • неизвестно
  • уравнение сложно тем, что
  • вспоминаю правило
  • вычисляю
  • проверяю

- Решение этих уравнений. Два человека у доски, остальные в тетрадях.

На данном этапе осуществляются приемы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза.
6.Физкультминутка. - Вы, наверное, устали? А сейчас все дружно встали.

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.

Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание.
7. Первичное закрепление. Работа с учебником.

- Объясните решение уравнений и проверьте, верно, ли они решены? (устно)

Групповая работа (по 4 человека)

- Решите уравнения, пользуясь чертежами.

Теперь придумайте сами любые уравнения и начертите к ним чертеж в тетради.

Назовите только те уравнения, в которых встречается новый числовой прием.

X :9 = 90: 10 X+ 19= 20+1
700: X= 100-30 16- X= 30:5
400:X =100 X 23=69

Сначала объясните, в каком из уравнений каждой пары значение X будет больше, а потом проверь вычислением

Задача (на слух):

Решите задачу, составив уравнение.

- Частное неизвестного числа и числа 100 равно сумме чисел 140 и 260. Найди это число.

-Я читаю задачу второй раз, вы делаете записи в тетрадь.

- Как узнать, чему равно это число?

Критерий дифференциации - уровень обучаемости. Способ дифференциации - степень помощи. Учащимся раздаются карточки с заданием (на каждую группу)

Методы:

1) поисковый

2) частично-поисковый

Активная познавательная деятельность учащихся, развитие анализа, синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие внимания и слуховой памяти.

 

 

 

Проверка записи с обратной стороны доски.

Метод контроля и самоконтроля. Информация, полученная от предыдущей работы, облегчает решение.

8. Рефлексия. - Чему научились на уроке?

- Какой новый алгоритм получили?

- Где у нас было затруднение?

- Почему оно возникло? (не знали алгоритм)

- Что больше понравилось на уроке?

- Кого мы сегодня можем похвалить?

Регулирующий момент урока. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворенности от урока, чувство равноценности.
9. Домашнее задание. Спасибо за отличную работу. Ваше домашнее задание. Выберите себе карточку с тем уравнением, с которым вы считаете, справитесь. ( Карточки разного цвета с заданием разного уровня)