Урок "Мы – часть окружающего мира"

Разделы: Начальная школа


Цель: Сформировать у детей понимание того, что человечество должно жить в гармонии с окружающим миром.

Задачи:

Образовательные:
  1. Сформировать знания на уровне:
    • понятие ( гармония );
    • причинно – следственных связей ( человек зависит от окружающй его природы).
  2. Сформировать навыки умения рассуждать, делать выводы.
  3. Сформировать навыки наблюдений.
Развивающие:
  • Развивать понимание того, « Мы – часть окружающего мира».
  • Развивать личность ребёнка:  умение сравнивать,  анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата, работать в коллективе, речь, память, наблюдательность , любознательность ,  интерес к предмету, самостоятельность.
Воспитательные:
  • Способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: систематизация  знаний  связи явлений в природе.

Технология: информационная.

Форма организации учебной деятельности: работа в парах.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Термины и понятия: гармония.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Дидактический материал:

  • ключевые слова (гармония );
  • таблички  «мы», « человечество», «часть природы»;
  • задания №1,2,3;
  • иллюстрации с изображением животных.

Ход урока

1 этап. Организационный момент

Вот книжка на столе –
А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня
Сегодня в классе у ребят урок
Уж больно - важный - «Мы и окружающий мир»

2 этап. «Актуализация опорных знаний»

Отгадайте загадку:

Двое ходят, двое смотрят, двое болтаются, один водит и приказывает. (человек)

Самое сложное удивительное из всего, что есть на Земле – это человек. Ещё в древние времена люди стали размышлять о том, кто это такой – человек. Вспомнить, что вы знаете о  наших предках , вам помогут задания, которые лежат перед вами.

Задания выполняют в парах. Самостоятельная работа

  1. В каком поясе жили первые древние люди?
    Осен…, огон…, бол…
  2. Ъ – холодном;
    Ь – жарком.

  3. Что помогало первым людям охотиться?
    Мотыл..ки, пис..мо, ден..ги.
  4. Ь – орудия труда;
    Ъ – оружие.

  5. Древние люди жили и кочевали…
    Зуб.., ду.., стол...
  6. П – семьями;
    Б – общинами- родами.

Приложение 1 (flash-анимация)
Почему произошли такие изменения? (Другой образ жизни, питание, место обитания)
Что является для человечества домом? (планета Земля)

Приложение 2 (flash-анимация)
Какая же главная особенность Земли?

3этап. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы  должны выяснить, как должен жить человек, чтобы наша планета была всегда живой и красивой, а люди здоровыми и счастливыми.


(таблица вывешивается на доску)

- Планета Земля – единственная планета, на которой живёт Человек.

- Посмотрите на это большое число 6 млрд. Таково население нашей планеты Земля.

- Что помогает человеку жить, существовать на Земле?  (природа )

- Человек – часть природы, её живого мира. Как и другие живые ответы детей существа, он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. А поэтому людям, как и животным, необходимы что ? (воздух, вода, пища, тепло)

Работа с учебником (с. 26)

- Посмотрите на  рисунок и скажите, как вы понимаете этот  «хоровод»?
- С кем должен жить человек?  (c природой, с другими людьми)

Вывод: Человек очень зависит от окружающей его природы и должен жить в гармонии (согласии) с ней.

Физкультминутка

Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны , вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

- Как должны жить люди, чтобы не уничтожить друг друга? Ответы детей

- Поясните пословицы (cтр.26).

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один в поле не воин.
Согласному стаду волк не страшен.

- Да, мы должны понять, что только согласие, мир и дружба могут сохранить нас на этой земле.
Учащиеся читают стихи о дружбе.

Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт.
Всех друзей , всех подруг
В детский хоровод.

Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран.

Дружат солнце и весна,
Дружат звёзды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли.


***

Друзья у нас повсюду есть,
И не считайте – их не счесть,
И в жаркой Африке они,
И там, где холод лют,-
Приди и руку протяни
Они её пожмут.


***

Дети разных стран Земли
И народов разных,
Между нами пролегли
Горы и моря.
Но у всех у нас одно
Солнце в небе ясном,
Людям свет несёт оно,
Пламенем горя.

- Человек живёт в обществе. Как вы понимаете? (Ответы детей: - Живёт среди других людей. - Люди помогают друг другу,  работают совместно для достижения благополучия.)

- Мы уже с вами говорили о том, что человеку трудно жить одному, но и в обществе жить непросто, этому нам надо учиться у природы.

- Посмотрите на с 27., отличается ли осиное гнездо прошлых лет от настоящего времени?

- Знаете ли вы животных, которые живут совместно друг с другом большими колониями, семьями? (Волчьи стаи, львиные прайды, муравьи, пчёлы.)

- А сейчас «ребята - почемучки», которые всегда хотят знать больше других и интересуются жизнью животных, поделятся с вами своими знаниями о животных, которые живут большими  колониями, семьями и покажут иллюстрации, которые они приготовили.

«Это интересно» (рассказы детей)

«О муравьях» (показ иллюстрации)
Миллионы лет назад муравьи строили муравейник, там они поддерживали определённый порядок. Рабочие ухаживали за царицей, выращивали потомство, муравьи-солдаты охраняли муравейник. Так было, и так живут муравьи сейчас.

«О волках» (показ иллюстрации)
Волчья стая может состоять и из двух, и из 36 волков, но чаще всего число волков в стае не превышает 6-8 животных. Стая очень похожа на сплочённую семью. Да обычно это и есть семья - родительская пара и несколько выросших волчат из прежних выводков. Дисциплина у волков строгая, каждый член знает своё место. Все споры разрешают с помощью угрожающих поз и рычания. Так было, и так живут волки сейчас.

«О львах» (показ иллюстрации)
Львы отличаются от остальных кошек тем, что живут группами – так называемыми прайдами. В обычный прайд входят два - три самца,  несколько львиц  с  детёнышами и вожак. Львиный предводитель не всегда самый крупный или самый сильный член прайда, но остальные самцы признают его,
а он, в свою очередь, терпит их присутствие. Численность прайда колеблется от четырёх – пяти членов до тридцати – сорока. Так было, и так живут львы сейчас.

- А жизнь человека, всегда была такая, как сейчас?

- Как жили наши предки?

- Как мы сейчас живём?

-Чему должны научиться древние люди, чтобы они смогли жить в современном мире?

- А могли бы мы чему - либо научиться у древних людей? (Их гармонии с окружающей природой.)

Игра «Отличие животных от человека» (работа в группах)

Задание: если действие отличает человека от животного - ставь слово нет, и если не отличает ставь слово да. (самостоятельная работа)

(Слова действия: человек строит шалаш; человек стоит перед чертежом автомобиля; человек ест, человек плывёт; сценка кукольного театра; человек бежит; мать кормит грудью ребёнка; мать играет с ребёнком в «ладушки» люди беседуют; человек рыбачит; человек стоит перед мольбертом; нет, да)

Вывод: Человек отличается от животных. Отличие это огромно. Человек мыслит, обладает речью, трудится. Благодаря этому он создал особый мир – современные города, дороги, фабрики и заводы, автомобили и самолёты , телефоны, телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги , создают скульптуры, картины, музыку. Они изучают природу, раскрывают всё новые и новые её загадки.

Итог:
- Как люди должны жить, чтобы ещё долго быть на Земле?
- У кого они могут учиться? ( У природы )
- Можем ли мы жить в одиночку и без природы?

Домашнее задание: принести предметы быта разных народов: русские шали, рушники, деревянные ложки и прочее.