Здоровьесберегательные аспекты деятельности в общеобразовательном процессе ДДТ № 2

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


«Здоровье – не всё,
но всё без здоровья – ничто».

Введение

Современное состояние общества, экономики, экологии приводит к снижению качества жизни и, как следствие, снижение уровня здоровья населения страны. Наиболее уязвимым оказалось неокрепшее формирующееся здоровье подрастающего поколения.
Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей всегда были актуальны в образовании. Как отмечает  М.М. Безруких, российское общество пытается решать задачи здоровьесбережения системно и целенаправленно с 1904 года, когда появился государственный Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника».  Одним из рассматриваемых аспектов стала взаимосвязь качества образования и здоровья. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Ещё в начале 90х годов прошлого века в России принят ряд правовых и законодательных актов, обеспечивающих на юридическом уровне охрану здоровья детей и их социальную защиту: «Конвенция о правах ребёнка» (1990), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защите и развитии детей» (1992). В декабре 1995 г. состоялось специальное заседание Совета безопасности Российской Федерации с повесткой дня «Здоровье детей и подростков как фактор безопасности».

В 2000г. Правительством России принята «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации до 2005г.». В ней, в частности, говорится о реализации первоочередных мер,  направленных на изменение образа жизни людей: «В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодёжи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих».
В настоящее время действует  проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года», в котором среди первоочередных задач современного воспитания делается акцент на «содействие здоровому образу жизни подростков; создание условий для активизации субъективной позиции ребёнка, формирование культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом, готовности поддержать здоровье в оптимальном состоянии, умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья».

Основная часть

Специалисты всех ведомств на самых разных уровнях заявляют о необходимости проведения социально – профилактической работы. На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно – ориентированная профилактика детей и подростков.
Формируется необходимое общественно-педагогическое мнение о том, что здоровье школьников – это показатель качества образовательного процесса.
Возрастает интерес к проблемам здоровья детей, предпринимаются активные попытки вводить в учебные планы кружки с валеокомпонентом. Содействие здоровью педагогическими средствами имеет более «широкий фронт, нежели педагогическое сопровождение лечения». Во – первых, педагогическое воздействие  отвечает принципам непрерывности и системности, комплексности и адекватности; во – вторых, педагоги владеют технологиями формирования знаний, умений, навыков и могут осваивать новые подходы, необходимые для здоровьесберегающей деятельности на уровне современных требований. Это существенно отличает просветительскую деятельность школьных медицинских работников от той, которую могут осуществлять педагоги в режиме постоянного сопровождения через учебную и воспитательную  деятельность. И хотя вопросы охраны здоровья детей и подростков для образования не новы, появляется реальный заказ от педагогов на новые подходы и знания, отличные от широко и повсеместно используемых санитарно – гигиенических  и медицинских. Активно поднимаются проблемы сохранения  здоровья самих педагогов.

Как показывают результаты проведенного исследования в Доме детского творчества №2, состояние здоровья педагогов нельзя признать удовлетворительным. К числу наиболее распространенных заболеваний относятся следующие: 86% - частые ОРЗ и ОРВИ; 71% - болезни сердечнососудистой системы; 58% - болезни пищеварительной системы; 34% - острый фарингит, ангина.

По данным того же исследования, педагоги редко обращаются за медицинской помощью и продолжают свою профессиональную деятельность в случаях недомогания или болезни. На вопрос: «Бывали ли случаи, что вам приходилось идти на занятия с общим недомоганием или болезнью?» - ответы распределились следующим образом: 68% - «Да, часто»; 24% - «Да, иногда»; 8% - «Нет, не приходилось». Распределение ответов на вопрос: «Если вы заболеете, то как поступите?» - подтверждает низкий уровень ценностного отношения к здоровью:  74% - «Выпью таблетку и пойду на занятия»; 14% - «Отведу занятия в этот день и пойду на больничный»; 12% - «Сразу же пойду на больничный».
Отношение к собственному здоровью полностью коррелирует с восприятием здоровья детей. Только 32 % педагогов знают диагнозы своих обучающихся; 45% - приблизительно осведомлены о характере  заболевания и 23% - догадываются о болезни по внешним признакам.

Социологический опрос родителей проводился параллельно. По результатам анкетирования выявлено, что 31% матерей и 13,7% отцов имеют болезни, связанные с нервной системой; 55% и 62% соответственно страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы; 41,3% и 24% – пищеварительной системы; 10,3% и 13,7% – дыхательной системы.
Вторичный анализ результатов того же исследования среди различных категорий участников образовательного процесса, показывает, что среди них ценности здоровья являются одними из наиболее важных. В то же время здоровьесберегающее поведение (жизненные стратегии) не является нормой жизни. Очевиден разрыв между общественной потребностью в здоровьесбережении и  реальными жизненными практиками. Решение этой проблемы вне сферы образования невозможно.

В Доме детского творчества №2 была введена должность методиста по валеологии. Были разработаны семинары для классных руководителей школ железнодорожного района. Следует отметить то, что реализацией здоровьесберегающей  деятельности в том числе валеологическим образованием детей занимаются педагоги разных категорий, специалисты служб сопровождения. Поэтому наиболее целесообразной формой обучения является организация проблемных семинаров, в ходе которых реализуется комплексная подготовка педагогов с учётом их консолидированного участия в здоровьесберегающей деятельности детей и подростков в условиях ДДТ№2, школ Железнодорожного района. Опыт проведения таких семинаров показывает эффективность подобного подхода, так как определяются конкретные функциональные позиции участников единой здоровьесберегающей деятельности, области интегрирования и совместного участия в этих процессах, ответственность и педагогическая перспектива. В ходе этих семинаров  проводятся практико – ориентированные исследования, которые помогают педагогам осваивать экспертные процедуры в оценке факторов риска в разных образовательных ситуациях. С педагогами ДДТ№2, школ Железнодорожного района проводились как групповые, так и индивидуальные консультации. Консультации, организуемые по запросу самих педагогов, отличает целенаправленный поиск методической помощи, определяются совершенно новые направления совместной работы. На первом этапе методического запроса происходит знакомство с предъявляемым опытом и изучение потребностей в методическом сопровождении деятельности педагогов. В ходе знакомства с инициативами педагогов осваивающими здоровьесберегающую деятельность, особенно в области валеологического образования, зачастуя определяется недостаточность теоретических знаний, неопределённость в характере мероприятий прикладного творчества. Подробное формирование заказа на дальнейшую совместную работу способствует определению уровня и объёма методической помощи.

Круг вопросов, выносимых на консультации, разнообразен и позволяет выделить основные линии методического запроса:

  • разработка содержания валеокомпонета в предметном обучении;
  • организация и разработка мониторинговых исследований (проблематика здоровья);
  • разработка профилактических модулей в содержании воспитательной работы;
  • вопросы взаимодействия разных специалистов в вопросах здоровья.

Перед педагогами стоят проблемы, которые необходимо решить: исходная востребованность знаний о здоровье у детей не велика, и педагогу, начавшему проводить уроки здоровья, требуется много усилий, чтобы в первую очередь заинтересовать детей, замотивировать их на получение знаний о здоровье.
В обстановке массовой школы подчас заглушаются такие качества ребёнка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть то, что относится к индивидуальности человека. Поэтому становятся актуальным создание и реализация программ по здоровьесбережению в системе дополнительного образования, в специфике которого заложена парадигма развивающего личностно–ориентированного обучения, направленного на развитие каждого ребёнка, на гуманизацию отношений между педагогами, детьми и родителями, построенных на общечеловеческих ценностях, способность рассматривать ребёнка не средством, а целью образования, т.е. сделать его субъектом обучения, воспитания и развития.

Сложность формирования навыков здорового образа жизни во многом обусловлена тем, что на определённых этапах онтогенеза у детей отсутствует базовая потребность в здоровье, а самооценка уровня здоровья явно завышена. С сожалением следует отметить, что в иерархии потребностей у детей, здоровье находится не на первом месте, хотя  оно должно стать первейшей потребностью, именно поэтому важно начиная с самого раннего возраста, воспитывать активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой. Здоровье определяет степень жизнеспособности, устойчивость организма к соответствующей среде обитания, возможность реализовать свои биологические и социальные функции. По данным социологических исследований, лишь немногие преподаватели представляют себе истинное положение вещей. Многие учителя испытывают трудности в планировании и организации профилактической работы.
В основном валеологическое просвещение детей и подростков в Доме детского творчества №2 реализуется интегрированием содержания валеологии с другими областями знаний, в форме спецкурса «Секреты страны здоровья».

Включение подобного курса занятий  не просто важно, но и необходимо – для их социальной адаптации, формирования культуры здоровья детей (Схема курса). Использование в современной образовательной ситуации технологий превентивного обучения открывает широкие возможности в использовании профилактических образовательных программ,  главным их отличием от ранее используемых средств санитарной пропаганды, используемых школьными медицинскими работниками и педагогами, является не борьба с вредными привычками, а постепенное овладение детьми полезными жизненно-важными навыками. Средствами формирования правильных привычек является не овладение новыми знаниями, чем зачастую перегружены спецкурсы и факультативы по валеологии, а формирование конкретных установок, умений, навыков, связанных с жизнедеятельностью человека. Подходы, методика, средства воспитания правильных привычек существенно отличаются от традиционных технологий обучения, что в условиях дефицита соответствующих педагогических  кадров имеющих базовое высшее медицинское образование, делает актуальным создание и реализацию программы «Секреты страны здоровья».
В учреждении дополнительного образования, где преобладают  личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы к каждому ребёнку, программа  «Секреты страны здоровья» органично вписывается в систему воспитания кружковцев. Образовательный процесс в Доме детского творчества №2 имеет развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных  задатков, реализацию интересов детей и развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

Доказано, что творчество является одним из важнейших факторов сохранения здоровья человека в течение всей жизни, поэтому для детей занимающихся в Доме детского творчества №2, открывается перспектива успешного внедрения в процесс обучения интересных и в то же время полезных размышлений об образе жизни и здоровье, перерастающих в дальнейшем в осознанные действия, поступки, инициативы, творчество и способствующих выбору здорового стиля жизни. Всё это с успехом можно использовать для решения задач формирования мотивации к выбору здорового образа жизни в детских объединениях различной направленности. К тому же данная тематика может быть включена и в содержание учебно-воспитательной работы кружков различных направлений.
Работая по данной программе, делается акцент не на специальных анатомических и физиологических знаниях, преподаваемых в специальных «медицинских классах», а на способы и методы сохранения и укрепления здоровья, с более профилактической и познавательной направленностью.
Это не обсуждение вредности и отдаленных печальных последствий курения, алкоголизма и наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им.

Одним из главных требований организации работы по данной программе выступает максимальное исключение  возможности обратного эффекта – «повышение интереса», т.е. сообщаемая информация не должна вызывать «поисковой активности» ребёнка, желания на собственном опыте проверить достоверность приводимых фактов. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей подростков, а образовательный процесс направлен на  «зону ближайшего развития» ребёнка. Обучение организуется на разных уровнях с учётом возрастных  особенностей обучающихся, а также с учётом специфики учебного материала на основе активности, самостоятельности, общения детей.
Программа  дает детям представление о ценности здоровья, формирует навыки здорового образа жизни, умение оценивать своё состояние, поступки, поведение, анализировать поступки, поведение других людей. Она  адресована, всем желающим удовлетворить свои творческие, индивидуальные, образовательные потребности в области сохранения здоровья, не требует предварительной подготовки детей, и не предъявляет специальных требований к приступающим  занятиям, позволяет всем ребятам осознать, что иметь хорошее здоровье для любого человека: полезно, выгодно, интересно, престижно.

Внедрение здоровьесберегающей  деятельности в образовательную практику привело к необходимости систематизации эмпирических знаний и поиска оптимального междисциплинарного подхода в этой области.
Преодоление здоровьезатратного характера образовательного процесса требует от педагогов системного включения в занятия специальных приёмов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. К подобным приёмам относятся все способы увеличения двигательной активности детей: физкультминутки, режим динамических рабочих поз, использование приёмов пассивной и активной релаксации, различных способов переключения и отреагирования; массаж активных точек (так называемые «оживлялки»); дыхательные упражнения; сенсорные тренажи; психогимнастика; психологический настрой на занятие и т.п.
Здоровьесберегающим потенциалом в ДДТ№2 обладают технологии эвристического обучения, стимулирующие развитие творческих способностей детей. В их арсенале – методы, инициирующие развитие образного мышления, воображения и фантазии, интуиции. Ситуации творчества позволяют детям легче переносить нагрузки, снимают мышечное напряжение.
Использование в технологиях обучения и воспитания игровых методов и приёмов, оптимальное сочетание их с другими методами повышают мотивацию детей, способствуют менее затратному (без напряжения) достижению образовательных задач. Игра один из ведущих видов деятельности человека, занявший достойное место в образовательном процессе в ДДТ №2. Ей присущи психотерапевтические функции, позволяющие изменить отношение человека к себе.

Здоровьесберегающим потенциалом обладают методы и формы, предполагающие дифференциацию обучения, хотя не всякая дифференциация позитивно влияет на сохранение и укрепление здоровья детей. Внутригрупповая дифференциация обучения, осуществляемая по степени оказания методической помощи каждому ребёнку, наиболее эффективна. Она позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, подбор ребёнку адекватных его индивидуальным способностям и возможностям методов и средств обучения. Использование дифференциации на основе интересов детей и уровня их обученности, предоставления им свободы выбора выполнения образовательных задач повышает самостоятельность детей, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а следовательно, укрепляет здоровье.

Особое внимание в укреплении здоровья играют формы организации познавательной деятельности. Творческое сочетание парных и групповых, индивидуальных и коллективных форм работы снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает образовательный процесс.
Любая образовательная технология предполагает контрольно-оценочную деятельность. Насколько несовершенна пятибалльная система оценивания, как чувствительна для психического состояния ребёнка «двойка», – общеизвестно. В ДДТ №2 существует мониторинговая система, каждому ребёнку даётся время на достижение качественного результата, что снижает стрессовость образовательного процесса.
Следует отметить, что в эти годы интерес педагогов Дома детского творчества №2 к здоровьесберегающей деятельности все более возрастает. Интенсифицируются процессы обмена опытом, формируется единое информационно-методическое пространство, определяются качественные характеристики и параметры оценки эффективности развиваемой здоровьесберегающей деятельности. В Доме детского творчества №2 педагоги практически решают задачу сохранения здоровья. Именно здесь сконцентрирован потенциал воздействия, если это воздействие грамотное: 9-11 лет учебно-воспитательной и развивающей деятельности, возможность создания дружественной для  детства среды, реальная практика содействия формирующемуся здоровью в разных его аспектах – есть прорыв в решении проблемы.

Литература

  1. Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология.М.- :ИКЦ «МарТ»;Ростов н/д:2005.
  2. Н.К. Смирнов Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.– М.: АРКТИ, 2005.
  3. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - /М., 2002.
  4. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы.– Волгоград: Учитель, 2007.–93с.