Конспект урока литературного чтения в 4-м классе. Тема: В. Берестов "Прогулки с Чуковским"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с приёмами сравнения и контрастов как выразительными средствами в поэзии;
отработка навыка беглого, выразительного чтения; развитие речи, внимания учащихся; воспитание любви и интереса к поэзии, как к искусству, которое сплачивает людей, побуждает их сочувствовать и помогать друг другу.

Оборудование: подборка книг Валентина Берестова; портреты В. Берестова, К. Чуковского; карточки к фонетической разминке; плакат с кроссвордом.

Ход урока

  1. Постановка целей урока.
    • По какой теме мы работаем на уроках литературного чтения? /Авторская поэзия: мастерская стиха./
    • Какие цели ставим мы на урок, работая по данной теме?
    • Эти цели мы оставляем и на сегодняшний урок, так, как продолжаем, знакомиться с поэзией и с поэтами.

  2. Дыхательная гимнастика.
    а) Краткий глубокий вдох – замедленный выдох (3 р.).
    б) Медленный глубокий вдох – выдох толчками (3 р.).
    в) Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.(2 р.)
    г) Глубокий вдох – на выдохе скороговорка: “Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь”. (2 р.)

  3. Работа над развитием внимания.
    1. Кроссворд “Поэзия”.

      п

      б

      с

      т

      р

      о

      к

      а

      р

      т

      а

      ю

      г

      а

      р

      м

      о

      н

      и

      я

      у

      б

      п

      к

      с

      т

      р

      о

      ф

      а

      з

      к

      о

      к

      л

      а

      с

      ц

      м

      у

      а

      ы

      э

      с

      р

      и

      т

      м

      а

      н

      з

      и

      т

      к

      п

      о

      э

      з

      и

      я

      п

      а

      р

      н

      а

      я

      ч

      у

      т

      ю

      т

      б

      о

      а

      з

      а

      ш

      п

      о

      и


      1. Словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное. /Поэзия/
      2. Созвучие концов стихотворных строк. /Рифма/
      3. Один из видов рифмы. /Парная/
      4. Автор стихотворных, поэтических произведений. /Поэт/
      5. Часть стихотворного произведения, объединяющая ритмически и по содержанию несколько стихов. /Строфа/
      6. Краткий перерыв в звучании, речи, работе и т. д. /Пауза/
      7. Ряд слов, букв или иных знаков, написанных в одну линию. /Строка/
      8. Равномерное чередование каких – нибудь элементов. /Ритм/
      9. Согласованность, стройность в сочетании чего – либо. /Гармония/

      - Чему был посвящён наш кроссворд? Как его можно назвать?

    2. Игра “Прочитай быстро”
      На карточках у каждого ребёнка отрывки из стихотворений В. Берестова. За 2-3 сек нужно успеть прочитать и запомнить строки. Затем повторить их.

      а) Нет безнадёжнее разлук
      Чем детская разлука.

      б) Двор ходуном:
      Встаёт за братом брат.

      в) О, радость жизни, детская игра!
      Век не уйти с соседского двора.

  4. Работа над новым материалом.
    1. Вступительная беседа.
      - Что объединяет все эти строки? /Это строки из стихотворений Валентина Берестова./
      - Из каких стихотворений они взяты? /Разлука. Братья. Лапта./
      - Мы с вами знакомились с произведениями Валентина Берестова / портрет/ и с его биографией.
      - Вспомните наиболее интересные факты из его биографии.

      Ученики.
      Берестов Валентин Дмитриевич родился в 1928 в городе Мещовске, Калужской области в семье учителя истории – человека доброго и талантливого. Свою любовь к детской литературе будущий поэт и писатель принёс из раннего детства. Читать он начал в 4 года и всегда с удовольствием читал детские журналы “Чиж”, “Дружные ребята”.
      Берестов окончил исторический факультет МГУ, много путешествовал, принимал участие в археологических раскопках. Сначала он писал произведения для взрослых. А когда у него появилась маленькая дочь, начал писать для детей.
      - Послушайте отрывки из его стихотворений. (Читают дети)

      1 ученик.
      - О чём поют воробушки
      В последний день зимы?
      - Мы выжили!
      - Мы дожили!
      - Мы живы! Живы мы!

      2 ученик.
      Не идётся и не едется.
      Потому что гололедица.
      Но зато
      Отлично падается!
      Почему ж никто не радуется?
      - Может быть, из вас кто-то вспомнит стихи В. Берестова, которые мы учили?

      - Во время Великой Отечественной войны Валентин Берестов был подростком, но не просто подростком, а юным поэтом. Об этом времени написано стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю.

    2. Чтение учителем стихотворения “Прогулки с Чуковским”.
      - Какое это стихотворение по настроению? С чем оно связано?

    3. Повторное чтение и анализ стихотворения.
      - Перечитайте стихотворение ещё раз. Как вы думаете, Валентин Берестов и его лирический герой в этом стихотворении совпадают? /Нет. Это взгляд со стороны, воспоминание о прошлом./
      - А Чуковский – тот самый Корней Чуковский? /портрет/
      - Отвечает ли то описание, которое есть в стихотворении В. Берестова, реальному облику детского поэта?
      - Обратите внимание на картинку к стихотворению. Похож ли контур на Чуковского?
      - Это реальное переживание отношений двух поэтов или вымышленная история?
      / Во время эвакуации в Ташкенте подросток встретился К. И. Чуковским, которому решился показать тетрадку со стихами – и с тех пор Чуковский стал наставником и старшим другом, т. е. произведение носит автобиографический характер/
      - Что помогло им подружиться?
      - Почему сначала рассказ ведётся от первого лица, а в самом конце поэт говорит о своём герое в третьем лице: “Этот хилый мальчишка”?
      /В середине стихотворения становится понятным, что это воспоминание, а в конце – временная дистанция, вывод может принадлежать только очень зрелому поэту, который с чувством благодарности вспоминает своего учителя – учителя не только в поэтическом ремесле, но и в жизни./
      - Как лирический герой и сам поэт Берестов относятся к поэту Чуковскому?
      /как к драгоценности/
      - Почему?/связаны общими переживаниями, хорошо понимают друг друга, старый поэт бережно относится к своему юному коллеге, переживает за него: голод, опасность. Будучи известным, Чуковский может помочь семье эвакуироваться из Москвы.
      Искусство – это такая великая сила, которая сплачивает людей, побуждает их сочувствовать и помогать друг другу, совместно восхищаться великими произведениями и находить в этом красоту, силу и мужество жить./

  5. Отработка выразительности чтения.
    - Какой должен быть темп чтения, интонация?
    - Какие чувства вы должны передать, читая это стихотворение?
    Подготовка чтения и чтение вслух.

  6. Работа в группах.
    Подбор рифм к словам. Выбрать наиболее понравившиеся рифмы и сочинить четверостишье.
    Снежинка- мороз - ёлка - луга - белый - снежные - пришла - танцевать-

  7. Итог урока.
    - С произведениями какого автора вы сегодня знакомились?
    - Помогло ли стихотворение лучше узнать и понять поэта?