Цель:
- познакомить учащихся со строением гриба и их разнообразием.
Оборудование:
- строение гриба на ватмане,
- иллюстрация леса с корзинкой для грибов,
- рисунки и муляжи грибов,
- текст “Где искать грибы?”,
- сказочный герой Старичок – Лесовичок”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня к нам на урок пришел Старичок-Лесовичок с загадкой.
Стоит Антошка
На одной ножке,
Сам маленький,
А шляпа большая. (Гриб.)
– Старичок-Лесовичок предлагает совершить путешествие в мир Грибного царства. Из этого путешествия вы узнаете, какие грибы встречаются в природе, узнаете строение грибов. Научитесь мероприятиям по охране грибного царства.
III. Объяснение новой темы
- Рассказ учителя о шляпочных грибах.
Учитель. Все грибы делятся на шляпочные и не шляпочные. К шляпочным грибам относятся маслята, боровики, подосиновики. К не шляпочным – относятся гриб трутовик, плесень. Запишем это в конспект. У всех грибов шляпочных и не шляпочных имеются плодовые тела и грибницы. Плодовое тело находится на поверхности почвы, а грибница – в почве.
Шляпочные грибы имеют шляпку и пенек. Если перевернуть шляпку и посмотреть на нее, то у одних грибов можно увидеть трубочки, у других пластинки. Те грибы, у которых трубочки, называются трубчатыми грибами, а те грибы, у которых пластинки, называются пластинчатыми грибами.
Если снять шляпку и положить на поверхность темного стола, то можно увидеть через сутки белые маленькие палочки – это споры. С помощью спор гриб размножается. Споры очень легки, созревая, они высыпаются и разносятся ветром по лесу. Еще могут размножаться грибы и животными. Зайцы, белки съели гриб вместе со спорами. Споры не перевариваются в кишечнике животного и выходят наружу вместе с пометом.
Для прорастания споры необходимы: тепло, почва, влага. И спора начинает прорастать образуя грибницу. Затем на грибницы появляются маленькие плодовые тела. Вот из них вырастет большой гриб.
- Рисование гриба в конспекте с названиями частей тела.
Рис. 1. Схема гриба
- Ответы на вопросы:
- Как называется та часть у гриба, которая находится на поверхности почвы? (Грибное тело.) Подпишите на рисунке.
- Как называется та часть у гриба, которая находится в почве? (Грибница.) Подпишите на рисунке.
- А плодовое тело у шляпочного гриба что имеет? (Шляпку и пенек.) Подпишите.
- Как называется гриб, который имеет трубочки на шляпке? (Шляпочный.)
- Как называется гриб, который имеет пластинки на шляпке? (Пластинчатый.). Подпишите на рисунке.
- Чтение текста “Где искать грибы?” [1]
Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.
Подосиновик любит сырые осинки. Другие грибы попрятались, не видать. А этот пожалуй, торчит из травы как яркая пуговка.
Лисичек особенно много в сырое лето. Высыпают они ярко – оранжевыми дорожками среди зеленого мха.
Подберезовик ищи под березами.
Сырожки, как цветы, рассыпаны по всему лесу в изобилии. И шляпки у них бывают всех цветов радуги.
Груздь – мечта грибника. Он ловко маскируется под бугорки, кочки, опавшую листву. Особенно много груздей там, где березняк сходится с ельником.
Хвойные молодые посадки – любимое место маслят.
В сосновых и еловых лесах, растут колониями рыжики.
Опята – необычные грибы. Все грибы растут на земле, а эти – на пнях и деревьях.
А самый вкусный и душистый гриб – боровик (белый гриб). Растет он в березовых, сосновых, и дубовых лесах. Ножка у него толстая, шляпка мясистая, темно – бурая.
Но опасайся несъедобных, ядовитых грибов: бледную поганку, ложных опят, ложных лисичек, ложных груздей!
Учись у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных. Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей.
Ответы на вопросы.
- Где растут подосиновики?
- Где растут лисички?
- Где растут подберезовики?
- Где растут сыроежки?
- Где растут грузди?
- Где растут опята?
- Какой самый вкусный гриб? Где он растет?
Каких грибов надо опасаться?
– Грибы берут из воздуха азот и отдают корням деревьев. А деревья делятся с грибами питательными веществами (сахар). Такое сообщество в природе называют симбиоз. Запишите в тетрадь.
IV. Физкультминутка
Учитель.
Скучно, скучно так сидеть
Друг на друга все глядеть
Не пора ли отдохнуть? (Пора)
Встанем дети.
Скажем тихо.
Раз, два, три, четыре, пять,
Чуть присели и соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть. Урок начать.
V. Игра “Съедобный, несъедобный”
Учитель.
Вот так чудо из чудес
Мы попали сразу в лес.
Сейчас я проверю хорошие ли вы грибники. Я загадываю загадки о грибах, вы отгадываете, снимаете гриб и кладете в корзинку.
(На доске висят две картины. На одной картине изображение леса с грибами, на другой – корзина.)
Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три – и вышел вон.
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.
(Боровик.)Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.Я в крепкой шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту,
Зовусь я...
(Подосиновик.)Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.Не спорю – не белый,
Я братцы, по проще
Расту я обычно в березовой роще.
(Подберезовик.)Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
На белой он ножке,
На шляпке горошки.
(Мухомор.)Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке,Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк.
Бросить – жалко
Съесть – сыро.
(Груздь.)Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке
Его не украсит.
А называют бледной...
(Поганкой.)
– Те грибы, которые лежат в корзине называются (Съедобными). А те, что оставили в лесу называют (несъедобными)
VI. Сообщения о грибах-паразитах
– Грибы – паразиты наносят большой вред лесному хозяйству, садам, разрушая древесину деревьев.
В коре дерева появилась рана при поломке веток споры грибов – паразитов попадают в раны и прорастают в грибницу. Грибница распространяется по древесине, разрушает ее, делает трухлявой. Спустя несколько лет после заражения дерева грибницей гриба – паразита на коре появляется плодовые тела, с нижней стороны которых, в мелких трубочках создаются споры.
К ним относится гриб – трутовик. Самый большой гриб обнаружен в США, его вес 136 кг.
В Англии продолжает расти трутовик размером более 4 м в окружности.
– Еще к грибам – паразитам относится гриб – спорынья.
Он поражает злаковые культуры, превращая здоровые зерна в черные, ядовитые рожки. Зерна пшеницы вызывают отравления организма человека и животных. Средневековые рукописи рассказывают нам о вспышках страшной болезни уносившей порой не меньше людей, чем чума и холера. У заболевших людей начиналась гангрена, конвульсии. Сейчас отравления хлебом встречаются редко благодаря хорошей очистке зерна.
VII. Сообщения о плесневых грибах и дрожжах
– Плесневые грибы очень малы, их можно рассмотреть только под микроскоп. Таков гриб – мукор. Образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, на конском навозе в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится черным.
Размножается мукор спорами. Споры разносятся ветром. При благоприятных условиях они прорастают в грибницу.
Есть еще один плесневый гриб, это гриб – пеницилл. Его открыл доктор Алексей Герасимович Полотебнов в 70 годы прошлого столетия.
Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении легких, ангине и других заболеваниях.
– К плесневым грибам относят дрожжи. Дрожжи – это микроскопические грибы, с давних пор применяемые человекам. Живут они в жидкости богатой сахаром. Дрожжи добавляют в тесто, они делают его легким и пористым. Еще есть дрожжи, которые добавляют в молочные продукты, например сыр.
VIII. Рубрика “Лесная аптека” [2]
– Из этих сообщений вы узнаете какую пользу приносят грибы человеку.
1-й ученик. Березовый гриб (чага) растет на стволах берез и достигает крупных размеров. Это твердые наросты черного цвета. Внутренняя часть коричневая. Гриб проникает внутрь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. В народной медицине применяют настои из плодов тел как внутреннее средство при тяжелых желудочно – кишечных заболеваниях.
2-й ученик. Мухомор красный растет по всей территории России. Ножка белая, шляпка ярко-красная, иногда оранжевая. Белыми пятнами. Чаще всего мухомор используют для истребления мух и клопов. Но настойку гриба применяют при радикулите. Из-за сильной ядовитости при обращении с мухомором следует соблюдать осторожность.
3-й ученик. Чайный гриб. Считают, что чайный гриб был завезен в Россию из Японии, Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. Гриб имеет вид толстой слизистой пленки грязно – белого цвета, напоминает медузу. Чайный гриб применяют при заболеваниях печени, желчного пузыря, при склерозе у пожилых людей, при простудных заболеваниях и ангине.
IX. Экологическая служба
– А сейчас перед вами выступит будущий эколог. Он нам расскажет, какие нужно проводить мероприятия по охране грибного царства.
Количество грибов с каждым годом уменьшается. Чтобы это предотвратить, надо грибникам не разрушать грибницы, не нарушать мох, который образуется в течении многих лет. Грибы надо срезать ножом или выкручивать. Ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомые грибы, ядовитые. Если вы сорвали гнилой гриб, его нужно раскрашивать и выкинуть, споры вылетят и прорастут и появятся новые грибы. Ядовитые грибы не сбивай – ими лечатся животные.
X. Итог урока
– Путешествие по царству грибов подошло к концу. Старичок – Лесовичок напоминает вам, чтобы вы помнили правила будущего эколога и выполняли их.
- С какой темой познакомились на уроке?
- Что нового узнали
Литература
- “Педсовет” № 3/1996. “Где искать грибы?”, с. 9.
- Газета “Начальная школа”, № 33/1999.