Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени. Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Формировать у учащихся умение писать безударные личные окончания глаголов.
  • Развивать воображение, навык орфографической зоркости, умение обосновывать написание окончаний глаголов, правильно строить и употреблять в речи предложения.
  • Продолжить формирование культуры общения, воспитывать любовь к природе и потребность в бережном отношении к окружающей среде.

Тип урока:

  • Урок закрепления знаний.

Оборудование:

  • Аудиозаписи, индивидуальные карточки сзаданиями, наглядность (изображения птиц), репродукция с картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.

Ход урока

I. Организационный момент урока. Приветствие

Учитель.

Отправляемся мы снова
В мир родного языка.
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.

II. Актуализация знаний и умений учащихся

Задача: повторить правило проверки безударных личных окончаний глаголов.

– За окном весна, тает снег, весело поют птицы, погода замечательная и, я надеюсь, в такой день, вы будете как всегда работать активно, отвечать четко и правильно, порадуйте своими знаниями меня и наших гостей.

– С чего начнем, друзья урок?
Нас приглашает окончание;
И у него для нас задание,
А, что такое – окончание?
(Составление кластера.)

1. Работа над стихотворением А.С. Пушкина

– За окном весна, тает снег, весело поют птицы, погода замечательная и, я надеюсь, в такой день, вы будете как всегда работать активно, отвечать четко и правильно, порадуете своими знаниями меня и наших гостей. Об этом прекрасном времени года очень много написано стихотворений, с отрывком одного из них, написанным А.С.Пушкиным мы и поработаем.

Задание 1

Учитель. Прочитайте.

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встреча...т утро года,
Синея блещ...т небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зелене...т,
Пчела за данью полевой
Лет...т из кельи восковой.
Долины сохн...т и пестре...т
Стада шум...т и соловей
По...т в безмолвии ночей.

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Все ли слова вам понятны? Если мы не знаем значения слов, то как мы добываем знания?

(Спросим у кого-нибудь. Обратимся к толковому словарю.)

а) словарная работа

  • Келья – отдельная комната монаха.
  • Дань – подать с населения победителя с побежденных.

б) Фронтальный опрос.

  1. В каких глаголах вам было легко вставить гласные в окончаниях?
  2. В каких глаголах возникли сомнения?
  3. На какие группы разделены глаголы по окончаниям?
  4. Сегодня мы продолжим работать над безударными личными окончаниями глаголов.

2. Закрепление знаний учащихся.

Задача: в устной и письменной форме закрепить знания и умения в написании безударных личных окончаний глаголов; развивать воображение, познавательный интерес, воспитывать любовь к природе.

а) Работа с предложением

– Апрельские лучи землю будят. В народе про апрель говорят – снегогон; а еще:– апрель зажги снега, заиграй овражки. Как вы понимаете смысл этой поговорки? Запишите предложение.

На доске:

Последний снег сходит с полей, шумными ручьями стекает в реки.

Разберите по членам предложения, частям речи, определите время глагола.

б) Морфологический разбор (по вариантам)

  • Сходит –
  • Стекает –

Фронтальная проверка

в) Физкультминутка

– Поиграем! Встаньте, пройдите к карточкам, возьмите только одну, внимательно прочитайте и разместите в один из столбиков.

Чувства
радоваться
кукситься
смеяться
плачет
грустит
Движения
бегает
играет
прыгать
ползет
пляшет
Явления
расцветает
припекает
зеленеет
сияет
заморосил

Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями (по рядам), поставьте их в неопределенную форму и определите спряжение.

Фронтальный опрос

Что необходимо знать для проверки безударных личных окончаний глаголов? (составление кластеров)

– Итак, давайте еще раз поговорим, как проверить безударные личные окончания глаголов?

г) Работа с текстом

Задание 2

– Зачитайте глаголы, обоснуйте ответ.

д) Работа по развитию речи. А.К. Саврасов “Грачи прилетели”

– Перед вами репродукция с картины А.К. Саврасова. Рассмотрите ее внимательно.

– Кто знает, как называется эта картина? Кто занимает центральное место в картине?

– Какое время года изображено? По каким признакам определили?

– Чем заняты грачи? Где строит свое гнездо грач?

– Давайте послушаем о чем говорят грачи (грамзапись голосов птиц)

  • Ззапись предложения
  • Проверка

3. Контроль знаний. Графический диктант

Задача: проверить навык правильного письма безударных личных окончаний глаголов.

– Попробуем графически определить правильное написание безударных личных окончаний глаголов. Задание № 3.

– За каждый правильный ответ 1балл. (самопроверка и самооценка)

Синеет, клеит, повторяет, веет, лечит.

III. Итог урока

Учитель. Что нового узнали на уроке? Итогом нашего урока станет составление синквейна. Опорные слова станут нашими помощниками.

  1. Упражнение “ Синквейн”.

окончание
ударное безударное
изменяется, проверяется, определяется
нужно знать правило
спряжение

  1. Домашнее задание (вариативно).

Учитель. Напишите сочинение– миниатюру на тему “Весна” и сделайте к нему рисунок.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в этих словах, поставьте ударение и выделите окончание.

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встреча_ет утро года
Синея блещ_т небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленее_т,
Пчела за данью полевой
Лет_т из кельи восковой.
Долины сохн_т и пестре_т
Стада шум_т и соловей
По_т в безмолвии ночей.
(А.С. Пушкин)

Задание 2. Поставьте глаголы в форму настоящего времени;

  • определите спряжение;
  • выделите окончание.

Весеннее солнце теплыми лучами (пригревать) __________________землю.

Природа (оживать) _______________ от зимнего сна. Одним из первых (прилетать)

_________________ весной грач. __________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Задание 3. Постройте график:

Е______________________________________________________________________
И______________________________________________________________________