Цель:
- Формировать у учащихся умение писать безударные личные окончания глаголов.
- Развивать воображение, навык орфографической зоркости, умение обосновывать написание окончаний глаголов, правильно строить и употреблять в речи предложения.
- Продолжить формирование культуры общения, воспитывать любовь к природе и потребность в бережном отношении к окружающей среде.
Тип урока:
- Урок закрепления знаний.
Оборудование:
- Аудиозаписи, индивидуальные карточки сзаданиями, наглядность (изображения птиц), репродукция с картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.
Ход урока
I. Организационный момент урока. Приветствие
Учитель.
Отправляемся мы снова
В мир родного языка.
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
II. Актуализация знаний и умений учащихся
Задача: повторить правило проверки безударных личных окончаний глаголов.
– За окном весна, тает снег, весело поют птицы, погода замечательная и, я надеюсь, в такой день, вы будете как всегда работать активно, отвечать четко и правильно, порадуйте своими знаниями меня и наших гостей.
– С чего начнем, друзья урок?
Нас приглашает окончание;
И у него для нас задание,
А, что такое – окончание?
(Составление кластера.)
1. Работа над стихотворением А.С. Пушкина
– За окном весна, тает снег, весело поют птицы, погода замечательная и, я надеюсь, в такой день, вы будете как всегда работать активно, отвечать четко и правильно, порадуете своими знаниями меня и наших гостей. Об этом прекрасном времени года очень много написано стихотворений, с отрывком одного из них, написанным А.С.Пушкиным мы и поработаем.
Задание 1
Учитель. Прочитайте.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встреча...т утро года,
Синея блещ...т небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зелене...т,
Пчела за данью полевой
Лет...т из кельи восковой.
Долины сохн...т и пестре...т
Стада шум...т и соловей
По...т в безмолвии ночей.
– Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Все ли слова вам понятны? Если мы не знаем значения слов, то как мы добываем знания?
(Спросим у кого-нибудь. Обратимся к толковому словарю.)
а) словарная работа
– отдельная комната монаха.
б) Фронтальный опрос.
- В каких глаголах вам было легко вставить гласные в окончаниях?
- В каких глаголах возникли сомнения?
- На какие группы разделены глаголы по окончаниям?
- Сегодня мы продолжим работать над безударными личными окончаниями глаголов.
2. Закрепление знаний учащихся.
Задача: в устной и письменной форме закрепить знания и умения в написании безударных личных окончаний глаголов; развивать воображение, познавательный интерес, воспитывать любовь к природе.
а) Работа с предложением
– Апрельские лучи землю будят. В народе про апрель говорят – снегогон; а еще:– апрель зажги снега, заиграй овражки. Как вы понимаете смысл этой поговорки? Запишите предложение.
На доске:
Последний снег сходит с полей, шумными ручьями стекает в реки. |
– Разберите по членам предложения, частям речи, определите время глагола.
б) Морфологический разбор (по вариантам)
Сходит –
Фронтальная проверка
в) Физкультминутка
– Поиграем! Встаньте, пройдите к карточкам, возьмите только одну, внимательно прочитайте и разместите в один из столбиков.
Чувства радоваться кукситься смеяться плачет грустит |
Движения бегает играет прыгать ползет пляшет |
Явления расцветает припекает зеленеет сияет заморосил |
– Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями (по рядам), поставьте их в неопределенную форму и определите спряжение.
Фронтальный опрос
– Что необходимо знать для проверки безударных личных окончаний глаголов? (составление кластеров)
– Итак, давайте еще раз поговорим, как проверить безударные личные окончания глаголов?
г) Работа с текстом
Задание 2
– Зачитайте глаголы, обоснуйте ответ.
д) Работа по развитию речи. А.К. Саврасов “Грачи прилетели”
– Перед вами репродукция с картины А.К. Саврасова. Рассмотрите ее внимательно.
– Кто знает, как называется эта картина? Кто занимает центральное место в картине?
– Какое время года изображено? По каким признакам определили?
– Чем заняты грачи? Где строит свое гнездо грач?
– Давайте послушаем о чем говорят грачи (грамзапись голосов птиц)
- Ззапись предложения
- Проверка
3. Контроль знаний. Графический диктант
Задача: проверить навык правильного письма безударных личных окончаний глаголов.
– Попробуем графически определить правильное написание безударных личных окончаний глаголов. Задание № 3.
– За каждый правильный ответ 1балл. (самопроверка и самооценка)
Синеет, клеит, повторяет, веет, лечит.
III. Итог урока
Учитель. Что нового узнали на уроке? Итогом нашего урока станет составление синквейна. Опорные слова станут нашими помощниками.
- Упражнение “ Синквейн”.
окончание
ударное безударное
изменяется, проверяется, определяется
нужно знать правило
спряжение
- Домашнее задание (вариативно).
Учитель. Напишите сочинение– миниатюру на тему “Весна” и сделайте к нему рисунок.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в этих словах, поставьте ударение и выделите окончание.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встреча_ет утро года
Синея блещ_т небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленее_т,
Пчела за данью полевой
Лет_т из кельи восковой.
Долины сохн_т и пестре_т
Стада шум_т и соловей
По_т в безмолвии ночей.
(А.С. Пушкин)
Задание 2. Поставьте глаголы в форму настоящего времени;
- определите спряжение;
- выделите окончание.
Весеннее солнце теплыми лучами (пригревать) __________________землю.
Природа (оживать) _______________ от зимнего сна. Одним из первых (прилетать)
_________________ весной грач. __________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Задание 3. Постройте график:
Е______________________________________________________________________
И______________________________________________________________________