"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения"

Разделы: Начальная школа


Перед начальной школой стоит задача формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и незаурядно при любых обстоятельствах. Особенность творческой личности - высокоразвитое воображение, умение создавать новые оригинальные образы и их детали. Л. В. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека “существом, обращённым в будущее”.

Для формирования у школьников творческого подхода к решению учебных задач нужна система специальных упражнений творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Задания творческого характера - это задания, предполагающие вариативность решения. И задача учителя - показать учащимся, что существует множество способов решения и нетрадиционных подходов.

Главным фактором, определяющим творческие возможности ребёнка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. А отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческих способностей младших школьников. Для того, чтобы сформировать у учащихся умение творчески решать учебные задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них литературоведческого кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

И этому, несомненно, помогают уроки литературного слушания, которые есть в программе “Начальная школа XXI века”. Особая ценность этого предмета заключается в том, что подобранные произведения очень интересны детям, вызывают эмоциональный отклик, желание высказаться, описать свои впечатления. На уроках литературного слушания учащиеся знакомятся с литературными произведениями различных жанров, учатся слушать и слышать языковое звучание художественного произведения, анализировать поступки главных героев и высказывать своё к ним отношение. Ещё не умея читать, дети обогащают и расширяют свой литературный опыт. Система уроков построена так, что дети в процессе игры, непринуждённой обстановки учатся общаться с учителем, друг с другом, идёт естественный процесс обогащения словарного запаса, развитие мышления, воображения.

Для развития воображения детей большое значение имеет багаж знаний, который черпается из книг. Поэтому на первом родительском собрании провожу беседу с родителями о значении домашнего чтения родителей для своих детей, о наличии домашней детской библиотеки. Мои родители охотно откликаются на предложение посетить музеи и театры, тем самым пробуждая детскую пытливость, любознательность, впечатлительность.

Работу по развитию творческих способностей начинаю с первых уроков обучения грамоте, где ставлю целью научить детей не просто говорить, а грамотно и красиво выражать свои мысли, развивать фантазию. Так, составляя рассказы по картинкам на страницах “Грамоты”, обращаю внимание на правильность построения текста, в котором должно быть вступление, основная часть и заключение. Вместе с детьми анализируем каждое предложение, дети высказывают своё отношение к раскрываемым событиям, и в итоге я предлагаю свой вариант рассказа. При обучении описанию очень эффективны методические приёмы: создание воображаемой ситуации, обращение к индивидуальному опыту ребёнка, использование музыки и поэтического слова.

Начиная со второго класса, на каждом уроке литературного чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются “творческие минутки”. Детям предлагаются следующие задания творческого характера:

  • продолжи рассказ, начатый товарищем;
  • составьте рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ);
  • конкурс “Литераторов” (класс делится на группы, каждая сочиняет свой рассказ, сказку, четверостишие и т.д. на заданную тему, сюжет, картинку, а затем определяется победитель);
  • интеллектуально – развивающие игры: “На что это похоже?”, “Заколдованные картинки”, “Волшебные кляксы”, “Помоги художнику”, “Волшебные очки”;
  • ролевые диалоги (“Разговор птиц”, “На лесной полянке”, “На приёме у Айболита” и т.д.;
  • составь рассказ- этюд (небольшое яркое образное описание предмета);
  • минутки- “Почемучки”;
  • “иллюстрирование” произведения;
  • минутки - “сочинялки” (придумать мини- рассказы “Хорошо ли живётся мячу?”, “О чём расскажет облачко?” и т.д.)
  • инсценирование;
  • “ассоциативный ряд”;
  • “Фантазёры” (задания придумывают сами дети).

Один из приёмов развития творческих способностей учащихся, которые использую на своих уроках - “стихотворство”. Сначала на уроках обучения грамоте применяю очень много стихотворного материала о звуках и буквах (загадки, стихи, сказки), которых надо сказать, достаточно и в самом учебнике “Грамота”, они предлагаются для заучивания. Потом задания усложняются, и ребята придумывают рифмы к словам, а затем целые строчки к стихотворениям. Дети рифмуют с удовольствием. Хочется отметить, что способность детей к стихотворству проявлялась впоследствии не только на уроках литературного чтения; дети самостоятельно рифмовали и правила из русского языка, и придумывали четверостишия к урокам окружающего мира. Вот примеры таких творений:

Если правило учу,
Двойку я не получу.

Там, где живёт безударная гласная,
Это место очень опасное.
Лучше правило я применю,
Проверочное слово подберу.

Изучаем Пушкина.
Тема очень нужная.
Ищем олицетворение,
Эпитеты, сравнение.
А я сижу и думаю,
Как выучить стихотворение?

Большую помощь учителю в развитии творческой индивидуальности школьников оказывают рабочие тетради по литературному чтению, а именно: рубрики “Проба пера”, “Поиск”, “Эрудит”, “Соответствие” “Отзыв”. Выполняя все эти задания систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу.

При работе над литературным произведением, помимо традиционных вопросов и заданий, обязательно предлагаю задания творческой направленности, требующие преобразования формы текст, активизации словаря учащихся:

  • творческое пересказывание, которое включает передачу собственного индивидуального мнения школьника;
  • придумай свою концовку к произведению;
  • придумай задание для одноклассников по изучаемому произведению;
  • составь “Интервью” (содержание вопросов может выходить за рамки изученного в классе материала);
  • “словесное рисование” с опорой на творческое воображение;
  • слушание музыкального произведения и сравнение его с настроением, возникшим после прочтения произведения;
  • подбери музыку, соответствующую данному произведению.

Уроки изучения устного народного творчества предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий: разыгрывание мини - сценок на основе изучаемых произведений, сочинение загадок, сказок, дразнилок, колыбельных песен, закличек и т.д., организация конкурсов на придумывание самых сложных скороговорок или самых смешных потешек. Вот примеры детских сочинений:

Семь семян Семён сыскал,
Сыну в сени их ссыпал.

Баю – баюшки – баю,
Живёт котик на краю.
Я коточка позову,
К колыбельке приглашу,
Колыбельку покачать,
И песенку напевать.

Дождик, дождик проливной,
Не ходил бы ты за мной.
Я в сапожках расписных,
Золочёных, дорогих.
Луж твоих я не боюсь,
Я по лужицам пройдусь.

Прекрасным средством для развития творчества учащихся является проведение уроков литературного чтения вне здания школы. Ведь важным условием развития воображения является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное, созерцать красоту и наслаждаться ею. Очень нравятся ученикам такие уроки соприкосновения с природой, где можно в непринуждённой обстановке поговорить и о литературном произведении, и о своих чувствах, и о своих фантазиях, и можно просто молча помечтать.

Особое место среди средств, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся на уроке, занимают совместные творческие дела. При профессиональной организации такой работы у учащихся появляется возможность всесторонне и полно раскрыть свои возможности. В своей практике, при организации познавательных творческих дел, я использую следующие формы работы:

1. Турниры-викторины, в которых участвует несколько команд, каждая из которых готовит вопросы-задачи и ответы-решения по изученной теме или по изученному произведению. Такое совместное творческое дело, объединяющее в себе особенности викторины и турнира, расширяет кругозор ребят, развивает их познавательные интересы, формирует умение вести совместный поиск истины. Главное при проведении турнира-викторины – это совместный поиск решения трудных познавательных задач, обмен мыслями, впечатлениями и предложениями.

2. “Поэтический ручеёк”. Это форма совместной творческой деятельности способствует вовлечению всех в чтение любимых стихотворений, приобщает к миру поэзии, развивает чувство прекрасного. Стихи выбираются или на определённую тему, или одного автора. Каждый ученик читает свои любимые произведения, известные ему ранее, или находит интересные для него строки в предложенных сборниках стихов. Далее учащиеся делятся впечатлениями, мыслями о прочитанном и услышанном.

3. “Аукцион знаний”. Это познавательное творческое дело, связанное условно с “распродажей” литературного произведения с целью приобретения о нём исчерпывающих знаний. Каждая микрогруппа изучает дополнительную литературу об авторе произведения, находит материалы об истории создания произведения, может инсценировать отрывки и т.д. для того, чтобы на аукционе как можно больше рассказать о произведении, полнее раскрыть тему и основную мысль.

4. “Творческая мастерская”. Она создаёт условия для максимальной реализации интеллектуальных способностей ребёнка. Дети представляют для обсуждения работы собственного сочинения различных жанров и тематики.

5. “Юный критик”. Учитель предлагает произведения современных детских поэтов и писателей. Задача учащихся высказать своё мнение о произведении, дать ему характеристику, оценить по пятибалльной системе, доказать значимость данного произведения для детской литературы.

6. Выпуск литературной газеты. Тематика газеты может быть различной: посвящена юбилею писателя, какому – либо празднику, времени году и т.д. Но одно условие должно соблюдаться обязательно: все произведения и заметки должны быть придуманы, написаны только учениками.

Каждый педагог знает, что дети младшего школьного возраста очень любят придумывать, сочинять, фантазировать. Использование упражнений, развивающих воображение, индивидуальность является обязательным условием проведения уроков литературного чтения. Ведь творчество – это именно то, без чего ребёнок не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальность. Задача учителя состоит в том, чтобы направить свою творческую мысль на поиск и применение таких приёмов и методов педагогического воздействия, которые опирались бы на наиболее сильные стороны формирующейся личности современных детей; на широкий круг их знаний и интересов, на неуемную их энергию, жизнерадостность, возросшую самостоятельность и творческую активность. Только при этих условиях можно добиться желаемого результата и управлять сложным и противоречивым процессом становления развитой творческой личности подрастающего поколения.