Тематическое и поурочное планирование элективного курса по физике для 5-го класса «Физика и жизнь», 68 часов, 2 часа в неделю.
Пояснительная записка к курсу.
Данный курс предназначен для ознакомления учащихся 5-го класса средней школы с широким кругом явлений физики. В данном курсе изучаются те явления, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Работа в данном курсе должна способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики на последующих этапах обучения.
Изложение материала в данном курсе имеет нетрадиционный характер, учитывая особенности данного детского возраста, все уроки представлены в виде компьютерных презентаций, а разговор с детьми построен на игре.
Особое внимание уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнить небольшое количество лабораторных работ и изготовить ряд самодельных приборов.
Предполагаемые формы контроля.
В качестве контроля предполагается написание мини проектов по предложенным темам.
- История измерительных приборов.
- Термометры и их виды.
- Э. Резерфорд - создатель планетарной модели строения атома.
- Звуки в природе.
- Учет и использование трения в технике.
- Архимед - древнегреческий математик, инженер, физик.
- Исследование морских глубин.
График работы над проектами.
Время работы | Содержание работы |
Сентябрь |
Выбор тем проектов |
Октябрь |
Консультации по выбранным темам |
Ноябрь |
|
Декабрь | |
Январь |
Предзащита проектов |
Февраль |
Консультации и доработка проектов |
Март | |
Апрель | Защита проектов |
Май |
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1. | Введение | 6 |
2. | Тела и вещества | 18 |
3. | Взаимодействие тел | 19 |
4. | Механические явления | 12 |
5. | Тепловые явления | 10 |
6. | Подведение итогов |
3 |
Всего | 68 |
Поурочное планирование элективного курса.
Введение (6ч).
Урок 1/1. Введение. Природа. Человек часть природы.
Основной материал. Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Физика – наука о природе.
Урок 2/2. Тела и вещества. Что изучает физика.
Основной материал. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые, атомные.
Урок 3/3. Методы исследования природы. Лабораторное оборудование.
Основной материал. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Правила пользования и правила безопасности.
Урок 4/4. Измерения. Измерительные приборы.
Основной материал. Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерений.
Урок 5/5. Лабораторная работа №1 « Измерение размеров физического тела».
Урок 6/6. Лабораторная работа №2 «Опыты с мерным цилиндром».
Тела и вещества (18ч).
Урок 7/1. Характеристики тел и веществ.
Основной материал. Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.
Урок 8/2. Состояние вещества.
Основной материал. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества и их характеристики.
Урок 9/3. Масса
Основной материал. Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Виды весов. Правила работы с лабораторными весами.
Урок 10/4. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Урок 11/5. Температура.
Основной материал. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними.
Урок 12/6. Лабораторная работа №4 «Измерение температуры воды и воздуха».
Урок 13/7 -14/8. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.
Основной материал. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц.
Урок 15/9. Движение частиц.
Основной материал. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение частиц и температура тела. Примеры диффузии в природе, технике, быту.
Урок 16/10. Взаимодействие частиц. Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения.
Основной материал. Доказательства существования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка.
Урок 17/11. Строение атома.
Основной материал. Роль исследований строения атома в науке. Э. Резерфорд - создатель планетарной модели строения атома. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра.
Урок 18/12. Плотность. Объем.
Основной материал. Плотность и объем как характеристики вещества. Задачи на вычисление плотности, объема и массы.
Урок 19/13 - 21/15. Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.
Урок 22/16. Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества».
Урок 23/17 -24/18. Итоговый урок по теме« Тела и вещества».
Взаимодействие тел (19ч).
Урок 25/1. К чему приводит действие одного тела на другое? Силы.
Основной материал. Измерение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: сила тяжести, сила упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения.
Урок 26/2. Всемирное тяготение.
Основной материал. Всемирное тяготение, его проявления: падение тел на Землю, движение планет и спутников, приливы и отливы. Сила тяжести, ее зависимость от массы тела. Открытие закона всемирного тяготения И.Ньютоном. Единица измерения силы – 1 ньютон (Н). Вычисление силы тяжести по формуле Fт = 9,8 Н/кг * m.
Урок 27/3. Деформация.
Основной материал. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение. Проявление деформации в природе, в быту, учет и использование в технике.
Урок 28/4. Сила упругости.
Основной материал. Возникновение силы упругости при деформации тел. Направление силы упругости. Зависимость силы упругости от деформации. Проявление силы упругости в природе, в быту, учет и использование ее в технике.
Урок 29/5. Условие равновесия тел.
Основной материал. Выяснение условия, при котором тело находится в покое или движется равномерно и прямолинейно.
Урок 30/6. Измерение силы. Трение .
Основной материал. Динамометр. Сила трения и ее проявление в природе и быту.
Урок 31/7. Трение.
Основной материал. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Учет и использование трения в технике.
Урок 32/8. Электрические силы.
Основной материал. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Принцип действия электроскопа.
Урок 33/9. Магнитное взаимодействие.
Основной материал. Постоянные магниты. Полюса магнита. Магнитная стрелка. Земля как магнит. Компас. Применение постоянных магнитов.
Урок 34/10. Давление .
Основной материал. Сила давления и давление. Единица давления. Способы увеличения и уменьшения давления ( гусеницы трактора, фундамент здания, острие колющего предмета и др.).
Урок 35/11. Задачи на вычисление давления.
Урок 36/12. Давление в жидкостях и газах.
Основной материал. Закон Паскаля. Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике. Артериальное давление.
Урок 37/13. Давление на глубине.
Основной материал. Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной. Равенство давлений внутри жидкости на одной глубине по всем направлениям.
Урок 38/14. Сообщающиеся сосуды.
Основной материал. Закон сообщающихся сосудов, его объяснение. Примеры сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов: шлюз, водопровод, фонтан.
Урок 39/15. Архимедова сила.
Основной материал. Выталкивающая сила, ее измерение. Объяснение причин возникновения выталкивающей силы.
Урок 40/16. Изучение архимедовой силы.
Основной материал. Действие выталкивающей силы на различные тела.
Урок 41/17.Лабораторная работа №6 «Изучение выталкивающей силы».
Урок 42/18 - 43/19. Итоговый урок по теме «Взаимодействие тел».
Механические явления (12ч).
Урок 44/1 – 45/2. Механическое движение.
Основной материал. Определение механического движения. Траектория. Различные виды движения: прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, вращательное, колебательное, волны. Примеры различных видов движения в природе и технике. Измерение пути и его единицы измерения.
Урок 46/3 Скорость движения.
Основной материал. Скорость, путь, время – единицы измерения. Формулы, связывающие скорость, путь, время.
Урок 47/4 – 50/7. Решение задач на связь между скоростью, расстоянием и временем.
Урок 51/8. Относительность механического движения.
Основной материал. Представление об относительности движения.
Урок 52/9. Звук.
Основной материал. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука.
Урок 53/10. Скорость звука.
Основной материал. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. Использование явления отражения звука в технике. Голос и слух, гортань и ухо.
Урок 54/11 - 55/12 . Обобщающий урок по теме «Механические явления».
Тепловые явления (12ч).
Урок 56/1 -57/2. Тепловое расширение.
Основной материал. Тепловое расширение жидкостей и газов. Примеры учета и использования теплового расширения в технике.
Урок 58/3 -59/4. Плавление и отвердевание.
Основной материал. Процессы плавления и отвердевания, и объяснение с точки зрения строения вещества.
Урок 60/5-61/6. Испарение и конденсация.
Основной материал. Процессы испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе. Зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности.
Урок 62/7-63/8. Теплопередача.
Основной материал. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.
Урок 64/9-65/10 . Обобщающий урок по теме «Тепловые явления».
Урок 66/1-67/2. Защита проектов.
Урок 68/3. Подведение итогов.
Литература для учителя.
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы.-М.:Просвещение,1994.
- Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики в средней школы.-М.:Просвещение,1983.
- Кудрявцев П.С. Курс истории физики.-М.:Просвещение,1982.
- Мощанский В.Н., Савелова Е.В., История физики в средней школе.-М.:Просвещение,1981.
- Спасский Б.И. История физики .-М.: Высшая школа, 1977, ч 1,2.
- Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник.-М.:Наука,1983.
- Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.- М.:Просвещение,2000.
- Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 класса в средней школе.-М.:Просвещение,2005
- Детская энциклопедия.-М.:Педагогика,2001.
- Хрестоматия по физике/Под редакцией Б.И.Спасского.-М.:Просвещение,1982.
- Блудов М.И. Беседы по физике.-М.:Просвещение,1984.
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: Детская литература,2005.
- Бесчастная Н.С. Физика в рисунках.-М.:Просвещение,1981.
- Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы/ Сост. И.Г.Кириллова.-М.:Просвещение,1986.