Тематическое и поурочное планирование элективного курса по физике для 5-го класса "Физика и жизнь"

Разделы: Физика


Тематическое и поурочное планирование элективного курса по физике для 5-го класса «Физика и жизнь», 68 часов, 2 часа в неделю.

Пояснительная записка к курсу.

Данный курс предназначен для ознакомления учащихся 5-го класса средней школы с широким кругом явлений физики. В данном курсе изучаются те явления, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Работа в данном курсе должна способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики на последующих этапах обучения.

Изложение материала в данном курсе имеет нетрадиционный характер, учитывая особенности данного детского возраста, все уроки представлены в виде компьютерных презентаций, а разговор с детьми построен на игре.
Особое внимание уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнить небольшое количество лабораторных работ и изготовить ряд самодельных приборов.

Предполагаемые формы контроля.

В качестве контроля предполагается написание мини проектов по предложенным темам.

  1. История измерительных приборов.
  2. Термометры и их виды.
  3. Э. Резерфорд - создатель планетарной модели строения атома.
  4. Звуки в природе.
  5. Учет и использование трения в технике.
  6. Архимед - древнегреческий математик, инженер, физик.
  7. Исследование морских глубин.

График работы над проектами.

Время работы Содержание работы

Сентябрь
Выбор тем проектов

Октябрь
Консультации по выбранным темам

Ноябрь
Декабрь

Январь

Предзащита проектов

Февраль
Консультации и доработка проектов
Март
Апрель
Защита проектов
Май

 

Тематическое планирование.

№ п/п


Тема
Кол-во часов
1. Введение 6
2. Тела и вещества 18
3. Взаимодействие тел 19
4. Механические явления 12
5. Тепловые явления 10
6.

Подведение итогов

3
Всего 68

Поурочное планирование элективного курса.

Введение (6ч).

Урок 1/1. Введение. Природа. Человек часть природы.
Основной материал. Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Физика – наука о природе.

Урок 2/2. Тела и вещества. Что изучает физика.
Основной материал. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые, атомные.

Урок 3/3. Методы исследования природы. Лабораторное оборудование.
Основной материал. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Правила пользования и правила безопасности.

Урок 4/4. Измерения. Измерительные приборы.
Основной материал. Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерений.

Урок 5/5. Лабораторная работа №1 « Измерение размеров физического тела».

Урок 6/6. Лабораторная работа №2 «Опыты с мерным цилиндром».

Тела и вещества (18ч).

Урок 7/1. Характеристики тел и веществ.
Основной материал. Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.

Урок 8/2. Состояние вещества.
Основной материал. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества и их характеристики.

Урок 9/3. Масса
Основной материал. Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Виды весов. Правила работы с лабораторными весами.

Урок 10/4. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Урок 11/5. Температура.
Основной материал. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними.

Урок 12/6. Лабораторная работа №4 «Измерение температуры воды и воздуха».

Урок 13/7 -14/8. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.
Основной материал. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц.

Урок 15/9. Движение частиц.
Основной материал. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение частиц и температура тела. Примеры диффузии в природе, технике, быту.

Урок 16/10. Взаимодействие частиц. Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения.
Основной материал. Доказательства существования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка.

Урок 17/11. Строение атома.
Основной материал. Роль исследований строения атома в науке. Э. Резерфорд - создатель планетарной модели строения атома. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра.

Урок 18/12. Плотность. Объем.
Основной материал. Плотность и объем как характеристики вещества. Задачи на вычисление плотности, объема и массы.

Урок 19/13 - 21/15. Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.

Урок 22/16. Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества».

Урок 23/17 -24/18. Итоговый урок по теме« Тела и вещества».

Взаимодействие тел (19ч).

Урок 25/1. К чему приводит действие одного тела на другое? Силы.
Основной материал. Измерение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: сила тяжести, сила упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения.

Урок 26/2. Всемирное тяготение.
Основной материал. Всемирное тяготение, его проявления: падение тел на Землю, движение планет и спутников, приливы и отливы. Сила тяжести, ее зависимость от массы тела. Открытие закона всемирного тяготения И.Ньютоном. Единица измерения силы – 1 ньютон (Н). Вычисление силы тяжести по формуле Fт = 9,8 Н/кг * m.

Урок 27/3. Деформация.
Основной материал. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение. Проявление деформации в природе, в быту, учет и использование в технике.

Урок 28/4. Сила упругости.
Основной материал. Возникновение силы упругости при деформации тел. Направление силы упругости. Зависимость силы упругости от деформации. Проявление силы упругости в природе, в быту, учет и использование ее в технике.

Урок 29/5. Условие равновесия тел.
Основной материал. Выяснение условия, при котором тело находится в покое или движется равномерно и прямолинейно.

Урок 30/6. Измерение силы. Трение .
Основной материал. Динамометр. Сила трения и ее проявление в природе и быту.

Урок 31/7. Трение.
Основной материал. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Учет и использование трения в технике.

Урок 32/8. Электрические силы.
Основной материал. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Принцип действия электроскопа.

Урок 33/9. Магнитное взаимодействие.
Основной материал. Постоянные магниты. Полюса магнита. Магнитная стрелка. Земля как магнит. Компас. Применение постоянных магнитов.

Урок 34/10. Давление .
Основной материал. Сила давления и давление. Единица давления. Способы увеличения и уменьшения давления ( гусеницы трактора, фундамент здания, острие колющего предмета и др.).

Урок 35/11. Задачи на вычисление давления.

Урок 36/12. Давление в жидкостях и газах.
Основной материал. Закон Паскаля. Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике. Артериальное давление.

Урок 37/13. Давление на глубине.
Основной материал. Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной. Равенство давлений внутри жидкости на одной глубине по всем направлениям.

Урок 38/14. Сообщающиеся сосуды.
Основной материал. Закон сообщающихся сосудов, его объяснение. Примеры сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов: шлюз, водопровод, фонтан.

Урок 39/15. Архимедова сила.
Основной материал. Выталкивающая сила, ее измерение. Объяснение причин возникновения выталкивающей силы.

Урок 40/16. Изучение архимедовой силы.
Основной материал. Действие выталкивающей силы на различные тела.

Урок 41/17.Лабораторная работа №6 «Изучение выталкивающей силы».

Урок 42/18 - 43/19. Итоговый урок по теме «Взаимодействие тел».

Механические явления (12ч).

Урок 44/1 – 45/2. Механическое движение.
Основной материал. Определение механического движения. Траектория. Различные виды движения: прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, вращательное, колебательное, волны. Примеры различных видов движения в природе и технике. Измерение пути и его единицы измерения.

Урок 46/3 Скорость движения.
Основной материал. Скорость, путь, время – единицы измерения. Формулы, связывающие скорость, путь, время.

Урок 47/4 – 50/7. Решение задач на связь между скоростью, расстоянием и временем.

Урок 51/8. Относительность механического движения.
Основной материал. Представление об относительности движения.

Урок 52/9. Звук.
Основной материал. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука.

Урок 53/10. Скорость звука.
Основной материал. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. Использование явления отражения звука в технике. Голос и слух, гортань и ухо.

Урок 54/11 - 55/12 . Обобщающий урок по теме «Механические явления».

Тепловые явления (12ч).

Урок 56/1 -57/2. Тепловое расширение.
Основной материал. Тепловое расширение жидкостей и газов. Примеры учета и использования теплового расширения в технике.

Урок 58/3 -59/4. Плавление и отвердевание.
Основной материал. Процессы плавления и отвердевания, и объяснение с точки зрения строения вещества.

Урок 60/5-61/6. Испарение и конденсация.
Основной материал. Процессы испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе. Зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности.

Урок 62/7-63/8. Теплопередача.
Основной материал. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.

Урок 64/9-65/10 . Обобщающий урок по теме «Тепловые явления».

Урок 66/1-67/2. Защита проектов.

Урок 68/3. Подведение итогов.

Литература для учителя.

  1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы.-М.:Просвещение,1994.
  2. Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики в средней школы.-М.:Просвещение,1983.
  3. Кудрявцев П.С. Курс истории физики.-М.:Просвещение,1982.
  4. Мощанский В.Н., Савелова Е.В., История физики в средней школе.-М.:Просвещение,1981.
  5. Спасский Б.И. История физики .-М.: Высшая школа, 1977, ч 1,2.
  6. Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник.-М.:Наука,1983.
  7. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.- М.:Просвещение,2000.
  8. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 класса в средней школе.-М.:Просвещение,2005
  9. Детская энциклопедия.-М.:Педагогика,2001.
  10. Хрестоматия по физике/Под редакцией Б.И.Спасского.-М.:Просвещение,1982.
  11. Блудов М.И. Беседы по физике.-М.:Просвещение,1984.
  12. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: Детская литература,2005.
  13. Бесчастная Н.С. Физика в рисунках.-М.:Просвещение,1981.
  14. Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы/ Сост. И.Г.Кириллова.-М.:Просвещение,1986.