"Возможности использования интерактивных форм обучения в начальной школе"

Разделы: Начальная школа


Целесообразность применения интерактивных форм обучения определяется задачами всего урока в целом и его этапов в отдельности. Целеполагание и постановка учебных задач создают условия и возможности для использования некоторых форм интерактивного обучения – обучения, основанного на общении и взаимодействии учащихся на уроках. На наш взгляд, организация процесса обучения на основе взаимодействия младших школьников носит избирательный и краткосрочный характер. Это значит: организовывать работу учащихся в технологии интерактивного обучения можно лишь на определенном этапе урока с определенной целью и в определенных временных рамках.

Важным условием использования форм и методов интерактивного обучения является степень эффективности применения этих форм, оправданность их выбора в организации урока.

Формами интерактивного обучения являются:

  1. работа в статичных парах или парах сменного состава;
  2. работа в малых группах;
  3. игровое сотрудничество.

Подробнее остановимся на правилах применения именно этих форм организации учебной деятельности младших школьников.

Форма работы Зона применения
  1. Работа в парах
Уроки всех типов.
Этапы проверки и этапы подготовки к восприятию нового материала.
  1. Работа в малых группах
Комбинированные уроки.
Уроки ознакомления с новым материалом.
Уроки обобщения знаний.
Этапы актуализации знаний, этапы ознакомления с новым материалом, этапы обобщения знаний.
  1. Игровое сотрудничество
Уроки всех типов.
Этапы формирования устойчивых умений.

Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определенных учебных заданий. В первом случае, учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу.

Пример. Работа в парах сменного состава.

Учитель предлагает карточки с заданиями каждому ученику.

Учащиеся, выполнившие задания карточки, поднимают руки, тем самым сообщая о   готовности образовать пару для взаимопроверки и обмена заданиями.

Таким образом, составляются временные пары с целью осуществления конкретной деятельности. После обмена заданиями пара распадается для выполнения карточки, а потом образуются новые пары для очередной взаимопроверки.

При работе в малых группах, в зависимости от целей урока или его этапа, учащиеся группы могут сообща обсуждать проблему, вырабатывать варианты решения обозначенной проблемы, проверять работу.

Основаниями для деления учащихся на группы (пары) могут быть:

  1. свобода выбора ребенка;
  2. уровень обученности и развитие детей;
  3. психологическая и эмоциональная совместимость учащихся.

Но еще не менее важным основанием мы считаем “индивидуализацию учебных целей” для определенной группы учащихся. Работу таких групп можно представить в виде некого алгоритма:

  1. постановка цели работы группы;
  2. процесс работы группы;
  3. презентация итогов работы.

Малые группы могут работать:

  1. изолированно друг от друга или
  2. во взаимодействии друг с другом
    (временные малые группы).

Работа при втором варианте строится по следующему алгоритму:

  1. определение группами различных целей и задач работы;
  2. наработка материала группами;
  3. создание временных малых групп с целью обмена информацией;
  4. со членами других групп;
  5. возвращение в исходную группу и совместное изучение
    вновь поступившей информации;
  6. оформление итогов работы группы и их презентация.

Приведем пример работы по данному алгоритму.

4-й класс. Урок обобщения “Части речи”.

1. Этап постановки цели.

Учитель предлагает учащимся самооценить уровень знаний по данной теме и распределиться в группы, исходя из уровня накопленных знаний по каждой из рассматриваемых частей речи. Одна группа поставила цель поработать над обобщением знаний о глаголе, другая – о наречии, третья – об имени существительном, четвертая – о прилагательном, пятая – служебные части речи.

Учитель: “– Определите, в какой группе вам лучше поработать. Советую отправиться в ту группу, где рассматривается часть речи, знаний о которой у вас недостаточно”.

2. Этап наработки материала.

Предлагается каждой группе набрать как можно больше информации о выбранной части речи. Оформить информацию в виде “Колеса” (рисунок-схема) или “Сборника информации” (схематично).

Например, “Сборник информации” может включать разделы:

– понятие части речи;

– категории;

– роль в предложении;

– дополнительная информация.

3. Этап создания временных малых групп.

По сигналу учителя члены каждой группы пересаживаются за новые столы, где метками обозначены места для каждого члена из разных групп.

Дети обмениваются информацией по своей наработанной теме и возвращаются в исходные группы.

4. Изучение вновь поступившей информации.

Обмениваются услышанным, совместно изучают вновь поступившую информацию.

5. Оформление итогов работы и их презентация.

Итогом работы группы должен быть некий отчет, сбор информации.

Презентация перед всеми учащимися класса.

При использовании “Игрового сотрудничества” целесообразно применять такие игры, как “Конвейер”, “Вращалочки”.

Приведем пример проведения игры “Вращалочки” среди учащихся на этапе закрепления навыка счета табличного умножения.

Ребята выстраиваются в два круга: внутренний и внешний. Каждому дается карточка с выражением на умножение чисел. По сигналу учителя пара учащихся, обращенная лицом друг к другу, начинает диалог:

“– Скажи, пожалуйста, какой ответ в данном выражении?” (При этом партнер демонстрирует карточку).

Участники диалога по-очереди спрашивают друг друга и благодарят за ответ (если он правильный). По сигналу учителя учащиеся внешнего круга делают переходы, меняют партнеров, и диалог вновь повторяется.

Рассмотрим еще одну игру – “Конвейер”.

Участникам игры раздаются карточки с произвольной меткой (метки у каждого разные). На карточке выстроен ряд кругов, соединенных линиями. Над линиями между кругами записаны действия вида: + 3; –6; *4; : 5 и т.д.

Только в первом круге записано число. Количество этапов в карточке (кругов) зависит от количества участников игры, поэтому приведем формулу расчета количества этапов на карточке: А = К + 1, где А – кол-во этапов, К – количество участников игры.

Повторимся, что данная игра эффективнее применяется на этапе отработки вычислительных умений.

По сигналу учителя каждый участник заполняет один ответ (круг) и по конвейеру передает карточку следующему участнику, а сам получает новую(по сигналу учителя). Преподаватель четко определяет время работы участников и момент передачи карточки следующему.

 В результате работы заполняются все карточки, каждому ученику возвращается первоначальная карточка с его меткой. Затем проводится проверка правильности конечных ответов с помощью учителя.

Целесообразность применения форм интерактивного обучения зависит от задач, поставленных учителем на уроке. А опыт показывает, что умелое использование форм организации учебного процесса в технологии интерактивного обучения придает большую эффективность, действенность и результативность процессу обучения младших школьников.