Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"

Разделы: Биология


Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о листопаде как экологическом процессе адаптации растений к неблагоприятным условиям.

Задачи урока:

  1. расширение знаний о листопаде;
  2. систематизирование творческой активности, создание условий для ее проявления
  3. развитие коммуникативных умений;
  4. формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
  5. формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
  6. формирование навыков работы в группе.

ТСО:

гербарии листьев, репродукции осени, бумага, маркеры, клей, учебники, видеофильм “Жизнь растений”, презентация по теме “Листопад”, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Индуктор.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим необычное занятие. Тема “Листопад”. Давайте вспомним, как выглядит природа осенью в сезон листопада.

(Звучит музыка. На экране кадры фильма “Жизнь растений”.)

Как описывают поэты это время года?

Учащиеся читают стихи:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой..,
(И. Бунин)

Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыхание.
И мглой волнистою покрыты небеса.
(А. Пушкин)

День ото дня редеет неба синь,
Тень облаков над озером нависла.
И ветер с пламенеющих осин
Срывает листьев праздничные числа.
(Л. Татьяничева)

Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому еще не раз зацвесть.
(М. Ковалевский)

Учитель: Такими словами поэты воспевают осень: рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. (Демонстрация слайда 1) Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума – начало осени переходит в золотую осень.

Приложение

Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую – клены, грабы и березы; буровато-желтую – дубы; пунцово-красную – вишня, рябина, барбарис; пурпуровую – черемуха; фиолетовую – бирючина, бересклет; оранжевую – осина; мутно-буро-зеленую – ольха.

К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5–10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели – лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки – всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.

В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3–7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.

Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их.

Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.

Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой – теплая.

Прежде времени лист опадает – к долгой зиме.

Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Запишем на доске ваши ассоциации, связанные с осенью и листопадом: холод, ветер, грусть, Пушкин, желтый и т.д. Систематизируем собранный материал, составим схему – кластер:

погода люди лист Листопад

деревья
вечнозеленые, листопадные

чувства

 

Почему листья меняют цвет?

Ученик: При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.

Учитель: Почему листья падают? (Демонстрация слайда 2, 3, 4, 5) Рассмотрим схему в учебнике и ответим на этот вопрос.

Ученик: Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается. Это видно на схеме.

Учитель: Назовем и запишем те процессы, которые сопровождают листопад. (Демонстрация слайда 6)

Ученики:

– Лист накапливает ненужные вещества.

– Лист меняет цвет.

– Лист падает.

– Между листом и стеблем образуется пробковый слой.

– Лист отрывается.

– В листьях разрушается хлорофилл.

– Лист становится бурым.

Учитель: Проранжируйте указанные в данном перечне элементы в порядке протекания процессов. Проверим (Демонстрация слайда 7):

– В листьях разрушается хлорофилл.

– Лист меняет цвет.

– Лист накапливает ненужные вещества.

– Между листом и стеблем образуется пробковый слой.

– Лист становится бурым.

– Лист отрывается.

– Лист падает.

2. Работа с материалом.

Учитель: Мы проговорили, что мы уже знаем. (Демонстрация слайда 8) А все ли мы узнали? Переходим к фразе: “Я хочу узнать…”. Работаем с учебником ( “Биология: бактерии, грибы, растения”, 6-й класс, В.В.Пасечник, М., Дрофа, 2000 г.). Прочитайте текст параграфа на странице 160–161, поставьте пометки на полях – “+” я знаю, “v” я узнал, “?” вопрос.

Беседа по поставленным знакам.

Учитель: Ответьте на вопрос – какое значение имеет листопад для растений?

Ученик: Листопад позволяет растению экономить воду, растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.

Учитель: Заключением этого этапа станет составление проекта. Выполните коллективную творческую работу. Изобразите на листе бумаги аппликацией, красками модель по теме нашего занятия и защитите ее. Используйте материал, с которым вы познакомились на уроке. На выполнение работы 5 минут.

При защите работы можно задавать вопросы.

Защита проектов.

3. Рефлексия.

Учитель: А сейчас составим синквейн на предложенных резных листочках, которые прикрепим их к изображенному на листе ватмана дереву на доске. Правила составления синквейна. (Демонстрация слайда 9,10)

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Листопад

Прекрасный, оберегающий.
Отрывается, кружится, падает,
Растение готовится к зиме.
Лист

Выполнение работы: составление синквейна и запись его на нарезанной в форме листьев клена бумаге. Учащиеся зачитывают составленные синквейны и прикрепляют листочки на рисунок дерева на доске. (Демонстрация слайда 11)

Заключительное слово учителя: Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы – листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение. Спасибо за работу.

Приложение