Урок русского языка по теме "Предлог как слово и его роль в речи" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • познакомить с предлогом, как служебной частью речи

Задачи:

  • учить правильному употреблению предлогов в устной и письменной речи; развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы; рисунки с изображением словарных слов, дорожных знаков; аудиозапись песни для выполнения физ.паузы; сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы не только пополним свои знания по русскому языку, но и посетим страну дорожных знаков.

Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город все время дает нам урок.

А помогать нам в нашей работе будет главный помощник на улицах города. Это светофорчик. Он поможет нам узнать: грамотные ли пешеходы учатся в нашем классе?

III. Чистописание

Я тетрадь свою открою
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку правильно держу.

– Какую букву русского алфавита напоминают нам глаза нашего светофорчика?

– Дайте характеристику звука, который на письме обозначен данной буквой.

– Вспомним написание данной буквы:

а) письмо в воздухе
б) самостоятельная запись.

о/о/о/о/о/о/...

ор од оф ос оя

стоянка светофор переход стоять постовой

– Назовите “лишнее” слово”?

Выполняется работа со словами: ударный слог, опасные места, определение количества букв и звуков в слове, определение частей речи.

IV. Словарная работа

– Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А сейчас внимание на дорогу. На нашем пути появляется дорожный знак. Что он обозначает? (Подача звукового сигнала запрещена.)

– Нам предстоит выполнить следующее задание, соблюдая правила дорожного знака. Записываем только букву, которая обозначает звук в слабой позиции.

Картинный диктант: Дорога, деревня, город, Москва, завод, девочка, ученица, ребята, машина, береза.

Проводится взаимопроверка в парах.

– Встаньте те, кто вьшолнил задание без ошибок.

 V. Работа над новой темой

– Мы снова в пути. Нас встречает следующий знак. Что он обозначает? (Главная дорога.)

Хочешь грамотным быть – учись думать. Внимание на доску! Прочитайте данные предложения. Можно ли их объединить в текст? Определите тему текста.

Машина подъехала к перекрестку.
На светофоре загорелся красный свет.
Машина остановилась.

Задание:

  • Ряд 1: выписать имена существительные,
  • Ряд 2: выписать имена прилагательные,
  • Ряд 3: выписать глаголы.

Работа оценивается учащимися с помощью сигнальных карточек.

– Какие слова мы не вьшисали?

– Что обозначают эти слова?

– Можно ли к ним поставить вопрос?

Определим место нахождения данных слов. Карточка с предлогом ставится перед глаголом и в конец предложения.

– Получится ли у нас предложение?

– Какой вывод можно сделать? Если бы мы с вами изучали латинский язык, то вы бы без труда определили тему нашего урока. Посмотрите на плакат.

На доске:

Перед логос

Слово предлог с латинского языка означает “стоящий перед словом”. “пред” – перед; “логос” – слово.

– Запишите тему урока: “Предлог”

  1. часть речи
  2. служит для связи слов в предложении.

В русском языке около 200 маленьких слов. Есть совсем маленькие, состоящие всего из одной буквы, есть, состоящие из двух, но и есть предлоги – “гиганты”.

в к с у о
на из по до от за
над под через около перед

Сам предлог ничего не обозначает, к нему нельзя даже поставить вопрос. Но как только он встанет рядом со словом, то мы увидим, что у каждого предлога есть свое значение. Проводится игра “Регулировщик”

С помощью сигнальны карточек учащиеся выполняют команды регулировщика.

– Положите сигнальную карточку на парту, в книгу, из книги, за спиной, над головой, около парты, под партой, по руке, до плеча.

VI. Физкультминутка

(На доске появляется дорожный знак “Место стоянки”. Выясняется его значение и проводится физкультминутка с использованием музыкальной записи “Пусть бегут неуклюже”. Текст песни переделан по теме ПДД”.)

VII. Закрепление материала

– Внимание на доску. На нашем пути следующий знак. Что он означает? (Круговое движение.)

– Возьмите индивидуальные карточки и выполните задание.

Задание 1

Подчеркните предлоги.

Из школы, к лесу,
На машине,
У друга, с мамой,
В магазине,
Около дороги,
За поворотом,
До рассвета
Подземный переход искал.
Кто все предлоги здесь узнал?

Выборочно проводится проверка карточек.

Задание 2

Вставьте пропущенные предлоги.

Это _ нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки _кармане
Скачут _ самого утра
_ дворе и _ бульваре
переулке и саду
И _ каждом тротуаре
_прохожих на виду.

Задание 3

Светофорчик приготовил нам задание. Он хочет проверить: грамотные ли пешеходы учатся в нашем классе. Внимательно прочитайте предложения и найдите ошибки. Приготовьте сигнальные карточки, кто готов отвечать. (Предложения закрыты полосками белой бумаги и напоминают пешеходный переход. По одному открываю каждое предложение.)

Автобус остановился в остановке.
Машины мчатся над дороге.
В перекрестке стоит светофор.

– Мы прекрасно справились с заданием и не нарушая правил дорожного движения перешли через дорогу. Какой переход считается самым безопасным?

Задание 4

На нашем пути следующий дорожный знак. Что он означает? (Будь внимателен!)

Проводится письмо под диктовку с “пропуском”. Учащимся разрешается сделать пропуск буквы в том месте, где он сомневается в её написании. После каждой записи предложения ребята с помощью сигнальных карточек объясняют правописание “опасных” мест.

– В большом городе, у широкого перекрестка, в маленьком домике жили три цветных огонька. Жили они очень дружно. Огоньки смотрели в окна своего домика. На перекрестке всегда был порядок.

Задание: подчеркните предлоги.

VIII Итог урока

– Что вы узнали о предлогах? Можно ли обойтись без них в русском языке? (Выслушиваются ответы детей.)

IХ. Домашнее задание

Правило с. 36, № 281, с. 37.