Цель:
- познакомить с предлогом, как служебной частью речи
Задачи:
- учить правильному употреблению предлогов в устной и письменной речи; развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; рисунки с изображением словарных слов, дорожных знаков; аудиозапись песни для выполнения физ.паузы; сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня на уроке мы не только пополним свои знания по русскому языку, но и посетим страну дорожных знаков.
Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город все время дает нам урок.
А помогать нам в нашей работе будет главный помощник на улицах города. Это светофорчик. Он поможет нам узнать: грамотные ли пешеходы учатся в нашем классе?
III. Чистописание
Я тетрадь свою открою
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку правильно держу.
– Какую букву русского алфавита напоминают нам глаза нашего светофорчика?
– Дайте характеристику звука, который на письме обозначен данной буквой.
– Вспомним написание данной буквы:
а) письмо в воздухе
б) самостоятельная запись.
о/о/о/о/о/о/...
ор од оф ос оя
стоянка светофор переход стоять постовой
– Назовите “лишнее” слово”?
Выполняется работа со словами: ударный слог, опасные места, определение количества букв и звуков в слове, определение частей речи.
IV. Словарная работа
– Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А сейчас внимание на дорогу. На нашем пути появляется дорожный знак. Что он обозначает? (Подача звукового сигнала запрещена.)
– Нам предстоит выполнить следующее задание, соблюдая правила дорожного знака. Записываем только букву, которая обозначает звук в слабой позиции.
Картинный диктант: Дорога, деревня, город, Москва, завод, девочка, ученица, ребята, машина, береза.
Проводится взаимопроверка в парах.
– Встаньте те, кто вьшолнил задание без ошибок.
V. Работа над новой темой
– Мы снова в пути. Нас встречает следующий знак. Что он обозначает? (Главная дорога.)
Хочешь грамотным быть – учись думать. Внимание на доску! Прочитайте данные предложения. Можно ли их объединить в текст? Определите тему текста.
Машина подъехала к перекрестку.
На светофоре загорелся красный свет.
Машина остановилась.
Задание:
- Ряд 1: выписать имена существительные,
- Ряд 2: выписать имена прилагательные,
- Ряд 3: выписать глаголы.
Работа оценивается учащимися с помощью сигнальных карточек.
– Какие слова мы не вьшисали?
– Что обозначают эти слова?
– Можно ли к ним поставить вопрос?
Определим место нахождения данных слов. Карточка с предлогом ставится перед глаголом и в конец предложения.
– Получится ли у нас предложение?
– Какой вывод можно сделать? Если бы мы с вами изучали латинский язык, то вы бы без труда определили тему нашего урока. Посмотрите на плакат.
На доске:
Перед логос |
Слово предлог с латинского языка означает “стоящий перед словом”. “пред” – перед; “логос” – слово.
– Запишите тему урока: “Предлог”
- часть речи
- служит для связи слов в предложении.
В русском языке около 200 маленьких слов. Есть совсем маленькие, состоящие всего из одной буквы, есть, состоящие из двух, но и есть предлоги – “гиганты”.
в к с у о |
Сам предлог ничего не обозначает, к нему нельзя даже поставить вопрос. Но как только он встанет рядом со словом, то мы увидим, что у каждого предлога есть свое значение. Проводится игра “Регулировщик”
С помощью сигнальны карточек учащиеся выполняют команды регулировщика.
– Положите сигнальную карточку на парту, в книгу, из книги, за спиной, над головой, около парты, под партой, по руке, до плеча.
VI. Физкультминутка
(На доске появляется дорожный знак “Место стоянки”. Выясняется его значение и проводится физкультминутка с использованием музыкальной записи “Пусть бегут неуклюже”. Текст песни переделан по теме ПДД”.)
VII. Закрепление материала
– Внимание на доску. На нашем пути следующий знак. Что он означает? (Круговое движение.)
– Возьмите индивидуальные карточки и выполните задание.
Задание 1
Подчеркните предлоги.
Из школы, к лесу,
На машине,
У друга, с мамой,
В магазине,
Около дороги,
За поворотом,
До рассвета
Подземный переход искал.
Кто все предлоги здесь узнал?
Выборочно проводится проверка карточек.
Задание 2
Вставьте пропущенные предлоги.
Это _ нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки _кармане
Скачут _ самого утра
_ дворе и _ бульваре
переулке и саду
И _ каждом тротуаре
_прохожих на виду.
Задание 3
Светофорчик приготовил нам задание. Он хочет проверить: грамотные ли пешеходы учатся в нашем классе. Внимательно прочитайте предложения и найдите ошибки. Приготовьте сигнальные карточки, кто готов отвечать. (Предложения закрыты полосками белой бумаги и напоминают пешеходный переход. По одному открываю каждое предложение.)
Автобус остановился в остановке.
Машины мчатся над дороге.
В перекрестке стоит светофор.
– Мы прекрасно справились с заданием и не нарушая правил дорожного движения перешли через дорогу. Какой переход считается самым безопасным?
Задание 4
На нашем пути следующий дорожный знак. Что он означает? (Будь внимателен!)
Проводится письмо под диктовку с “пропуском”. Учащимся разрешается сделать пропуск буквы в том месте, где он сомневается в её написании. После каждой записи предложения ребята с помощью сигнальных карточек объясняют правописание “опасных” мест.
– В большом городе, у широкого перекрестка, в маленьком домике жили три цветных огонька. Жили они очень дружно. Огоньки смотрели в окна своего домика. На перекрестке всегда был порядок.
Задание: подчеркните предлоги.
VIII Итог урока
– Что вы узнали о предлогах? Можно ли обойтись без них в русском языке? (Выслушиваются ответы детей.)
IХ. Домашнее задание
Правило с. 36, № 281, с. 37.