Русский язык. 2-й класс. Обобщение знаний о безударных гласных, проверяемых ударением

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  1. Обобщить материал по теме, закрепить знание детьми алгоритма выполнения задания, совершенствовать умения подбирать проверочные слова.
  2. Повторить понятие антонимов, учить умению пользоваться словарем. Развивать чувство коллективизма, товарищества.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, к Родине, к маме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к основной теме урока

Учитель.

Сказки мудростью богаты,
Сказке скажем: “Приходи!”
Это присказка, ребята!
Сказка будет впереди!

Сегодня у нас урок-сказка.

На доске написаны слова: с...лдат, т….пор, прин…сла, похв.. .лила, с…поги, отв...чает.

– Давайте прочитаем слова. На какие две группы мы можем их поделить? (На существительные и глаголы – грамматические признаки, по орфограммам – на проверяемые и непроверяемые безударные гласные).

– Давайте сейчас откроем тетради и запишем эти слова в два столбика, разделив их по орфограммам. Проверяем. Читаем слова первого столбика. Какие орфограммы в словах этого столбика? (Ответы детей.)

– Читаем слова второго столбика. Какие орфограммы в этом столбике? Из какой сказки эти слова? (Каша из топора.)

– А кто главный герой этой сказки? (Солдат.)

– Сегодня он пришел к нам на урок.

В старину солдаты служили 25 лет и наш солдат очень долго не был дома и очень соскучился по своей мамочке. Но быстро дойти до дома он не может. Ему надо выполнить задания, которые он завязал на память в узелки, но все-равно забыл. И поэтому дорога v него нелегкая, извилистая, длинная, трудная. -Поможем ему, ребята?

– С одним заданием мы уже справились и можем развязать один узелок.

III. Минутка чистописания

– А теперь посмотрите на дорогу, по которой шел солдат. Из чего она состоит? (Из гласных букв и элементов букв: д, з, у – прямой линии с петлей.)

– Напишите эту цепочку два раза.

IV. Обобщение о безударных гласных, проверяемых ударением

– Тема нашего урока "Безударные гласные, проверяемые ударением". Чтобы выполнить следующее задание, мы будем работать с вами парами. У вас на партах лежат цветные карточки. Одна карточка на двоих ребят. Распределите между собой задания, затем вставите пропущенные гласные прямо в текст карточки и завершите работу заполнением перфокарт. Приступаем к работе. Сейчас проверим ваши ответы по желтым карточкам. Сравните свои ответы с ответами на доске. У кого ответы совпадают, поднимите свои карточки (и так проверяются ответы следующего цвета карточек).

– Молодцы, ребята! Давайте развяжем еще один узелок.

– А теперь солдат предлагает нам поиграть в “Слова наоборот”.

– Я вам буду показывать слова, а вы будете записывать в тетрадь слова с противоположным значением, но вслух их называть не будете, ведь у нас урок-сказка, а в каждой сказке есть тайна.

Итак, внимательно читаем, записываем и подчеркиваем орфограмму.

– Проверяем с помощью веера с набором гласных букв.

(Один учащийся называет слова, все поднимают ту гласную, которую они вставили в данное слово.)

– Молодцы, ребята! Развязываем еще один узелок.

– А теперь давайте обратим внимание на нашего солдата. Какой он бодрый, сильный, мужественный. А чтобы нам такими быть, чем мы должны с вами заниматься каждый день? (Зарядкой.)

– Вот и сейчас мы с вами проведем физминутку под “Марш деревянных солдатиков” Петра Ильича Чайковского.

V. Физкультминутка

На параде

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки-
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки-
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим-
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем-
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч,
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

– Ребята! Солдат принес с собой свиток с заданием, но прежде чем мы будем его выполнять, давайте подумаем: что такое свиток? (Учитель поясняет.) Свиток – узкая полоска папируса, пергамента или другого писчего материала, свернутая в трубочку.

(На доске вывешивается свиток.)

– Здесь было предложение, но слова рассыпались. Нам надо вставить предложение и записать его. -Давайте обратим внимание на выделенные слова. -Какая орфограмма присутствует в них? (Безударная гласная.)

– Назовите в какой последовательности у нас будут стоять слова в предложении?

(Обратить внимание на слово с большой буквы и слово с запятой, поставить под каждым словом порядковый номер в предложении.)

– Запишем это предложение и подчеркнем безударные гласные.

– Закончили. Молодцы, ребята! Теперь мы можем еще один узелок развязать.

– Мы с вами помогаем солдату выполнять задания, а дорога до дома остается совсем короткой.

– И вдруг перед солдатом расстилается цветочное поле, а на нем цветов видимо-невидимо.

Наши красные цветы
Раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.

Старенькая мама ждет своего сына – солдата – домой. Но не придет же солдат к маме без подарка. Давайте поможем собрать солдату букет цветов в эту корзину. Для этого надо в слова с пропущенной буквой вставить безударную гласную, а цветочек положить в корзину. (Цветочки держатся на магнитах.)

– Проверяем. Развязываем последний узелок.

– А солдат дошел до дома и встретился наконец со своей мамочкой.

VI. Итог урока

– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! А вы какой урок для себя взяли из этой сказки? (О любви к маме.)

– С какой орфограммой мы с вами встречались в каждом задании на уроке? (Безударная гласная, проверяемая ударением.)

– А что еще вспомнили? (Слова с противоположным значением и словарные слова.)

VI. Домашнее задание. Оценки

Записать 3–4 предложения о маме, найти безударную гласную и подчеркнуть.

– Ребята! Я хочу поблагодарить вас за урок и подарить вам по "солнышку", которое вы подарите своей любимой маме.

Урок закончен.