Тип урока: Урок - обобщение с элементами интеграции.
Цели:
- Помочь детям повторить и обобщить знания.
- Совершенствовать навык чтения целыми словами.
- Развивать речевые умения и творческие способности учащихся.
- Прививать любовь к устному народному творчеству, к русской литературе.
Оборудование: учебник «Родная речь» Л.Р. Климановой, магнитофон,
выставка рисунков и книг, ножницы, клей, карточки с
заданиями.
Методы обучения:
а) словесный: - рассказ (учителя, учащихся);
- беседа (диалог учителя с учениками по вопросам темы);
б) наглядные иллюстрации (рисунки, картинки, выставка книг);
в) практические: создание своей иллюстрации к сказкам;
г) проблемно- поисковые.
Ход урока:
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. Организационный момент | Учитель начинает урок со слов: «Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок Вы к гостям все повернитесь И радушно улыбнитесь. А теперь на место сели И в мир сказок полетели». |
Ученики поворачиваются к гостям, приветствуют их и садятся место. | ||||||
II. Актуализация знаний | - Сегодня на уроке литературного чтения мы обобщим знания, полученные из раздела: «Сказки, загадки, небылицы». Обратите внимание на выставку рисунков и книг. 1) Игра «Докажи словечко».
Звучит на магнитофоне начало 2-х сказок. - «Влез и этот - семеро стало, да и так тесно, что того и гляди разо- рвется». - Какие сказки похожи? - Чем отличаются? |
Дети рассматривают
выставки книг и рисунков. Учащиеся хором договаривают слова. - загадки - потешки - сказки Дети сидят группами и разгадывают за шифрованные слова. Готовят по группам задание и выступают. Дети, прослушав, отгадывают названия сказок: 1) «Теремок». 2) «Гуси- лебеди». 3) «Рукавичка». Дети соотносят сказки «Теремок» и «Рукавичка». |
||||||
III. Физминутка. | «Медвежата в роще жили». | Учащиеся выполняют движения под чтение стихотворения. | ||||||
IV. Работа над новой темой. | На доске написана тема: «Узнай сказку». Учитель предлагает по записи – шифровке узнать название сказки. МПРОЕТКУСХЯЧ ИФСМОЛНБАЭКЗА 1) Первоначальное знакомство с содержанием сказки. Занялась заря - рассвело. 2) Понимание прочитанного. а) Почему петух покинул стариков? 3) Выборочное чтение. а) Почему петух испугался и к
кому обратился за помощью? |
Дети читают название сказки «Петух и собака». Учащиеся читают сказку с комментированием на ходу. Ученики отвечают на вопросы. Дети находят в тексте ответ на вопросы и зачитывают. Ученики читают, об¬суждают и зачитывают пословицу, доказывая, что именно она подходит к сказке. |
||||||
IV. Закрепление и обобщение знаний. | 1) Игра «Узнай сказку» 2) На доске прикреплены имена героев сказок в два столбика - Прочитайте имена героев. - На какие особенности указывают вторые части имен? - Какая часть имени подходит к каждому животному? - Какое имя лишнее? Почему? 2. Викторина сказок. На доске иллюстрации. - Назовите лишнюю картинку. Почему? - Назовите русские народные сказки. - Назовите сказки, написанные в стихотворной форме. Кто автор? |
Дети отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся внимательно рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы учителя. - «Колобок», «Гуси- лебеди», «Маша и медведь», «Курочка ряба» и т.д. - «Мойдодыр», К.И. Чуковский |
||||||
VI. Динамическая пауза | Звучит музыка П.И.Чайковского. | - Ученики под музыку выполняют физическеи упражнения. | ||||||
VII. Технология | 1) - Вам понравились иллюстрации? Сегодня вы создадите
свои иллюстрации к сказкам. А вот к каким, нам помогут отгадать пословицы, которые вы группами соберете из слов. Детям раздают россыпью пословицы. а) Не учись разрушать, а учись строить. б) Сила сломит всё, а ум - силу. в) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 2) Учащимся раздают отдельно вырезанные фрагменты, элементы к сказкам, а они по группам создают аппликацию к своей сказке. Звучит музыка Чайковского. 3) Выставка работ учащихся. |
Учащиеся собирают
пословицы и говорят
к какой сказке они
подходят. - «Теремок». (I группа) - «Рукавичка». (II группа). - «Петух и собака». (Ill группа). Учащиеся рассказывают технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Приступают к работе. |
||||||
VIII. Итог урока. | - Что было интересно и легко справились на уроке? - Что вызвало затруднение, но удалось справиться тоже? - А что было самое трудное на уроке и с чем не удалось справиться? |
Учащиеся отвечают на вопросы. | ||||||
IX. Домашнее задание. | Придумайте историю о том, как жилось героям сказки «Петух и собака» в лесу. |