Операционная система. Элементы графического интерфейса

Разделы: Информатика


Цели:

  • Повторить и закрепить знания основных устройств компьютера, виды информации, информационные процессы;
  • Познакомить с понятиями операционной системы, интерфейса, окна.
  • Познакомить с основными элементами окна и их видами;
  • Закрепить умение запуска программ
  • Помочь сформировать умения выполнения действия с окнами, работы с несколькими окнами на экране.

Воспитательная:

  • Воспитывать информационную культуру, дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в учебе.
  • Воспитывать ответственность за выполняемую работу, аккуратность при работе с компьютером;

Развивающая:

  • Способствовать развитию грамотной речи, взаимодействия между учащимися.
  • Развивать умение работать в группе и умение выстраивать самостоятельную работу.
  • Способствовать развитию умения планировать свою деятельность;
  • Формировать интерес к предмету информатики.

Оборудование:

Презентация, выполненная с помощью компьютерной программы PowerPoint, практическое задание, рабочие листы, тест на обучаемость, компьютерный класс.

1. Мотивационный этап. (Сообщение темы и целей урока)

Сегодня урок информатики в вашем классе проведу я. Зовут меня Татьяна Викторовна.

На уроке я помогу вам вспомнить основные устройства компьютера, их назначение. Я помогу вам познакомиться с такими понятиями, как операционная система, графический интерфейс, окно и научиться выполнять действия с компьютерными окнами.

Сегодняшний урок поможет вам повысить свою информационную культуру и компьютерную грамотность.

Помогут вам в этом задания на доске, карточках и работа с компьютером.

Постарайтесь быть внимательными, четко выполнять задания, следить за доской, соблюдать рекомендации при работе с компьютером.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Для подготовки к этой работе ответим устно на вопросы, которые помогут вам вспомнить виды информации, информационные процессы, основные устройства компьютера.

  • Постарайтесь вспомнить и назвать виды информации? (Графическая, текстовая, звуковая, видео).
  • Какие информационные процессы (действия) можно выполнять с информацией? (Обработка, хранение и передача)
  • Шуточные загадки помогут вам вспомнить устройства компьютера (Системный блок, монитор(дисплей), клавиатура, мышь). Все это только аппаратные устройства компьютера.
  • Достаточно ли только аппаратных устройств для того, чтобы компьютер функционировал? (Нет).

Правильно! Такое описание похоже на описание анатомии человека.

Когда мы работаем за компьютером, то, иногда, появляется такое впечатление, что внутри него сидит человек и общается с нами через экран. Отвечает на наши вопросы, подсказывает, что надо делать, когда попадаем в затруднительное положение, и многое другое. Откуда компьютер все это знает?

Представьте себе маленького новорожденного человечка. У него есть все анатомические органы, необходимые для физической и умственной деятельности. Однако он еще ничего не умеет, ничего не знает. Эти умения и знания приходят с возрастом. Человек растет, развивается, не только физически, но и умственно. В ходе общения с людьми, осваивает речь, получает необходимые практические умения: как одеваться, пользоваться ложкой, карандашами, ножницами и многое другое. Потом осваивает правила умственной работы: учится писать, считать, логически рассуждать. В школе изучает разные науки, получает множество знаний и умений.

Какое отношение это имеет к компьютерам?

Самое прямое! Ведь компьютер устроен по образу мыслящего человека. Компьютер, который собрали на заводе из микросхем, проводов, плат и прочего, подобен новорожденному человеку. Он еще ничего не знает и не умеет. Для того, что компьютер стал “умным”, в него надо заложить информацию, т.е. “обучить”. Компьютерными учителями являются программисты. Они составляют программы, подготавливают необходимые данные. После такого “обучения” компьютер попадает к пользователю.

Среди множества программ есть система, которую можно назвать “интеллектом” компьютера – это операционная система (ОС).

Тема урока: “Операционная система. Элементы графического интерфейса.”

3. Операционно-познавательный этап.

Первой задачей ОС является обеспечение совместного функционирования всех аппаратных устройств компьютера.

Второй задачей ОС является предоставление пользователю доступа к ресурсам компьютера. (запуск программ, действия с файлами, создание документов и т.д.)

Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к его ресурсам.

MS-DOS,Windows, Linux.

Проводя далее аналогию компьютера с человеком, можно сказать что, как и у человека у компьютера “интеллект” можно видеть на лице.

От английского слова face-лицо, “лицо” компьютера называют интерфейсом.

И так как “лицо” компьютера является нарисованным (кнопочки, картинки, значки), то его называют графический интерфейс.

Графический ИНТЕРФЕЙС — обеспечивает диалог человека с компьютером.

Элементами графического интерфейса являются окна, меню, диалоговые панели.

Основной элемент графического интерфейса - ОКНО.

Окно – прямоугольная часть экрана, ограниченная рамкой.

Операционная система корпорации Microsoft потому и называется Windows (окна), что работают с окнами. После открытия какой-нибудь папки или документа или программы или сообщение операционной системы в пределах рабочего стола размещается её окно.

Одновременно может быть открыто несколько окон. Например, в одном окне можно набирать текст, в другом – рисовать, в третьем – выполнять вычисления.

Окна можно закрывать, перемещать, изменять их размеры, свертывать в кнопки на панели задач или развертывать на весь экран.

Основные виды окон: диалоговое окно, окно папки, окно справочной системы, окно программы, окно документа.

Диалоговое окно - окно, появляющееся на экране при вводе команды, выполнение которой требует от пользователя ввести дополнительные данные, необходимые для дальнейшей работы программы.

Диалоговые окна могут содержать следующие элементы управления:

  • Вкладки (закладки) – предназначены для выполнения некоторых команд в окне;
  • Кнопка – элемент управления, который предназначен для выполнения команд. По форме кнопка может быть прямоугольником с надписью или значком с рисунком. Во многих приложениях используются подсказки, они появляются в виде текста в рамке, если на кнопку навести указатель мыши;
  • Надпись со статическим текстом обычно используется для вывода заголовков.
  • Поле ввода текста – элемент управления, предназначенный для ввода и редактирования данных. Вводимый текст может быть длиннее стороны прямоугольника, ограничивающего поле, т.е. может быть похож на бегущую строку;
  • Счетчик – элемент управления, предназначенный для изменения числового значения, выводимого в поле. Счетчик состоит из двух кнопок - для увеличения или уменьшения;
  • Поле со списком – позволяет выбрать элемент из списка или ввести данные вручную. Текущее значение отображается в поле, а список возможных значений раскрывается при нажатии кнопки со стрелкой;
  • Переключатели – используются для предоставления возможности выбора одного варианта из нескольких (многих). В одной группе переключателей можно выбрать только один;
  • Флажок – используется для выбора одной или нескольких позиций из предложенного списка. Представляет из себя квадратик, который пользователь может пометить галочкой. Для отмены действия достаточно повторно щелкнуть мышью в квадратике.
  • Ползунок – устанавливает одну из позиций на шкале перемещением движка.
  • Окно справочной системы – окно, которое выводит справочную информацию о том объекте, с которым работает пользователь.
  • Окно папки – предназначено для отображения содержимого папки и для выполнения операций над объектами, содержащимися в папке;
  • Окно программы – предназначено для отображения функции конкретной программы;
  • Окно документа – предназначены для работы с документами и “живут” внутри окон программ.

4. Практическая работа.

Следующее задание поможет вам научиться выполнять действия с окнами, размещать на экране сразу несколько окон.

5. Зарядка для глаз.

  1. И. П. - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки, повторить 4 раза.
  2. И. П. - сидя, смотреть прямо перед собой на монитор 2-3 сек., перевести взор вдаль на 3-5 сек. Повторить 5- 6 раз.
  3. И. П. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз

Тестирование.

Выполнение теста поможет каждому из вас проверить на сколько сегодня на уроке вы были внимательны и усвоили новую тему.

Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы познакомились с понятиями операционной системы, графического интерфейса, видами окон, элементами окон разного вида.

Получили навыки выполнения действия с окнами, работы с несколькими окнами.

Каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smiley – улыбаться).

Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение.

Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.

Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.

:-) – радостное лицо
;-) – подмигивающая улыбка

Оцените свою комфортность на уроке, используя смайлики.

Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:

:-) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
:-? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему.
:-( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Презентация