Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». В. Осеева «Печенье», «Лекарство».
Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость); совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения; развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.
ХОД УРОКА
1. Организация внимания учащихся
2. Минутка чистой правильной речи
– Прочитайте глазами, а затем вслух, правильно
поставив ударение в словах. Своё несогласие или
недоумение выразите поднятием руки.
Каталог, кремы, гофрировать,
звонит, пеня, ремень,
мельком, закупорить, столяр,
досуг, ворота, жалюзи,
курей, банты, торты,
шарфы, хвоя, заржаветь.
– Что вас смутило? А так ли важно произносить
правильно слова? Это может в дальнейшей жизни
каким-либо образом пригодиться?
– Тогда ещё одно слово я предлагаю вам. Облегчить.
– Для лучшего запоминания попробуем
подобрать слова-рифмы.
Облегчить – заточить,
намочить, полечить.
– Попытайтесь сейчас придумать двустишие.
Как же душу облегчить?
Добротою полечить.
или:
Я труд мамы облегчил:
Коврик грязный замочил.
– Возможно, к концу урока у вас появится ещё вариант.
3. Работа над темой урока
На доске пословицы:
- Так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать.
- Тому, кто в юности своей
Не чтил отца и мать,
Почёта от своих детей
Не суждено узнать.
– Что значит почесть, чтить, почитать? (Относиться с любовью, уважением)
Чему в гнезде училась птица,
То ей в полёте пригодится.
– Прочитав все эти персидские пословицы, как вы
считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы
детей)
– Что создают родители? (Семью)
4. Создание кластеров
– Что написано в центральном круге? Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?
5. Физминутка
6. Создание синквейнов на тему «Семья»
– В далёком 1902 году в г. Киеве, что в Украине,
родилась Валентина Александровна Осеева,
ставшая замечательной писательницей. Но прежде,
чем писать о детях и для детей, она сначала
поработала воспитательницей в детском саду. Она
писала рассказы, сказки, стихи, повести. «Васёк
Трубачёв и его товарищи», «Динка» – одни из самых
известных её произведений.
– Какие произведения Осеевой вам
посчастливилось прочитать? (Ответы детей)
– Прочитайте название раздела. Как вы понимаете
данное название?
(Чтение учителем рассказа «Печенье»)
– Представьте себя художниками, какие бы вы
взяли краски, чтобы в цвете выразить своё
душевное состояние, прослушав рассказ? Почему
именно такие тона?
– Как вы считаете, что это: завтрак, обед, ужин?
– Как начинался ужин? Прочитайте.
– Почему молчали мама и бабушка?
– Как вы считаете, какие взаимоотношения в
данной семье?
– Какими растут мальчики?
– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый
человек, пренебрегающий интересы окружающих)
– Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не
стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми,
невнимательными, бездушными?
– Из чего это видно? (Многоточие в конце
рассказа)
7. Чтение детьми по ролям.
– Дома я предлагаю выполнить задание по выбору, кому какое по душе:
- 1-е задание – создать синквейн о бабушке;
- 2-е – придумать к рассказу окончание;
- 3-е – проинсценировать;
- 4-е – просто прочитать выразительно.
– Кто будет выполнять 1-е задание? 2-е? 3-е? 4-е?
– Предположите, о чём рассказ Осеевой
«Лекарство»? (Ответы детей)
(Чтение рассказа детьми)
– В каком предложении заключается главная, на
ваш взгляд, мысль?
– Почему так назван рассказ?
– Какою предстаёт перед нами героиня в
заключительной части рассказа?
– Подумайте, в шутку или всерьёз нужно
воспринимать слова доктора?
8. Итог урока
– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
– С чем вы уходите с данного урока, что взяли в
голову и в душу?