Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». В. Осеева «Печенье», «Лекарство».

Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость); совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения; развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.

ХОД УРОКА

1. Организация внимания учащихся

2. Минутка чистой правильной речи

– Прочитайте глазами, а затем вслух, правильно поставив ударение в словах. Своё несогласие или недоумение выразите поднятием руки.
Каталог, кремы, гофрировать, звонит, пеня, ремень, мельком, закупорить, столяр, досуг, ворота, жалюзи, курей, банты, торты, шарфы, хвоя, заржаветь.
– Что вас смутило? А так ли важно произносить правильно слова? Это может в дальнейшей жизни каким-либо образом пригодиться?
– Тогда ещё одно слово я предлагаю вам. Облегчить.
– Для лучшего запоминания попробуем подобрать слова-рифмы.

Облегчить – заточить, намочить, полечить.
– Попытайтесь сейчас придумать двустишие.

Как же душу облегчить?
Добротою полечить.

или:

Я труд мамы облегчил:
Коврик грязный замочил.

– Возможно, к концу урока у вас появится ещё вариант.

3. Работа над темой урока

На доске пословицы:

  • Так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать.
  • Тому, кто в юности своей
    Не чтил отца и мать,
    Почёта от своих детей
    Не суждено узнать.

Что значит почесть, чтить, почитать? (Относиться с любовью, уважением)

Чему в гнезде училась птица,
То ей в полёте пригодится.

– Прочитав все эти персидские пословицы, как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей)
– Что создают родители? (Семью)

4. Создание кластеров

– Что написано в центральном круге? Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?

5. Физминутка

6. Создание синквейнов на тему «Семья»

– В далёком 1902 году в г. Киеве, что в Украине, родилась Валентина Александровна Осеева, ставшая замечательной писательницей. Но прежде, чем писать о детях и для детей, она сначала поработала воспитательницей в детском саду. Она писала рассказы, сказки, стихи, повести. «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка» – одни из самых известных её произведений.
– Какие произведения Осеевой вам посчастливилось прочитать? (Ответы детей)
– Прочитайте название раздела. Как вы понимаете данное название?
(Чтение учителем рассказа «Печенье»)
– Представьте себя художниками, какие бы вы взяли краски, чтобы в цвете выразить своё душевное состояние, прослушав рассказ? Почему именно такие тона?
– Как вы считаете, что это: завтрак, обед, ужин?
– Как начинался ужин? Прочитайте.
– Почему молчали мама и бабушка?
– Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
– Какими растут мальчики?
– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)
– Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными?
– Из чего это видно? (Многоточие в конце рассказа)

7. Чтение детьми по ролям.

– Дома я предлагаю выполнить задание по выбору, кому какое по душе:

  • 1-е задание – создать синквейн о бабушке;
  • 2-е – придумать к рассказу окончание;
  • 3-е – проинсценировать;
  • 4-е – просто прочитать выразительно.

– Кто будет выполнять 1-е задание? 2-е? 3-е? 4-е?

– Предположите, о чём рассказ Осеевой «Лекарство»? (Ответы детей)
(Чтение рассказа детьми)
– В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль?
– Почему так назван рассказ?
– Какою предстаёт перед нами героиня в заключительной части рассказа?
– Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора?

8. Итог урока

– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
– С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу?