Технология модульного обучения, которая направлена на самостоятельную работу учащихся по индивидуальной учебной программе. Учащиеся работают самостоятельно, учитель - корректор.
Задача: освоить различные виды соединения проводников.
Учащиеся должны знать:
- Что представляет собой каждое из соединений;
- Закономерности в цепи с последовательным и параллельным соединением проводников;
- Применение и недостатки каждого вида соединений.
Учащиеся должны уметь:
Опознавать различные виды соединений;
Использовать закономерности, существующие в цепи с последовательным и параллельным соединением проводников, при расчётах параметров комбинированных цепей.
Учебные элементы | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ - О (5 мин) |
Цель: Познакомить учащихся с последовательным и параллельным соединением проводников и закономерностями существующими в цепи с последовательным и параллельным соединением проводников; сформировать умения рассчитывать параметры комбинированных цепей. | Прочитать целеполагающую часть технологической карты, определить, что необходимо освоить на занятии. Обсудить и сформулировать с учащимися определения электрических цепей. |
УЭ - 1 УЭ - 2 УЭ - 3 УЭ - 4 |
Изучение нового материала. Каждый учащийся получает карточку, в которой имеется объяснительный материал; учащиеся изучают его, делают необходимые пометки в тетрадях. Цель: ознакомить учащихся с различными видами соединения проводников и закономерностями существующими в таких цепях; развитие памяти и логического мышления; самостоятельности учащихся. Закрепление изученного материала. Цель: закрепить знания учащихся о различных соединениях проводников; развивать умения рассчитывать параметры в цепях при параллельном и последовательном соединении проводников. Закрепление изученного материала. Цель: закрепить знания учащихся о различных видах соединения проводников; сформировать умение рассчитывать параметры комбинированных цепей. Обобщение изученного материала, подведение итогов урока. Цель: обобщение знаний, развитие умения анализировать полученные знания, контроль и оценивание знаний. Домашнее задание. |
Модуль 1. После этого переходим к модулю 2, сделав необходимые пометки в оценочном листе. Модуль 2. Каждый ученик получает карточку, в которой содержатся задания, необходимые для закрепления изученного материала. За каждое правильно выполненное задание ученик ставит 1 балл в оценочный лист. Если набрано необходимое количество баллов, указанное в оценочном листе, то переходим к модулю 3. Модуль 3. Каждый ученик получает карточку, в которой содержатся разноуровневые задания. За каждое правильно выполненное задание ученик ставит 1 балл в оценочный лист. Если набрано необходимое количество баллов, указанное в оценочном листе, то переходим к модулю 4. Модуль 4. Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оценить полноту усвоения учебного материала. Подсчитать количество баллов в оценочном листе. Записать домашнее задание. |
Модуль 1.
Последовательное соединение проводников. | Параллельное соединение проводников. |
Последовательным считают такое
соединение проводников, при котором конец
первого проводника соединяют с началом второго,
конец второго - с началом третьего и т.д. Схема последовательного соединения проводников. Ток, протекающий через все резисторы при последовательном соединении резисторов один и тот же. Iобщ = I1 = I2 = I3, то есть общее значение силы тока равно значению силы тока на первом резисторе, равно значению силы тока на втором резисторе и т.д. При последовательном соединении резисторов общее напряжение на всём соединении равно сумме напряжений на каждом резисторе. Иобщ = И1 + И2 + И3; Исходя из закона Ома для участка цепи (I = И / R) общее сопротивление вычисляется по формуле: Rобщ= --+ --+ --=R1 + R2 + R3 Общее сопротивление при последовательном соединении резисторов будет равно сумме сопротивлений каждого из резисторов. Основной недостаток: при выходе из строя одного из элементов соединения проводников отключаются и остальные. Применение: ёлочная гирлянда. |
Параллельным называется такое
соединение проводников, при котором начала всех
проводников присоединяются к одной точке
электрической цепи, а их концы - к другой. Схема параллельного соединения проводников. При параллельном соединении резисторов сила тока равна сумме сил токов в разветвлениях. Iобщ = I1 + I2 + I3 Напряжение на концах всего разветвления равно напряжению на его отдельных ветвях. Иобщ = И1 = И2 = И3 Общее сопротивление для участка цепи: R2R3 + R1R3 + R1R2 То есть, величина, обратная общему сопротивлению равно сумме величин, обратных R1 ; R2; R3 Применение: используется при соединении потребителей в жилых помещениях. |
Модуль 2.
Задания для закрепления.
R1 = 6 Ом
R2 = 2 Ом
I1 = 12B
I2 = 4B
I = ?
Определите вид соединения проводников.
Вычислите Iобщ ; Иобщ; Rобщ .
R1 = 8 Ом
R2 = 5 Ом
I1 = 10A
I2 = 16A
И = ?
Определите вид соединения проводников.
Вычислите Iобщ ; Иобщ ; Rобщ.
Примечание: для выполнения заданий вспомните закон Ома для участка цепи.
Модуль 3.
Как можно использовать одинаковые лампы, рассчитанные на напряжение 36В, если напряжение в сети равно 220В? Нарисуйте схему цепи.
Проводники сопротивлением 15Ом и 20Ом соединены параллельно. Вычислите общее сопротивление соединения.
Участок цепи состоит из двух последовательно соединённых резисторов, сопротивления которых 50 Ом и 70 Ом. Напряжение на участке цепи 60В. Найдите силу тока в цепи и напряжение на каждом из резисторов.
Проводники сопротивлением 3 Ом и 15 Ом соединены параллельно и включены в цепь напряжением 45В. Определите силу тока в каждом проводнике и в общей цепи.
Примечание: В задаче 3: общее напряжение.
Модуль 4.
Приведите схему последовательного соединения и вспомните, как вычислить: Iобщ - ? Иобщ - ? Rобщ - ?
Приведите схему параллельного соединения и вспомните, как вычислить : Iобщ - ? Иобщ - ? Rобщ - ?
Оценочный лист
В процессе урока учитель проверяет правильность выполнения заданий из модуля 2, 3, 4. Если задание выполнено верно, то ученик выставляет себе 1 балл в оценочный лист.
Фамилия, имя -------------------
УЭ | Максимальное количество баллов | Количество баллов за основное задание | Общее количество баллов |
Модуль 1. (УЭ 1 ) |
1 балл | Если теоретический материал освоен, вам присуждается 1 балл. | |
Модуль 2. (УЭ 2 ) |
2 балла | Задание 1 - 1 балл Задание 2 - 1 балл |
Если вы набрали 3 балла, то переходите к модулю 3, если нет, то возвращайтесь к модулю 1, потом 2. При набранных трёх баллах учитель проверяет правильность решения.
Модуль 3. ( УЭ 3 ) |
4 балла | Задание 1 - 1 балл Задание 2 - 1 балл Задание 3 - 1 балл Задание 4 - 1 балл |
Если вы набрали 7 баллов, то переходите к модулю 4, если нет, возвращайтесь к модулю 1, потом 2, потом 3. При набранных 7 баллах учитель проверяет правильность решения.
Модуль 4. (УЭ 4 ) |
2 балла | Задание 1 - 1 балл Задание 2 - 1 балл |
При набранных 9 баллах учитель проверяет правильность выполнения заданий.
Всего баллов --------
Оценка ------