Визитная карточка проекта.
Тема учебного проекта. Формирование умения обобщать и систематизировать информацию, полученную в процессе исследовательской деятельности на примере подготовки к игре “Город, в котором я живу”.
Дидактические цели учебного проекта.
Создаю условия для:
- Ознакомления с этапами проектной деятельности, вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс.
- Формирования у учащихся общего умения систематизировать и обобщать полученную информацию.
- Развития коммуникативных, художественно- творческих способностей учащихся в процессе индивидуального и группового действия.
- Воспитания гражданской позиции, патриотических чувств.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые учебным проектом.
Познавательная деятельность
- Наблюдение и исследование объектов окружающего мира.
- Умение создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, стихи, поделки).
Речевая деятельность и работа с информацией
- Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками.
- Элементарное обоснование высказанного суждения.
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера.
Организация деятельности
- Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
- Определение способов контроля и оценки деятельности.
Методические задачи учебного проекта.
- Развитие проектировочного компонента в собственной педагогической деятельности.
- Совершенствование умения собственного управления исследовательской деятельностью учащихся через индивидуальную и групповую работу.
- Овладение умением формирования у школьников обобщать полученную информацию и выделять главное в процессе исследовательской деятельности.
Основополагающий вопрос учебного проекта.
Какими способами и средствами выразить своё отношение к городу, в котором живём?
Вопросы учебной темы (проблемные).
- Через какие источники информации мы можем узнать об образовании и развитии города Славгорода? (их поиск)
- Как систематизировать и оформить собранный материал?
- Какими способами и средствами выражают люди своё отношение к малой Родине?
- Каково моё отношение к городу Славгороду?
- Каковы роль и значение города Славгорода в моей жизни?
Творческое название учебного проекта.
“С чего начинается Родина”
Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта.
Изучение и исследование городских объектов (памятники, старинные и современные здания, улицы, учебные заведения и т.д.).
Возраст учащихся.
3 класс, 9-10 лет.
Продолжительность работы над проектом.
С 03.12.2007г. – по 31.01.2008г.
Этапы работы над проектом.
- Запуск проекта.
- Планирование работы.
- Определение уровня готовности к исследовательской и поисковой работе.
- Сбор информации.
- Структурирование информации.
- Расширение информации.
- Оформление результатов работы.
- Презентация проекта.
- Подведение итогов, рефлексия.
1. Запуск проекта.
Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речь идёт о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить что такое проект? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту?
Вот и получается, что я сама должна быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как я это люблю.
Моему классу предстояло принять участие в интеллектуальной игре “Город, в котором я живу”. Заранее объявила тему, обсудили её актуальность, почему это для нас важно и зачем нам это нужно?
Дети пришли к выводу, что каждый человек должен обязательно знать историю своего родного города. В рамках подготовки к игре возникла необходимость сделать собственный проект. Выяснилось, что для успешной игры, нужна хорошая подготовка. Решено было начать готовиться, искать нужную литературу в библиотеках. Дети серьёзно отнеслись к предстоящей работе, поставили перед собой цель.
2. Планирование работы.
Через некоторое время оказалось. Что изучить нужно многое. Чтобы не запутаться решили наметить план своей работы. Во внимание брались все детские предложения. Всё это я объединила одним словом – проект, уточнила, что направленность его будет краеведческая. Стало понятно, что проект – это творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться.
У нас получились следующие направления:
- Как начинался Славгород, его история.
- Старинные и современные здания.
- Памятники и архитектурные сооружения.
- Улицы города.
- Учебные заведения.
- Предприятия города.
Чтобы всё это изучить, дети решили стать меленькими исследователями своего города, разделились по группам. Составили график работы над проектом, установили критерии оценки работы. У проекта появилось название “Город моего детства”.
По характеру деятельности его участников проект определился как краеведческий, с элементами творческого, исследовательского и информационного.
Как участник проекта и как учитель, я старалась всё делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают всё сами. По сути, я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди меня, помогая им, если они просят об этом.
3. Актуализация знаний.
Учащиеся уточнили свои знания по каждому направлению.
Рассказали о том, когда образовался Славгород. Вспомнили, что в городе, кроме современных зданий, есть ещё старинные купеческие и помещичьи дома. Сегодня в них располагаются магазины, клуб “Десантник”, краеведческий музей, мировые судьи, педколледж .
В городе есть памятники. Учащиеся перечислили названия улиц, все учебные заведения и предприятия города.
Обратили внимание на жителей Славгорода. Ребята говорили о людях разных профессий, которые живут в нашем городе и добросовестно трудятся. Среди них есть почётные граждане.
4. Сбор информации.
Дети обращались к различным источникам информации, собирали интересующие их факты, фиксировали их и готовили к использованию в проектах. Ходили на экскурсию в краеведческий музей. Основные виды представления информации – записи, вырезки и ксерокопии текстов, фотографии. Завершился сбор сведений размещением всей найденной информации в одной папке, которую завела каждая группа.
На данном этапе я старалась незаметно направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации, наблюдала, координировала, поддерживала и консультировала учащихся.
5. Структурирование информации.
Ученики систематизировали информацию, обсудили, как лучше оформить результат групповой работы, сделали наброски чернового варианта.
6. Расширение информации.
- Учащиеся обменивались информацией с одноклассниками.
- Составляли краеведческие синквейны.
Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объёма материала в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме. Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Знакомство учеников с синквейнами начинаю с объяснения, как пишутся такие стихотворения.
1-я строка – название синквейна;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4 -я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.
Привожу несколько примеров:
- Проект.
- Краеведческий, творческий.
- Развивает, учит, воспитывает.
- Результат – собран материал.
- Деятельность.
- Город.
- Любимый, родной.
- Развивается, строится, хорошеет.
- Все мы – жители.
- Жизнь.
- Краеведение.
- Современный, молодёжный.
- Расширяется, зеленеет, растёт.
- Наш город – любимый.
- Лицей.
- Писали сочинения на тему “Мой город”.
- Сочиняли стихи.
- Участвовали в интеллектуальной игре “Город, в котором я живу”. Заняли 3 место.
7. Оформление результатов работы.
Оформление творческих проектов:
- Подготовка выступлений по теме проекта.
- Рисунки “Мой город”.
8. Презентация проекта.
Она завершила и подытожила работу над проектом. Каждая группа выступала по своей теме. В целом получилось единое выступление. Учащиеся учились аргументировано излагать мысли, идеи, анализировать свою деятельность. Дети рассказывали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрировался и наглядный материал, который изготовлен в процессе работы над проектом.
9. Рефлексия. Подведение итогов.
Рефлексия – анализ своего пути достижения целей проекта.
При моей поддержке происходил разбор проделанной работы. Ребята говорили о встретившихся трудностях, оценивали вклад участников, выявляли ошибки проекта, пути их исправления.
В целом своей работой дети остались довольны.