Цель:
1. познакомить с историей станицы, её духовным
наследием, достопримечательностями. Закрепить
знания учащихся о курорта края.
2. Работать над развитием внимания, логического
мышления.
3. Воспитывать бережное, чуткое отношение к
природе, любовь к родному городу. Воспитание
чувства патриотизма, гордости за свою малую
родину.
Оборудование: альбомы, карандаши, книга “Красноармейский район Краснодарского края”, В.П.Александрова “История станицы Полтавской”, фотографии, отрывок видеофильма о станице, запись песни.
Ход урока
1. Орг. момент. (1 мин)
В бездонном небе, горят зарницы,
И на душе моей светло.
Моя Полтавская станица,
Моё родимое родство.
2. Актуализация знаний. (3 мин)
Ребята, мы сейчас разгадаем кроссворд и узнаем, кто, как усвоил материал прошлого урока.
1. | н | е | в | е | с | т | а | |||
2. | т | о | н | к | и | й | ||||
3. | а | н | а | п | а | |||||
4. | г | е | л | е | н | д | ж | и | к | |
г | о | р | я | ч | и | й | ||||
6. | с | о | л | н | ц | е | ||||
7. | в | о | д | а |
- Как в переводе с тюрского звучит Геленджик?
- Какой мыс отделяет город Геленджик?
- Какой город называют “ребячья республика”?
- В красивой бухте расположен
К Новороссийску путь проложен,
Хоть он собою невелик,
Но всем известен--… (Геленджик) - Какой ключ не удержать в руках?
- Какой общий предмет расположен на гербах города Геленджика и Анапы?
- Что помогает людям излечить свои болезни на курортах в Горячем Ключе?
3. Сообщение темы урока. (2 мин)
Какое слово получилось по вертикали при разгадывании кроссворда? (станица)
Как называется наша станица? Где она расположена на территории края? В каком районе?
Как вы уже догадались, сегодня на уроке, речь пойдёт о нашей родной станице. (слайд 2)
(звучит отрывок из песни “Вот она какая, сторона родная”)
4. Изучение нового материала.
1) “Дела, давно минувших лет”
а) Слово учителя. (2 мин)
Полтавский курень, ныне станица Полтавская - центр Красноармейского района Краснодарского края, один из 38 запорожских куреней, пришедших на Кубань из Приднестровья в
1792-1793 г. в составе Черноморского Казачьего войска.
Первоначально прибыло 460 человек, в том числе 162 женщины. Первую зиму Полтавский курень провёл в устье реки Еи вместе с 14 другими куренями.
Зимой 1794 г. семидесятилетний атаман куренной Филипп Шрам вынул жребий, согласно которому полтавчанам предстояло поселиться “за пятнадцать верст от вершины Сухой Ангелики:сие от Кубани, отодвинутой по причине низменных там мест на возвышенные места”. Расселялись по обе стороны Ерика в один ряд хат между нынешними улицами Ленина и Коммунистической.
б) Подготовленные учащиеся инсценируют отрывок из стихотворения кубанского поэта П. С. Карпенко “Бабы Моти сказ про реку Челбас” (Приложение 1) (2 мин.) (слайд4)
5. Физминутка. (3 мин)
Учитель. Сегодня станица Полтавская самый крупный благоустроенный населённый пункт на территории нашего района с численностью 28836 человек. Здесь сосредоточены промышленные предприятия, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции: консервный завод, маслосырзавод, крупнейший элеватор, рядом с которым располагается железнодорожный узел.
Общеобразовательную и воспитательную деятельность осуществляют школы и дошкольные учреждения, филиал Анапского техникума, колледж “Знание”, филиал московского института. В станице работают РДК “50 лет Октября”, Центр внешкольной работы, музей, библиотеки, Дворец спорта, Детская школа искусств.
А сейчас подготовленные учащиеся вам расскажут В.О.В. в нашей станице. (слайд 5)
в) Станица Полтавская во время В. О. В. (3 мин)
Опережающее обучение.
Ученик 1. В то далёкое утро 9 марта 1943 года со слезами радости встречали наших воинов станичники. Всего семь месяцев хозяйничал враг на земле нашей станицы, но, сколько горя причинил. Смерть 57 зверски замученных мирных жителей, 125 исковерканных судеб, угнанных насильно из станицы в Германию молодых людей, вернулись только четверо, сотни похоронок, присланных в семьи наших земляков. (слайд 6)
Ученик 2. Многие наши земляки воевали на различных фронтах, многие из них получили высокие боевые награды. Но особенно мы гордимся Героями Советского Союза Федоренко В. И., Пода П. А.,
Дудин Н. М. (слайд 7)
Ученик 3. Уходят от нас ветераны В.О.В., одно поколение сменяется другим. Но так хочется верить, что не только живущие сейчас, но и наши потомки всегда будут преклонять головы и приносить цветы к подножию величественного монумента Славы в нашем станичном парке. (слайд8)
2) Фотовыставка “Памятные места ст. Полтавской”.
(звучит фонограмма песни “Красноармейский район” музыка и слова А. Гоголь) - 4 мин.
1. Есть на Кубани
Прекрасный район,
Красноармейским его зовут.
Хорошие люди здесь живут,
О добрых делах поют.
Припев:
Красноармейский район-
Наш район,
Рисовый, чековый край,
Гостей встречай, песни пой,
Веселей, гармонь, играй.
2. В нашем районе
Много полей,
Реки, леса и луга.
Солнышко светит нам веселей,
Жить нам здесь наша судьба.
3. Трудиться мы будем
И песни петь,
Чтоб краше был наш район.
Наследье отцов наших
Будем беречь,
И славу умножит он.
Демонстрируются фотографии Храма Рождества Пресвятой 3.
Богородицы, памятник 200 летию образования Полтавского куреня, памятник-стелла летчикам освободителям в годы В.О.В., монумент Славы, мемориал “Аллея героев” и другие.
(слайды 9 10 11) (Приложение 2)
3) Настоящее станицы Полтавской.
а) Чтение стихов учащимися.(1 мин)
Полтавская! Полтавская!
Станица ты хозяйская,
Асфальт, с любовью мощенный,
Дома из кирпича.
Над Ериком с осокою,
Мосты стоят высокие,
Всё сделано, ухожено,
Руками полтавчан.
б) Просмотр видеофильма о станице. (10 мин)
1. Предприятия станицы.
2. Воскресная школа.
3. Герои нашей станицы.
4) Проектная работа “Наша станица в будущем”.
(проверка домашнего задания) - 5 мин
Учащиеся делятся на группы и создают свой общий проект из домашних заготовок.
а) Выставка работ.
б) Защита своих проектов.
6. Домашнее задание. (1мин)
Подготовить мини сочинение и рисунки о своей родной станице.
7. Итог урока.
а) Блиц-опрос. (2мин)
- В каком году образовалась станица?
- В районе, каких улиц были построены первые хаты
казаков?
- Назовите фамилии наших земляков, прославивших
станицу в годы В.О.В.
- Сколько в станице общеобразовательных школ?
- В какой из них учитесь вы?
- Какие ещё школы есть в станице?
- Назовите крупные предприятия станицы?
б) Чтение стихов подготовленными детьми. (1мин)
Полтавская наша станица,
Высокое небо из ситца,
Сияет под солнцем для нас.
Над Ериком ивы родные,
Развесили косы густые,
Мы здесь родились и живём.
По Красной шагаем,
Друг друга все знаем,
И песни о вас мы поем.
Полтавская наша станица,
Тобою нельзя не гордиться,
И сердцем тебя не любить.