Разработка урока русского языка во 2-м классе "Проверка безударных гласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить знания учащихся о проверке и написании безударных гласных в корне слова;
  • учить правильно, использовать изученное правило;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к природе, музыке, к своей Родине.

Оборудование:

  • таблица “Безударные гласные в корне слова”;
  • картинки птиц;
  • репродукция Саврасов “Грачи прилетели”;
  • портрет П. И. Чайковского;
  • портрет Ф. Тютчева;
  • магнитофонная запись стихотворения “Весенние воды” и запись голосов птиц.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

(слайд 1-2)

2. Минутка чистописания.

- Вспомните написание буквы, которая стоит в алфавите между буквами б и г.
- Какая это буква?
- Какой звук обозначает в? Что вы о нём знаете?
- Записали заглавную и строчную букву в.

(слайд 3)

3. Актуализация знаний.

(слайд 4)

- О каком времени года отрывок из стихотворения А. Толстого?

Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.

- Какие услышали приметы весны?
- Какое “опасное” место в слове весна?
- Как его проверить?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?

(весна – вёсны)

4. Сообщение темы урока.

- Чем будем заниматься на этом уроке? (ответы детей)
- Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? (таблица)
- Как их проверить?

5. Словарная работа.

(Звучит магнитофонная запись голосов птиц)

- Ребята, что вы слышите?
- Посмотрите, какие птицы прилетели к нам на урок? (картинки с изображением птиц) (слайд 5)

- Запишите название этих птиц.

Сорока, ворона, воробей, скворец.

- Какое слово “лишнее”? Почему?
- Написание, какого слова можно проверить? Как? (скворец- скворушка)
- А какие птицы называются перелётные? Почему?
- В какое время года они к нам прилетают?

6. Работа по теме урока.

а) Вступительное слово учителя.

- Весна самое прекрасное время года. Вся природа пробуждается от долгой спячки. Начинаются распускаться первые листочки, появляются цветы на растениях. На Кубани весной воздух особенный, отличается своим ароматом. Он наполнен запахами цветущей черёмухи и сирени, как весенний снегопад летит повсюду тополиный пух, и всё вокруг пестреет разноцветными красками. И, конечно, слышны голоса перелётных птиц, которые вернулись из жарких стран. Весну воспевают музыканты, поэты, художники и простой народ.

б) Работа с музыкальным произведением.

Вот композитор П. И. Чайковский очень любил русскую природу. (слайд 6) Сейчас вы услышите отрывок из его пьесы “Песня жаворонка”. Постарайтесь услышать весну!

(звучит музыка)

- В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Вы услышали лёгкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой первой весенней птицы.

- Составьте предложения о весне.

(Выслушиваются ответы детей, записывается одно предложение и разбирается по членам предложения)

в) Работа по картине.

По народному поверью в день Герасима (17 марта) прилетают с зимовки грачи к своим родным гнёздам. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречают люди.

Посмотрите на картину А. Саврасов “ Грачи прилетели”. Это лучшая работа художника. Что вы видите на этой картина. (слайд 7)

(ответы детей)

- В старину говорили:

Коли грачи прилетели прямо на гнёзда - дружная весна. Увидел грача – весну встречай.

(запись с комментированием и подбор и запись проверочных слов)

- В каких словах безударную гласную в корне слова нужно проверить?
- Какое проверочное слово? Как его правильно подобрать?

7. Физминутка (под музыку “Танец утят”)

- Назовите домашних птиц.
- Что весной происходит в их жизни? (появляются птенцы)
- Давайте покажем, как танцуют маленькие утята.

г) Работа с пословицей.

- Но не только художники и музыканты прославляли весну. В народе очень много пословиц о весне. Сейчас мы попробуем собрать пословицу, которую лёгкий весенний ветерок разбросал на доске. (самостоятельная работа учащихся) (слайд 8)

Проверка: Грач на горе - весна на дворе.

(подбор проверочных слов)

д) Звукобуквенный разбор слова ГРАЧ

(слайд 9)

е) Определение на слух и запись слов с безударными гласными в корне слова.

- Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Многие поэты воспевали весну. Вот один из них Ф. И. Тютчев (показ портрета). (слайд 10)
- Прослушайте стихотворение Тютчева “Весенние воды” и постарайтесь услышать слова с безударными гласными в корне. (звучит магнитофонная запись стихотворения)
- О чём пишет поэт?
- Что он нам хочет сказать этими строками?
- Какими словами он описывает весну?
- Теперь я вам читаю это стихотворение, а вы в столбик записываете слова с безударной гласной в корне.(при проверки записываем проверочные слова)

Проверка:

Полях - поле
Белеет - белый
Весной - вёсны
Бегут - бег
Гласят - глас
Концы - кончик
Весна-вёсны
Гонцы – гонщик

ж) Работа по учебнику.

(Составление текста из отдельных предложений.)

8. Домашнее задание

- Составить и разобрать предложение о приходе весны в ваш дом.

9. Итог урока

- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Наше путешествие в мир природы не окончено. Вслушайтесь в песню весны, и вы очутитесь в мире прекрасного, который зовётся природой. Слушайте и смотрите весну!

(картина весны) (слайд 11)