Цель урока:
- сформировать у учащихся представление о некоторых возможностях использования космоса землянами;
- развивать интеллект и творческие способности;
- воспитывать активную личность.
Оборудование урока: проектор, компьютер, экран, фрагмент фильма “Космос, Вселенная”, листы для рисунков, маркеры.
Ход урока:
Начало загадки для малыша –
В воротах за поворотом
Калитку он трогает и, не дыша,
В щелочку смотрит: а что там?
Растешь ты – загадка в простор голубой
К небесным взмывает высотам.
На Солнце сверкает, мерцает звездой…
И ты повторяешь: а что там?
Точь-в-точь, как тебе, но еще в старину
Хотелось узнать звездочетам –
Смотрели на Солнце они, на Луну
И тихо шептали: а что там?
Демонстрация фильма “Космос, Вселенная”.
1. Актуализация знаний.
- Кто такие звездочеты?
- Почему звездочеты смотрели на звездное небо и
задавали вопрос: а что там?
- Сегодня 12 апреля. Эта дата вам о чем-то говорит?
- Именно в этот день первый космонавт Юрий
Гагарин полетел на ракете в космос.
Демонстрация 1 слайда “Первый космонавт планеты”.
- А зачем лететь в космос? Ведь в космосе темно, холодно и на каждом шагу подстерегают опасности. Лучше, сидя на диванчике, посмотреть телевизор.
2. Сообщение темы и цели урока и постановка проблемы.
- Это и есть тема нашего урока. Мы вместе постараемся найти ответ на вопрос: зачем лететь в космос?
3. Поиск решения проблемы.
а) - Кстати, о телевизоре. Вы любите смотреть телепередачи? Какие?
- Но если сидеть на диване и ничего не делать, то и телевизор показывать не будет. Оказывается, чтобы мы могли видеть телепередачи, необходимо вмешательство из космоса. Как?
- Сигнал с телевизионной станции идет на космический спутник, который находится над ней. Этот спутник передает множество сигналов в места рядом со станцией и на многие километры дальше.
Демонстрация 2 слайда.
- А почему с телестанции надо посылать сигнал на спутник? Почему сразу нельзя послать сигнал в это место или в это? (Работа со слайдом).
- Дело в том, что сигналы могут проходить только по прямой линии, где нет никаких препятствий. А если на пути гора или высотный дом, то сигнал не пройдет. Вот тут-то и не обойтись без космоса. Сигнал оттуда быстро, по прямой, доходит до любого места.
- Ребята, а какой предмет помогает вам
поддерживать в течение дня связь с родителями?
- Что помогает установить связь и слышать голос
мамы по сотовому телефону?
- Благодаря спутниковой связи мы по телефону
можем говорить с жителем любого города нашей
страны.
Демонстрация 3 слайда “Рекламный проспект компании “Билайн”.
б) – Ребята, кто слышал сегодня прогноз погоды?
- Кто сообщил прогноз погоды?
- Откуда диктор радио узнал о том, какая погода
будет сегодня?
- А синоптики, откуда узнали?
- Что им помогает предсказывать погоду?
- Вопрос был один? А мнений было сколько? Почему
так получилось? Какая возникает проблема? (Найти
ответ на вопрос: кто или что предсказывает
погоду.)
- Какие есть мысли? Что помогает предсказать погоду? (Наблюдения за погодой, народные приметы.)
- А если прогноз погоды составлять только по наблюдениям или по приметам, получится он точным? (Используется пример наблюдения за поведением животных перед природными катаклизмами, также народная примета: если холодная зима, то жди жаркого лета.)
- Составить самый точный прогноз погоды помогает опять спутник, который работает в космосе. Настало время на спутник взглянуть и познакомиться с ним поближе.
Демонстрация 4 слайда.
- Только называется он метеорологический. Ученые научили этот спутник следить за погодой и четко докладывать свои наблюдения. Спутник летает высоко, за сутки успевает облететь нашу планету несколько раз – и никакой ураган, буря, шторм на море, гроза не могут укрыться от зоркого глаза спутника. Если идет холодный воздух, спутник предупреждает:“Ожидается похолодание!”
- Есть еще и другие спутники. Например,
спутники-наблюдатели (наблюдают за “порядком”
на нашей планете – пожары, катастрофы),
спутники-разведчики.
- Проводя наблюдения на земле, тоже можно
составить прогноз погоды. Зачем используют силу
космоса? (Для составления долгосрочных
прогнозов.)
в) – Ребята, вы были в зоопарке?
- А в космосе есть животные?
- Давайте пофантазируем и попробуем нарисовать
космическое животное.
- А работать будем в группах, чтобы дело быстрее
спорилось.
(Ребята рисуют космическое животное. Затем работы демонстрируются.)
- Мы не можем утверждать, что такие животные есть или нет. Но чтобы раскрыть эту загадку, что надо сделать? (Полететь в космос.)
- Какие тайны еще можно разгадать, полетев в космос?
- Космонавты перед полетом в космос получают задание от ученых фотографировать Луну или какую-нибудь планету, понаблюдать за Солнцем – сердится оно или спокойно, уточнить адрес звезды, которая плохо видна с Земли, проводят эксперименты с растениями.
Демонстрация 5, 6, 7, 8 слайдов.
- Казалось, ученым столько известно о космосе! Но это только маленькая часть. Поэтому они дают новые задания космонавтам, для выполнения которых они летят в космос.
г) – Все, о чем мы сейчас говорили очень важно. Но самого главного пока некоснулись. Что больше всего волнует нас, жителей планеты Земля? Для чего мы летаем в космос? (Хотим узнать, есть ли жизнь на других планетах? Существуют ли инопланетяне?)
- Как вы думаете? Почему?
- Нам, землянам, очень хочется, чтобы мы во
Вселенной были не одни.
В этом году в январе месяце американские ученые увидели на фотографии с Марса фигуру женщины и очень обрадовались. Но это был всего лишь мираж, оптический обман.
Демонстрация 9 слайда.
Пока научных подтверждений об инопланетянах, к сожалению, нет.
4. Итоги урока.
- Какую проблему мы решали на уроке?
- Так зачем же лететь в космос?
Демонстрация 10 слайда
- Что нового узнали на уроке?
- Сегодня мы говорили только о некоторых
причинах, зачем лететь в космос.
На самом деле их много, но об этом мы будем говорить, когда подрастем.
5. Домашнее задание.
Сочинить маленькое стихотворение на тему “Зачем лететь в космос?”
…К неведомым звездам настанет черед
Умчаться с Земли звездолетам,
Но, к цели пробившись, закончив полет,
Вновь взгляд устремят космонавты вперед
И спросят упрямо: а что там?