Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи ставят диагноз: “не доиграл”. Не натренировал свою фантазию и воображение в процессе “сотворения игры”.
Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Существует и другая важная проблема. В период психологической адаптации ребенка в школе у 67 – 68% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность. У других детей, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Особое место занимают игры со словом, где звучание, произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место.
1. Вначале таинственным голосом говорю: “Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, мама гремит посудой на кухне. Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Но вот голос прохожего: “Вы не скажете, который час?” Каким образом из потока уличных звуков вы уловите те, которые передали вам информацию? Чем они отличаются от других звуков?
В языке все имеет звуковое выражение. Произнесите звуки [У], [К], [А], [Н], [Л] – никто ничего не поймет. Но достаточно эти же звуки произнести в другом порядке, как станет ясно, о чем речь.
К У Л О Н
К Л О У Н
У К Л О Н
К О Л У Н
А могут ли быть словами отдельные звуки? Выясняем. Да! – я, у, а, и, о, в, к, с.
2. Читаем стихотворение Ф.И. Тютчева:
“Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом”.
Звуковая сторона речи поддерживает тональность стихотворения, передает красоту природы. В чем дело? Случайно ли это? Наверное, нет. Древний человек был тесно связан с природой. Он слышал раскаты грома, силился понять их, искал подобный звук, имитировал шум грозы. Так его речь отчетливо сформировала звук [р]. На примере стихов других авторов можно открыть происхождение любых звуков. Здесь можно включить детскую фантазию, воображение.
3. Интересные наблюдения передач звуками каких – то оценочных признаков. Например, попросить детей изобразить двух фантастических животных. Один зверь – Муора, а другой – Мурх. Сравниваем рисунки. Какое животное получилось страшным, злым, диким, а какое – ласковое, спокойное. Что в названиях животных подсказало их нрав? – Звуки. (Приложение 1)
4. Игра “Наоборот” - нос, кот, луг, воз, угар, ропот, (прочитать наоборот)
5. “Наборщик” - из букв длинного слова набрать всевозможные слова.
6. “Отгадай слово” - образовать новое слово из частей других слов.(корень в слове “снежинка”, приставка в слове “подъехали”, суффикс в слове “лесник”, окончание в слове “ученики” - подснежники)
7. “Путаница” Записано стихотворение К.И.Чуковского
в реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
- Понравилось ли вам стихотворение? Все ли вы поняли? Что нужно сделать, чтобы все было правильно и понятно? Расставим точки.
8. “Волшебный круг” В круге буквы. Читаем их по часовой стрелке, образовывая слова.
9. “Сверху вниз и снизу вверх”. Заранее подбирается какое–нибудь слово. Дети записывают его в два столбца- сверху вниз и снизу вверх. Заполнить промежутки между столбцами так, чтобы получились слова.
10. Игра “Осы”. Вставить буквы, чтобы
ОС_ _ А - на этой осе в сентябре позолота (ОСИНА)
ОС_ _А – а эта растет на лугу у болота (ОСОКА)
ОС_ _А – с этой спит в колыбельке малыш (СОСКА)
_О_С_ _ _ _А - а эта по классу крадется как мышь
(ПОДСКАЗКА)
11. Кроссворды и шарады.
Все выше перечисленное – это игры со словами.
Помимо этого проводим такие упражнения, как “Фейерверк эмоций”
Делим класс на подгруппы. Представитель каждой подгруппы вытаскивает карточку с названием какой – либо эмоции. Задание: изобразить эмоцию с помощью выразительных движений, позы, жестов, мимики. (Карточки с изображением выражения горя, радости, восхищения, скуки, обиды, боли).
- “Тренируем эмоции”- Попросить детей нахмуриться, как осенняя туча, рассердиться.
Улыбнуться, как маленький ребенок, который увидел чудо или как кот на солнце, как хитрая лиса. Позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое. Испугаться, как человек, потерявшийся в лесу, как котенок, на которого лает собака. Устать, как папа после работы, как муравей, притащивший большую муху и т.д.
- Мимическое изображение животных, предметов при помощи жестов, позы или каких – то особенностей.
- Сказать фразу с различной интонацией и логическим ударением. Показать, как меняется смысл высказывания. Например: Какой я умный! Какой я умный? Ах, какая я красивая! Ты взял книгу. Ты взял книгу? Ты взял книгу!
- Веселые человечки, герои сказок приходят на уроки в виде нарисованного изображения или куклы. Дают различные задания, сами вместе с ребятами выполняют их – кто – то правильно, кто – то неправильно. Дети исправляют их ошибки, спорят с куклами, доказывают свой выбор. Ребенок раскрепощается, входит в роль знающего, думающего человека, который учится в школе, забывая даже, что перед ним кукла.
Пример: (Буратино жалуется) “Ох, сегодня так устал, все задачку я решал: у меня было 5 монет. Когда лиса Алиса отняла несколько монет, осталось 2 монеты. Никак не мог узнать, сколько же она забрала монет? И, наконец – то, догадался. Лиса забрала 7 монет. Надо к 5 прибавить 2 и получится 7. Вот какой я умный! Правда, ребята? Лиса надо мной смеется, говорит, что я неправильно решил свою задачу. Хитрая, хочет остальные монеты у меня отнять. Я ей говорю, что 5 + 2 =7 монет, а она мне не верит. Ребята, скажите ей, что я решил верно, вам она поверит”.
- В театрализованных постановках, во внеклассных мероприятиях, играх, учащиеся используют костюмы, и это уже заставляет их входить в роль своего героя (Приложение 2)
- Сочинительство. Дети способны сами сочинять и иллюстрировать на бумаге свои произведения. (Приложение 3 и 4)
Вот какую сказку сочинила Челяшева Д. ученица 4 класса.
Как появились летучие мыши.
Жила-была полевая мышка. Была у нее большая семья. Жили они весело, радуясь каждому дню. И все было бы хорошо, но у мышки была заветная мечта: иметь крылья как у птицы. Каждое утро мышка садилась на пенек под деревом и наблюдала, как птицы разных цветов с разными голосами резвятся под лучами утреннего солнца. Мышка так хотела летать, что даже плакала, сидя под листочком.
Однажды ночью она не могла уснуть и вышла из норки посмотреть на ночное небо. Вдруг на небе увидела падающую звезду. Мышка закрыла глаза и загадала желание. Ей очень хотелось иметь крылья. Звезда начала приближаться и превратилась в мышиную фею. Она исполнила желание мышки. Утром, проснувшись, мышка увидела, что там, где раньше у нее были лапки, теперь красовались два крыла. Радуясь, она взлетела в небо. Она была счастлива. Так на нашей земле появились летучие мыши.
Читая стихи русских поэтов о природе, дети тоже пытаются сочинять стихотворения:
Вот и осень настала,
Золотая пора.
Вольный ветер уносит
Лист сухой со двора.
Дни уж стали короче
И прохладными очень.
С теплым ветром прощаться
Нам не хочется очень.
(Фербер Саша)
Солнце реже смеется,
Скоро осень проснется.
Деревья голые стоят,
Листья на земле шуршат.
Поют птицы улетая.
Здравствуй, осень золотая!
(Челяшева Дания)
- На уроке ознакомления с окружающим миром после изучения природных зон проводим игру – путешествие через всю страну: через реки и моря, степи, горы, по земле, по воде и по воздуху. Это своеобразный спектакль, где путешественники встречаются с жителями тех или иных природных зон. Они рассказывают о своей природной зоне, занятиях людей, о национальных обычаях, костюмах( По мере возможности учащиеся готовят костюмы и одевают на урок). А само путешествие показывается по карте.
Каждый учитель – режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С.Станиславский: “Мало изучить систему, надо на ее основе придумать свою”.