Первоначально слово “экономика” означало “ искусство ведение домашнего хозяйство”.В настоящее время термин “ экономика” имеет 2 значения: 1- экономические отношения между людьми в процессе производства, 2- наука о хозяйствовании.
Домашняя работа (по статистике) занимает на 25% времени больше, чем работа в общественном хозяйстве, поэтому при моделировании структуры изучения элементов домашней экономики приоритетным выбран термин-2. Необходимо формировать экономическую грамотность, мышление учащихся именно с целью практического применения в быту, семье с учетом личностно- ориентированного подхода в развитии креативных способностей каждой ученицы.
На первом уроке деловой игры у учащихся П=0 ( отсутствует потребность в решении творческой задачи), следовательно, Э=0 ( отсутствует стимул к творчеству).Как изменить ситуацию? Педагогический прием “Вхождение в игру” помогает увлечь участников игры.
рис.1
Тема 1. Характеристика семьи. Доходы.
Учащиеся создают игровые семьи, распределяют роли, копируя состав своих семей. Оформляют коллажи из рисунков, иллюстраций, фотографий. Формируется имидж семьи (принцип добровольности, учет желаний). Составляется таблица семейных доходов + источники дополнительных доходов. Постепенно деятельность учащихся активизируется, появляются творческие идеи, проявляются эмоции.
Тема 2. Расходы семьи.
Семьи начинают тратить деньги по основным статьям расходов. Растет познавательная активность (посещение магазинов, общение с родителями, содеятельность учителя).
Считая % расходов по статьям, сравнивают, анализируют, делают выводы. Поощряется оригинальное оформление отчета.
рис.2
Тема 3. Расходы на оплату коммунальных услуг.
Наиболее трудная для усвоения тема. Семьи получают творческое задание “Экономия электроэнергии в быту” и объявляется конкурс на лучший мини-проект.
Тема 4. Бюджет семьи. Анализ бюджета.
Проблемная ситуация вызывает дискуссию, спор, развивается гибкость ума. Награждается премией семья, имеющая самый сбалансированный и аргументированный бюджет.
Тема 5. План-проект “Комната моей мечты”.
Планировка комнаты в вариантах, расходы и материалы на ремонт, образцы отделок, макетирование (на выбор) . Самая любимая тема учащихся.
рис.3
Тема 6. Менеджмент. Распределение семейных обязанностей.
Творческая таблица “Распределение обязанностей членов семьи на неделю”.
Подсчитывается количество поручений, делаются выводы, обсуждается ситуация дома с родителями “ за чашкой чая”. Приятен момент рефлексии, когда этой темой увлекается реальная семья. В одной семье пересмотрели поручения, в другой - решили маму освободить от забот в субботу, в третьей- оформили веселый график и разместили на кухне, вдруг папа заинтересовался нашей темой по технологии и внес свои предложения. Это самая веселая и семейная тема учащихся.
рис.4
Тема 7. Маркетинг. Производство товаров и услуг в условиях семьи.
Семьи придумывают товар или услугу, выполняют экономический расчет предполагаемой прибыли, делают образцы или макеты изделий. Вяжем, шьем, продаем картины и пр., подрабатываем няней. Самая прибыльная тема. В реальных семьях иногда появляется таким образом дополнительный источник доходов.
рис.5
Тема 8. Защита проектов. “Рекомендации моей семье”
По определенным критериям голосованием выбирается лучшая семья модуля “Основы домашней экономики”.
рис.6