Учимся писать личные окончания глаголов. Обобщение (4-й класс; УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • предупредить частые смешения терминов склонение и спряжение, попытки "спрягать" глаголы прошедшего времени;
  • проверить умение школьников определять у глаголов два спряжения, знание окончаний каждого;
  • помочь запомнить окончание каждого спряжения и научить по окончаниям его определять;
  • привести детей к выводу о том, что личное окончание глагола и спряжение взаимосвязаны между собой;
  • тренировать учащихся в правильных действиях по написанию безударного личного окончания глагола.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Актуализация знаний.

Презентация.

а) Имена склоняются, а глаголы : (Слайд №3)

Ребята склоняют существительное пчела по падежам и числам и вспоминают термин склонение.

  • И.п. пчела
  • Р.п. пчелы
  • Д.п. пчеле
  • В.п. пчелу
  • Т.п. пчелой
  • П.п. о пчеле
  • пчела - пчёлы

У. -Как называется такое изменение существительных? (Склонение).

У. - А теперь проведём наблюдение за изменением глаголов.

Глаголы могут употребляться в формах прошедшего, настоящего и будущего времени.

Учащиеся изменяют глагол боялся. К нему добавляются ещё две формы: боялась и боялись.

Они ещё раз убеждаются в том, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам, но не умеют изменяться по лицам.

Далее организуется наблюдение за изменением глаголов будущего времени ( изменяется глагол не тронешь).

Вывод: глагол изменяли по лицам и числам. Вспоминается новое научное слово: спряжение. Имена существительные склоняются, а глаголы - спрягаются.

Спряжение глагола - это изменение по лицам и числам.

б) Склонений - три. А спряжений сколько? (Слайд №4)

Отправная точка в рассуждениях учеников - это имеющиеся уже у них знания.

У существительных есть три склонения, различия проявляются в наборах окончаний (три набора - три склонения).

  • 1 скл. м.р., ж.р. - -а. -я;
  • 2 скл. м.р. - без окончания, ср. р. - -о, -е;
  • 3 скл. ж.р. с мягким знаком на конце.

Разбор таблицы на слайде №4 позволяет сделать вывод о наличии у глаголов двух видов окончаний в зависимости от спряжения. Первого или второго. Вспоминается подсказка для полного и надёжного запоминания глагольных окончаний. ЕдУТ ИспЯТ.

в) Зачем и как узнавать спряжение глагола? Слайд (№5).

Ребята видят на слайде стихотворение В.Мусатова:

Белых пчёл из синей тучи
Вылета .т рой летучий.
Не гудят и не куса .т,
На ладошке тёплой та .т.

Стихотворение списывается, а на месте безударных личных окончаний глаголов оставляются "окошки". Закроются "окошки" чуть позже, после того как будет подведён итог проделанной на уроке работы.

На слайде №6 учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Делают вывод, что ударное окончание глагола написать легко. А как поступить, если окончание безударное и возникает сомнение в выборе буквы. Слова делятся на две группы.

- В каких глаголах окончание можно написать сразу, а в каких нет?

Вывод. Чтобы выбрать правильное окончание, нужно определиться с выбором спряжения глагола, которое позволит выбрать правильную букву.

Подводим детей к необходимости формирования способа действий по определению спряжения глаголов.

г) Как по неопределённой форме глагола узнать его спряжение? (Слайд №7).

Цель выполнения заданий на предлагаемом слайде: освоить нужные действия.

Школьники строго последовательно выполняют все нужные операции, проговаривая их и фиксируя каждый ответ.

Так, 1.Найдя неопределённую форму, дети её пишут; узнав, оканчивается она на - ить, они ставят + или - ;

2. Указывают спряжение, лицо и число, пишут окончание.

Рассматривается таблица на слайде. Затем по аналогии проводится рассуждение над выбором спряжения в глаголах записанного стихотворения В.Мусатова:

  • Вылета . т - вылетать, не на -ить, 1 спр.
  • Не куса . т - кусать, не на -ить, 1 спр.

Та . т - таять, не на - ить, 1 спр.

Учитель дополнительно диктует слова с безударными окончаниями. Проводится комментируемое письмо. Определяются спряжения глаголов.

  • (Мама) кормит, варит, моет.
  • (Ты) мажешь, режешь.
  • (Ребята) ходят, бегают, лепят и т.д.

Образец рассуждения:

  • Глагол корм . т, кормить, на - ить, 2 спр., окончание -ит.
  • Глагол вар . т, варить, на -ить, 2спр., окончание -ит.
  • Глагол мо . т, мыть, не на -ить, 1 спр., окончание -ет.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Правильные действия - правильная буква.

На слайде №8 обобщается всё сказанное ранее и проводится тренировочная работа по умению записывать безударные личные окончания глаголов в предложенную таблицу, подробно проговаривая выполняемые действия, доводя их до автоматизма.

Возвращаясь в стихотворение В. Мусатова, теперь можно вставить пропущенные буквы. Тренировкой могут служить глаголы на слайдах №5, 6..

4. Итог урока.

- Какие знания и умения обобщались на уроке?

- Почему перечисленные действия нужно выполнять в системе?

- Для чего нужно научиться рассуждать при выборе нужной буквы в безударном окончании глагола?

Вывод: причина ошибок чаще всего в невыполнении или неверном выполнении нужных действий. Поэтому нужно учиться рассуждать, пользуясь алгоритмом.

Презентация.