Цель:
- предупредить частые смешения терминов склонение и спряжение, попытки "спрягать" глаголы прошедшего времени;
- проверить умение школьников определять у глаголов два спряжения, знание окончаний каждого;
- помочь запомнить окончание каждого спряжения и научить по окончаниям его определять;
- привести детей к выводу о том, что личное окончание глагола и спряжение взаимосвязаны между собой;
- тренировать учащихся в правильных действиях по написанию безударного личного окончания глагола.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Актуализация знаний.
а) Имена склоняются, а глаголы : (Слайд №3)
Ребята склоняют существительное пчела по падежам и числам и вспоминают термин склонение.
- И.п. пчела
- Р.п. пчелы
- Д.п. пчеле
- В.п. пчелу
- Т.п. пчелой
- П.п. о пчеле
- пчела - пчёлы
У. -Как называется такое изменение существительных? (Склонение).
У. - А теперь проведём наблюдение за изменением глаголов.
Глаголы могут употребляться в формах прошедшего, настоящего и будущего времени.
Учащиеся изменяют глагол боялся. К нему добавляются ещё две формы: боялась и боялись.
Они ещё раз убеждаются в том, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам, но не умеют изменяться по лицам.
Далее организуется наблюдение за изменением глаголов будущего времени ( изменяется глагол не тронешь).
Вывод: глагол изменяли по лицам и числам. Вспоминается новое научное слово: спряжение. Имена существительные склоняются, а глаголы - спрягаются.
Спряжение глагола - это изменение по лицам и числам.
б) Склонений - три. А спряжений сколько? (Слайд №4)
Отправная точка в рассуждениях учеников - это имеющиеся уже у них знания.
У существительных есть три склонения, различия проявляются в наборах окончаний (три набора - три склонения).
- 1 скл. м.р., ж.р. - -а. -я;
- 2 скл. м.р. - без окончания, ср. р. - -о, -е;
- 3 скл. ж.р. с мягким знаком на конце.
Разбор таблицы на слайде №4 позволяет сделать вывод о наличии у глаголов двух видов окончаний в зависимости от спряжения. Первого или второго. Вспоминается подсказка для полного и надёжного запоминания глагольных окончаний. ЕдУТ ИспЯТ.
в) Зачем и как узнавать спряжение глагола? Слайд (№5).
Ребята видят на слайде стихотворение В.Мусатова:
Белых пчёл из синей тучи
Вылета .т рой летучий.
Не гудят и не куса .т,
На ладошке тёплой та .т.
Стихотворение списывается, а на месте безударных личных окончаний глаголов оставляются "окошки". Закроются "окошки" чуть позже, после того как будет подведён итог проделанной на уроке работы.
На слайде №6 учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Делают вывод, что ударное окончание глагола написать легко. А как поступить, если окончание безударное и возникает сомнение в выборе буквы. Слова делятся на две группы.
- В каких глаголах окончание можно написать сразу, а в каких нет?
Вывод. Чтобы выбрать правильное окончание, нужно определиться с выбором спряжения глагола, которое позволит выбрать правильную букву.
Подводим детей к необходимости формирования способа действий по определению спряжения глаголов.
г) Как по неопределённой форме глагола узнать его спряжение? (Слайд №7).
Цель выполнения заданий на предлагаемом слайде: освоить нужные действия.
Школьники строго последовательно выполняют все нужные операции, проговаривая их и фиксируя каждый ответ.
Так, 1.Найдя неопределённую форму, дети её пишут; узнав, оканчивается она на - ить, они ставят + или - ;
2. Указывают спряжение, лицо и число, пишут окончание.
Рассматривается таблица на слайде. Затем по аналогии проводится рассуждение над выбором спряжения в глаголах записанного стихотворения В.Мусатова:
- Вылета . т - вылетать, не на -ить, 1 спр.
- Не куса . т - кусать, не на -ить, 1 спр.
Та . т - таять, не на - ить, 1 спр.
Учитель дополнительно диктует слова с безударными окончаниями. Проводится комментируемое письмо. Определяются спряжения глаголов.
- (Мама) кормит, варит, моет.
- (Ты) мажешь, режешь.
- (Ребята) ходят, бегают, лепят и т.д.
Образец рассуждения:
- Глагол корм . т, кормить, на - ить, 2 спр., окончание -ит.
- Глагол вар . т, варить, на -ить, 2спр., окончание -ит.
- Глагол мо . т, мыть, не на -ить, 1 спр., окончание -ет.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Правильные действия - правильная буква.
На слайде №8 обобщается всё сказанное ранее и проводится тренировочная работа по умению записывать безударные личные окончания глаголов в предложенную таблицу, подробно проговаривая выполняемые действия, доводя их до автоматизма.
Возвращаясь в стихотворение В. Мусатова, теперь можно вставить пропущенные буквы. Тренировкой могут служить глаголы на слайдах №5, 6..
4. Итог урока.
- Какие знания и умения обобщались на уроке?
- Почему перечисленные действия нужно выполнять в системе?
- Для чего нужно научиться рассуждать при выборе нужной буквы в безударном окончании глагола?
Вывод: причина ошибок чаще всего в невыполнении или неверном выполнении нужных действий. Поэтому нужно учиться рассуждать, пользуясь алгоритмом.