Цели:
- продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление, рассмотрев деление пяти- и шестизначных чисел на двузначное;
- закреплять умения решать задачи;
- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление;
- совершенствовать навык самостоятельности в работе;
- формировать бережное отношение к природе.
Наглядность и оборудование:
- экран;
- мультимедийная установка;
- презентация урока математики (Приложение);
- отдельные листочки для выполнения проверочной работы и самостоятельной работы;
- учебник математики 4 класс, автор М.И.Моро.
Ход урока:
Организационный момент.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Это математика!
Тема нашего сегодняшнего урока “Деление на двузначное число”.
Индивидуальная работа по карточкам.
Решение примеров, деление на двузначное число.
Устный счет.
103 * 7 = …О
508 * 2 = …Г
220 * 4 = …Л
710 * 3 = …Я
606 * 2 = …И
230 * 3 = …К
450 * 2 = …О
245 * 2 = …Э
Поставьте полученные результаты в порядке возрастания.
Какое слово получилось? (Экология)
Как вы понимаете значение этого слова?
“Логос” - наука. “Эко” - “дом” на латинском языке. Получается, это наука о доме. Но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе.
А теперь устно решим задачи.
- На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на наш класс (в классе 24 ученика)?
- В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды вытечет из такого крана за 1 час, если в 1 литре 5 стаканов воды?
- Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
- Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
Решите примеры, выполняя вычисления столбиком.
(Как называется неизвестный компонент, как его найти?)
3234 - *** = 2484 (Столько жуков-короедов съедает за 1
день дятел.)
*** + 263 = 423 (Столько в среднем съедает за день тли
божья коровка.)
**** - 438 = 562 (Столько полевых мышей уничтожает сова
за 1 год.)
Решите примеры с объяснением, пользуясь памяткой.
(с.49 №237)
Памятка.
- Нахожу первое неполное делимое.
- Определяю количество цифр в частном.
- Определяю первую цифру частного (это пробная цифра).
- Пробую, подходит ли цифра…
Физкультминутка.
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Анализ и решение задач.
1. На территории природного национального парка “Марий чодра” гнездятся сотни птиц. Пара дятлов приносит своим птенцам в день 1012 гусениц, пара поползней – в 4 раза меньше, а пара скворцов – в 6 раз больше, чем поползни. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара поползней?
2. Гепард и зебра побежали одновременно в противоположных направлениях. Какое расстояние будет между ними через 4 часа, если скорость зебры равна 112 км/ч, а гепарда – 65 км/ч?
Логическая задача.
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Насчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Индюки и жеребята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было индюков?
Спросим также у ребят:
Сколько было жеребят?
Итог урока.
Сегодня на уроке мы говорили о том, что человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.
“Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях и горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, поля, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. (М.Пришвин)
Домашнее задание.
С. 48 №232, 235
Проверка тетрадей, выставление оценок за классную работу.
Определи свое настроение.
Встаньте, пожалуйста, те, кто устал от сегодняшнего урока; кому было трудно; кто был уверен в себе; у кого осталось отличное настроение.
Молодцы! Спасибо всем за урок!