Цели.
- Продолжать развивать навык чтения, учить звукобуквенному анализу слов.
- Учить делению слов на группы по разным признакам.
- Пополнять активный словарный запас детей.
- Способствовать развитию речи и логического мышления.
- Расширять кругозор учащихся.
Оборудование. Лента букв, индивидуальные карточки для звукобуквенного анализа, печатный текст по теме «Витамины», слого – звуковые схемы, ТСО, презентация, корзина, плоды, выставка книг по выбору учителя.
Ход урока
I. Организация учащихся на урок.
II. Постановка целей и задач урока.
– Сегодня на уроке мы с вами будем читать слова, предложения, тексты с изученными буквами. Будем продолжать учиться делить слова на группы по разным признакам, учиться умению слушать друг друга. А в конце урока, как ни странно, поговорим о здоровье, хорошем настроении, и попытаемся совершить не научно-фантастическое открытие.
III. Работа по теме урока.
1.Звукобуквенная разминка.
– Начнём урок со звукобуквенной разминки.
– Мальчики (хором). Назовите только гласные, которые не смягчают впередистоящие согласные звуки.
– Девочки (хором). Назовите гласные, которые смягчают впередистоящие согласные звуки.
– Все вместе (хором). Назовите только йотированные гласные. Почему их так назвали? Когда они обозначают два звука
– Громко. Назовите только звонкие согласные.
– Шёпотом. Назовите только глухие согласные.
– Вспомним только парные согласные. Назовём громко звонкий согласный в паре и шёпотом – глухой.
2. Работа над словообразованием.
– Мы сейчас прочли парные согласные.
– ПАРА. Что обозначает это слово Можно ли заменить первую букву в слове так, чтобы смысл слова изменился
ФАРА |
|
ТАРА |
КАРА |
|
ЖАРА (Слайд №1) |
ЛАРА |
|
|
– Какое слово можно назвать лишним? Почему?
(ЖАРА – ударение на 2 слог, ЛАРА – имя собственное).
– Если бы мы составляли схемы этих слов, как бы они выглядели? (Показ у доски).
– На что было похоже выполнение этого задания? (Разгадывание шарады).
ФИЗМИНУТКА
Я иду, и ты идёшь, 1, 2, 3 (шагаем)
Я пою, и ты поёшь, 1, 2, 3 (хлопаем)
Мы идём, и мы поём, 1, 2, 3 (прыгаем)
Очень дружно мы живём, 1, 2, 3 (шагаем)
3. Группировка слов. Работа в парах.
– Появляется корзина. Можно ли этот предмет назвать «тарой»?
– Да, это и своеобразная ёмкость для хранения, и упаковка для чего – либо.
– Посмотрим, что же лежит в нашей корзине?
(ПОМИДОР, АПЕЛЬСИН, ГРУША, ЛИМОН, ЛУК, ЧЕСНОК, ЯБЛОКО, СВЁКЛА) (Слайд №2)
– На какие две группы можно разделить эти слова?
– Овощи – фрукты. Проверяем. (Слайд № 3)
– Слова, которые начинаются с гласной или согласной буквы. Проверяем. (Слайд № 4)
– На какие три группы можно разделить эти слова?
– Слова, в которых 1, 2, 3 слога. Проверяем. (Слайд № 5)
– Слова м. р., ж. р., ср. р.. Проверяем. (Слайд № 6)
– Слова с ударением на 1, 2, 3 слоге. Проверяем. (Слайд №7)
– Возьмите листочки с напечатанными словами. Работаем в парах.
- 1-й ряд работает со словами, которые обозначают названия овощей (помидор, лук, чеснок, свёкла).
- 2-й ряд – со словами, которые обозначают названия фруктов (апельсин, груша, лимон, яблоко).
- 3-й ряд – со словами, в которых ударение падает на первый слог (груша, лук, яблоко, свёкла).
– Проверим только схемы слов из 3 – х слогов. У доски. (Апельсин, помидор, яблоко).
– В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?
– В каком слове звуков больше, чем букв? Почему?
– В каком слове букв столько же, сколько и звуков?
ФИЗМИНУТКА. (Зрительная.) Офтальмологический массаж.
4. Дидактическая игра «Реклама».
– Все эти плоды растений как можно назвать одним важным, полезным словом? (Витамины).
– Что такое витамины? Это вещества, полезные для организма, для его нормального роста, для бодрости, для поддержания организма, для здоровья.
– Поэтому ЭТО – продукты, богатые витаминами. В каком числе стоит слово «Витамины»? Как будет звучать в единственном числе?
– ВИТАМИН (Слайд № 8). Давайте прорекламируем это слово.
- В – важный, вкусный, великолепный
- И – интересный
- Т – твёрдый, томатный
- А – ароматный
- М – молодой
- И –
- Н – нужный, необходимый
– В медицине принято витамины обозначать латинскими буквами: А, В, С, D, Е…Витамины можно купить в аптеке и принимать по назначению врача. Продаются они в специальной упаковке – медицинской таре.
– В каких же ещё продуктах содержатся витамины? Прочтём это самостоятельно. (На столах карточки).
Витамины – это вещества, необходимые для нормальной жизни организма. Человек получает нужный набор витаминов, если его питание разнообразное, правильное. |
– В каких же продуктах содержится необходимый человеку набор витаминов? Проверим, как вы запомнили. (Слайд № 9, слайд № 10, слайд №11).
– А как вы думаете, какой самый главный «витамин» для школьников? (Варианты ответов могут быть самыми разнообразными).
– КНИГА! Этот «витамин» нужно принимать регулярно. Почему? А если я вам предложу придумать этому витамину название…
– Витамин У. Почему? Способствует развитию ума.
IV. Итог урока.
– Сегодня мы продолжали учиться читать, делить слова на слоги, ставить ударение. Учились делить слова на группы по разным признакам. Это наша ежедневная работа.
– А что для вас было совсем новым?
– Что запомнилось больше всего?
Литература.
- А. Леокум «Скажи мне, почему?..». Детская энциклопедия. Москва, «Багира», 1994
- А. Арсирий «В Страну знаний с Дедом Всеведом». Занимательные материалы по русскому языку. Москва, «Дрофа», 2005
- «Что такое? Кто такой?» Детская энциклопедия, том 1. Москва, «Педагогика – пресс», 1994.