Урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема: "Чтение слов и предложений с изученными буквами"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Продолжать развивать навык чтения, учить звукобуквенному анализу слов.
  2. Учить делению слов на группы по разным признакам.
  3. Пополнять активный словарный запас детей.
  4. Способствовать развитию речи и логического мышления.
  5. Расширять кругозор учащихся.

Оборудование. Лента букв, индивидуальные карточки для звукобуквенного анализа, печатный текст по теме «Витамины», слого – звуковые схемы, ТСО, презентация, корзина, плоды, выставка книг по выбору учителя.

Ход урока

I. Организация учащихся на урок.

II. Постановка целей и задач урока.

– Сегодня на уроке мы с вами будем читать слова, предложения, тексты с изученными буквами. Будем продолжать учиться делить слова на группы по разным признакам, учиться умению слушать друг друга. А в конце урока, как ни странно, поговорим о здоровье, хорошем настроении, и попытаемся совершить не научно-фантастическое открытие.
III. Работа по теме урока.

1.Звукобуквенная разминка.

– Начнём урок со звукобуквенной разминки.

– Мальчики (хором). Назовите только гласные, которые не смягчают впередистоящие согласные звуки.

Девочки (хором). Назовите гласные, которые смягчают впередистоящие согласные звуки.

Все вместе (хором). Назовите только йотированные гласные. Почему их так назвали? Когда они обозначают два звука

Громко. Назовите только звонкие согласные.

Шёпотом. Назовите только глухие согласные.

– Вспомним только парные согласные. Назовём громко звонкий согласный в паре и шёпотом – глухой.

2. Работа над словообразованием.

– Мы сейчас прочли парные согласные.

– ПАРА. Что обозначает это слово Можно ли заменить первую букву в слове так, чтобы смысл слова изменился

ФАРА

 

ТАРА

КАРА

 

ЖАРА (Слайд №1)

ЛАРА

 

 

– Какое слово можно назвать лишним? Почему?

(ЖАРА – ударение на 2 слог, ЛАРА – имя собственное).

– Если бы мы составляли схемы этих слов, как бы они выглядели? (Показ у доски).

– На что было похоже выполнение этого задания? (Разгадывание шарады).

ФИЗМИНУТКА

Я иду, и ты идёшь, 1, 2, 3 (шагаем)
Я пою, и ты поёшь, 1, 2, 3 (хлопаем)
Мы идём, и мы поём, 1, 2, 3 (прыгаем)
Очень дружно мы живём, 1, 2, 3 (шагаем)

3. Группировка слов. Работа в парах.

– Появляется корзина. Можно ли этот предмет назвать «тарой»?

– Да, это и своеобразная ёмкость для хранения, и упаковка для чего – либо.

– Посмотрим, что же лежит в нашей корзине?

(ПОМИДОР, АПЕЛЬСИН, ГРУША, ЛИМОН, ЛУК, ЧЕСНОК, ЯБЛОКО, СВЁКЛА) (Слайд №2)

На какие две группы можно разделить эти слова?

– Овощи – фрукты. Проверяем. (Слайд № 3)

Слова, которые начинаются с гласной или согласной буквы. Проверяем. (Слайд № 4)

– На какие три группы можно разделить эти слова?

– Слова, в которых 1, 2, 3 слога. Проверяем.  (Слайд № 5)

– Слова м. р., ж. р., ср. р.. Проверяем. (Слайд № 6)

– Слова с ударением на 1, 2, 3 слоге. Проверяем. (Слайд №7)

– Возьмите листочки с напечатанными словами. Работаем в парах.

  • 1-й ряд работает со словами, которые обозначают названия овощей (помидор, лук, чеснок, свёкла).
  • 2-й ряд – со словами, которые обозначают названия фруктов (апельсин, груша, лимон, яблоко).
  • 3-й ряд – со словами, в которых ударение падает на первый слог (груша, лук, яблоко, свёкла).

– Проверим только схемы слов из 3 – х слогов. У доски. (Апельсин, помидор, яблоко).

– В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?

– В каком слове звуков больше, чем букв? Почему?

– В каком слове букв столько же, сколько и звуков?

ФИЗМИНУТКА. (Зрительная.) Офтальмологический массаж.

4. Дидактическая игра «Реклама».

– Все эти плоды растений как можно назвать одним важным, полезным словом? (Витамины).

– Что такое витамины? Это вещества, полезные для организма, для его нормального роста, для бодрости, для поддержания организма, для здоровья.

– Поэтому ЭТО – продукты, богатые витаминами. В каком числе стоит слово «Витамины»? Как будет звучать в единственном числе?

– ВИТАМИН (Слайд № 8). Давайте прорекламируем это слово.

  • В – важный, вкусный, великолепный
  • И – интересный
  • Т – твёрдый, томатный
  • А – ароматный
  • М – молодой
  • И –
  • Н – нужный, необходимый

– В медицине принято витамины обозначать латинскими буквами: А, В, С, D, Е…Витамины можно купить в аптеке и принимать по назначению врача. Продаются они в специальной упаковке – медицинской таре.

– В каких же ещё продуктах содержатся витамины? Прочтём это самостоятельно. (На столах карточки).

Витамины – это вещества, необходимые для нормальной жизни организма. Человек получает нужный набор витаминов, если его питание разнообразное, правильное.
Витамин А есть в сыре, моркови, помидорах.
Витамин В – в молоке, кефире, рыбе, мясе.
Витамин Е – это аскорбиновая кислота. Она есть в лимоне, луке, плодах шиповника, квашеной капусте.
Если в организм человека мало поступает витаминов, у него наблюдается вялость, головная боль, плохой аппетит. Следует обратиться к врачу. Он определит, какие витамины необходимо принимать.

– В каких же продуктах содержится необходимый человеку набор витаминов? Проверим, как вы запомнили. (Слайд № 9, слайд № 10, слайд №11).

– А как вы думаете, какой самый главный «витамин» для школьников? (Варианты ответов могут быть самыми разнообразными).

– КНИГА! Этот «витамин» нужно принимать регулярно. Почему? А если я вам предложу придумать этому витамину название…

– Витамин У. Почему? Способствует развитию ума.

IV. Итог урока.

– Сегодня мы продолжали учиться читать, делить слова на слоги, ставить ударение. Учились делить слова на группы по разным признакам. Это наша ежедневная работа.

– А что для вас было совсем новым?

– Что запомнилось больше всего?

Литература.

  1. А. Леокум «Скажи мне, почему?..». Детская энциклопедия. Москва, «Багира», 1994
  2. А. Арсирий «В Страну знаний с Дедом Всеведом». Занимательные материалы по русскому языку. Москва, «Дрофа», 2005
  3. «Что такое? Кто такой?» Детская энциклопедия, том 1. Москва, «Педагогика – пресс», 1994.

Приложение